ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Олимпиадное движение в Республике Мордовия

Тип статьи:
Авторская

Кутняк С. В., 

канд.пед.наук, доцент, 

директор Центра олимпиадного движения Республики Мордовия

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК МЕХАНИЗМ

ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

    Вопросы выявления и развития духовного, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи приобретают в современной России особую актуальность. Интерес к данному феномену объясняется потребностью общества в активных, неординарно мыслящих людях, умеющих творчески подходить к решению поставленных задач, формулировать перспективы и созидать новое в различных сферах жизнедеятельности.

   В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальном проекте «Образование» работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью обозначена ведущим направлением современного образования [2].

   Эта стратегическая задача нашла свое отражение на региональном уровне в Государственной программе «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2018 - 2025 годы, в Программе по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2017 — 2020 годы, где работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выступает одной из приоритетных социальных задач.

    В Республике Мордовия накоплен значительный опыт по выявлению одаренных и талантливых детей, созданию условий обеспечивающих их сопровождение, развитие и совершенствование способностей и творческих интересов, стимулирование участия в проектно — исследовательской деятельности, интеллектуальных и творческих конкурсах и состязаниях.

   В настоящее время в республике успешно реализуются прошедшие проверку временем проекты и формы работы с одарёнными детьми и молодёжью: создан Республиканский лицей для одаренных детей, Лицей для талантливых детей при НИ МГУ им. Н.П. Огарева, функционируют центры дополнительного образования и технического творчества, профильные гимназии и лицеи, расширяется сотрудничество школ с вузами, учреждениями культуры, науки и спорта, проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку одаренных детей. В 2019 году в рамках Всероссийского проекта «Успех каждого ребенка» начал свою работу Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «МИРА».

  Одной из самых массовых и эффективных форм работы с одарёнными детьми являются предметные олимпиады – интеллектуальные состязания, требующие от участников «высокого развития интеллектуальных способностей, демонстрации знаний, умений и навыков в предметных областях, устойчивых личностных и коммуникативных качеств» [3, С. 174].

  Основная цель проведения олимпиад школьников по общеобразовательным предметам направлена на предоставление возможности всем обучающимся проявить свои интеллектуальные способности в той или иной предметной области. Участие в олимпиадном движении способствует личностному росту и профессиональному самоопределению школьников через решение следующих задач:

– совершенствование теоретической и практической подготовки в области предметного направления;

– возможность свободного оперирования полученными знаниями и навыками в нестандартных ситуациях;

– повышение познавательного интереса и мотивации к общеобразовательному предмету;

– развитие эрудиции, креативного мышления, творческих способностей;

– совершенствование экспериментальных и проектно — исследовательских компетенций;

– развитие социальной коммуникативности;

– повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях.

   Кроме того, результативность участия школьников в интеллектуальных олимпиадах всероссийского и международного уровня демонстрирует качество республиканской системы образования, способствует повышению имиджа республики и привлечению талантливой молодежи из других регионов.

  В последние годы в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы, учитывающими результаты участия школьников в олимпиадном движении, возросла роль ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (далее ВсОШ).

Качественный и количественный анализ результатов участия школьников Республики Мордовия в ВсОШ от школьного до заключительного этапа в 2019 / 2020 учебном году позволил проанализировать сложившуюся ситуацию и выявить актуальные проблемы региональной системы образования в направлении работы по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

    ВсОШ проводится в 4 этапа:

– школьный, проводимый для обучающихся 5 — 11 классов одной школы;

– муниципальный, организуемый органами местного самоуправления для победителей и призеров школьного этапа;

– региональный, в котором принимают участие школьники 8 — 11 классов, ставшие победителями или призёрами муниципального этапа;

– заключительный, где участвуют победители региональных состязаний.

   Самым массовым по участию школьников в ВсОШ, безусловно является школьный этап. В 2019 – 2020 учебном году 28 437 обучающихся 5 — 11 классов приняли участие в школьном этапе олимпиады, что составило 67,3 % от общего количества обучающихся из 262 образовательных организаций республики. Фактическое количество участников составило 97023 человек. Увеличение показателя обусловлено тем фактом, что многие дети на данном этапе участвовали в нескольких олимпиадах.

  С целью выявления востребованности на школьном этапе олимпиады по определенному предмету был проведен количественный анализ, позволивший выстроить рейтинг 7 самых востребованных предметов:

– русский язык – 7927 участников (18,7 % );

– математика – 7689 участников (18,1 % );

– биология – 7114 участников (16,8 % );

– физическая культура – 6839 участников (16,2 % );

– литература – 6253 участника (14,8 % );

– обществознание – 6184 участника (14,6 % );

– история – 6179 участников (14,6 % ).

   Интерес к данным предметам объясняется, прежде, всего тем, что большинство из них изучается на протяжении всего обучения в школе, а для многих одиннадцатиклассников они являются обязательными ЕГЭ при поступлении в вуз.

  Наименее востребованными оказались мировая художественная культура (2281 участник – 5,4 % ), экономика (2126 участников – 5 % ), немецкий язык (1231 участник – 2,9 % ), французский язык (130 участников – 0,3 % ). Данные показатели могут быть связаны со спецификой этих учебных предметов, отсутствием в сельских школах квалифицированных педагогов, сложностью организации подготовки к олимпиаде. Испанский, китайский и итальянский языки в республике преподаются только в нескольких школах в качестве второго языка. Система подготовки к олимпиаде по этим предметам только формируется, и поэтому они не были включены в программу школьного этапа.

   Сравнительный анализ степени участия детей в школьном этапе ВсОШ этого и прошлого учебного года показал увеличение на 2,4 %. Пусть незначительный, но все же прирост оказался практически по всем предметам, что свидетельствует о повышении значимости олимпиадного движения для обучающихся и педагогического сообщества республики.

  Массовое участие предполагает также и муниципальный этап ВсОШ. В 2019 — 2020 учебном году общее количество участников муниципального уровня составило 34 431 человек, что на 3,2 % больше по сравнению с прошлым годом. Из них 66,3 % обучающиеся из городских школ и 33,7 % обучающиеся из сельских школ.

   Проведенное сравнение муниципального этапа со школьным этапом ВсОШ показывает, что самыми массовыми предметами остались русский язык (3195 участников – 11 % ) и математика (2920 участников – 8,5 % ). Это можно объяснить тем, что русский язык и математика являются обязательными предметами в рамках ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Педагоги и родители традиционно ставят эти предметы на первое место в рейтинг по значимости. Заметно увеличилось количество участников муниципального уровня олимпиады по истории (на 2,6 %), информатике (на 1,7 % ).

   Наименьшее количество детей, участвующих в муниципального этапа, по — прежнему по немецкому и французскому языкам, экономике, МХК и ОБЖ. Сравнение результатов выполнения олимпиадных заданий муниципального этапа ВсОШ обучающимися

городских и сельских школ показало, что по таким предметам, как химия, физика, астрономия, биология сельские школьники продемонстрировали более низкие показатели, чем городские. Кроме того, установленный Министерством образования РМ необходимый для признания победителем или призером муниципального этапа процент выполнения заданий смогли выполнить больше городские школьники, нежели сельские.

   Данная ситуация отражает отсутствие сформированной системы подготовки к олимпиадам по данным предметам не только на уровне школ, но и муниципалитетов, демонстрирует проблемы в муниципальной работе по выявлению и поддержке одаренных

детей в данной области наук, кадровый дефицит педагогов — наставников, способных профессионально работать с талантливыми, мотивированными школьниками, осваивать информационные контенты, современные технологии, сетевые формы сотрудничества при подготовке к ВсОШ.

  Следует отметить, что на муниципальном этапе ВсОШ каждый территориальный субъект решает не только задачу вовлечения школьников в олимпиадное движение, но и задачу формирования муниципальной команды для участия в региональном этапе.

   Таким образом, качественный показатель участия школьников в предметных олимпиадах на муниципальном этапе становится не менее значимым, чем количественный. Он определяется как количество победителей и призеров относительно общего числа участников этапа, а также как количество обучающихся, прошедших на региональный этап олимпиады. Этот показатель принципиально значим еще и потому, что, по мнению В.В. Николаевой и Е.И. Соколовой, формирование команды, способной достойно представить регион на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, происходит уже на муниципальном этапе олимпиады [4].

   Несмотря на увеличение в республике общего количества детей, участвующих в школьном и муниципальном этапах ВсОШ в 2019 – 2020 году, число участников регионального этапа снизилось по сравнению с прошлым годом на 4,2 %. Такая ситуация обусловлена повышением требований к качеству разработки олимпиадных заданий муниципального уровня и результатам их выполнения, а также к организации работы команды жюри.

   Всего в региональном этапе этого года участвовало 2278 школьников 9 — 11 классов общеобразовательных организаций Мордовии. Основная масса представлена школьниками г. Саранск (72,2 % ). Наибольшее число участников оказалось на физике – 171 человек (7,5 % ), следующие предметы распределились таким образом: русский язык – 150 участников (6,6 % ), математика и биология по 146 участников (6,4 % ), информатика – 143 участника (6,3 % ), экология – 131, литература – 130 (5,8 % ).

    Наименьшее количество участников регионального этапа, как и следовало ожидать, было на французском языке – 4 человека, немецком – 49 человек (2,2 % ), экономике – 73 (3,2 % ) и технологии 78 человек (3,4 % ).

   Анализ качественных данных регионального этапа выявил, что самое большое количество победителей и призеров традиционно среди обучающихся Республиканского лицея для одаренных детей. Эти дети показали лучшие результаты по естественно-научным предметам: физике, астрономии, математике, информатике, биологии. Победителей и призеров гуманитарных предметов больше всего оказалось среди городских школьников.

   Несмотря на то, что в 2019 — 2020 году в силу сложившейся эпидемиологической ситуации в России, заключительный этап ВсОШ был отменен, команда школьников Мордовии из 103 человек была готова к интеллектуальным состязаниям всероссийского уровня. Среди них наибольшее количество участников по физике (21 человек), астрономии – 20 человек, химии – 15 человек.

    На протяжении нескольких лет школьники Мордовии демонстрируют высокие результаты на заключительном этапе по таким предметам, как физика, астрономия, химия. Это позволяет республике входить в десятку регионов России по количеству победителей и призеров заключительного этапа.

 Проведенный количественный и качественный анализ результатов всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2019 — 2020 учебном году позволил сделать вывод, что неотъемлемым элементом любой образовательной организации является наличие системы работы с одаренными и детьми и талантливой молодежью, направленной на качественную подготовку для участия в предметных олимпиадах. На сегодняшний день в Республике Мордовия данному направлению работы уделяется самое пристальное внимание, вместе с тем существует ряд проблем в системе подготовки и организации ВсОШ.

   Прежде всего, для достижения хороших показателей необходима целенаправленная и комплексная подготовки обучающихся ко всем этапам ВсОШ на протяжении всего учебного года. Педагоги и школьники не должны относиться к олимпиаде, как к разовому мероприятию, которое реализуется один раз в год. На уровне образовательных организаций для каждого школьника целесообразно разрабатывать программы подготовки к олимпиаде с учетом его индивидуальной траектории движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческому выбору способа их решения. Большая роль при этом отводится программам дополнительных и элективных курсов, занятий по выбору, ориентированным не столько на усвоение теории, сколько на развитие творческого мышления и проектно - исследовательских навыков [1].

   В отличие от других видов исследовательской, проектной деятельности, интеллектуальных состязаний ВсОШ охватывает более широкий круг знаний по всем общеобразовательным предметам. Важно, чтобы обучающиеся воспринимали каждый школьный предмет как науку, а участие в олимпиаде как первые шаги в нее. Однако, как показывает практика, в последние годы прослеживается ценностный сдвиг от научно — содержательной олимпиады к ее соревновательно — спортивному восприятию, что приводит при подготовке к ориентации на натаскивание, механическую отработку техники, а не на достижение научных результатов.

  Еще одной немаловажной проблемой комплексной системы подготовки в рамках ВсОШ является, на наш взгляд, механизм оценивания олимпиадных работ, поскольку объективность оценивания олимпиадных работ выступает главным показателем, влияющим на качественное участие обучающихся муниципалитета в последующих этапах олимпиады. Однако существующая сегодня на уровне школьного и муниципального этапов система не всегда позволяет объективно проверить и выявить наиболее качественные работы участников, которые могут в дальнейшем достойно представить свой территориальный субъект на региональном и заключительном этапах олимпиады.

   В настоящее время одним из критериев эффективности работы школьного учителя с одарёнными детьми на республиканском уровне выступает показатель результативности их участия в ВсОШ. Мы считаем, что этот показатель может быть объективным только на уровне школьного и муниципального этапа. В дальнейшем, при подготовке детей к участию в региональном и заключительном этапах эта работа должна носить более комплексный характер. К ней должны подключиться в качестве тьюторов и наставников педагоги, имеющие профессиональный опыт работы в этом направлении, чьи дети уже становились победителями и призерами олимпиады, психологи, формирующие у детей умения справиться со стрессовой ситуацией, настроиться на успешную работу и т.д. Необходима организация специальных программ и курсов по подготовке республиканской команды к участию во всероссийском этапе по отдельным образовательным предметам.

   Чаще всего победа на заключительном этапе олимпиады – это труд не одного наставника, а целого педагогического коллектива.

  В итоге главными показателями эффективности реализации системы работы с одарёнными детьми по подготовке к ВсОШ должна стать их удовлетворённость своей деятельностью, совершенствование компетентностей, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях.

   Таким образом, анализ результатов участия обучающихся Республики Мордовия во Всероссийской олимпиаде школьников 2019 — 2020 учебного года диктует необходимость решения задач, способствующих совершенствованию условий для эффективного развития олимпиадного движения в регионе, как на уровне отдельной образовательной организации, так и на муниципальном уровне:

– организация более активного вовлечения в олимпиадное движение обучающихся 5 — 8 классов, с целью раннего выявления одаренных детей, создания оптимальных условий для реализации их потенциала, формирования осознанной мотивации и стремления к участию во ВсОШ;

– организация адресной поддержки и психолого — педагогического сопровождения участников ВсОШ и других олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

– создание равных условий для участия школьников в каждом этапе олимпиады, соблюдения прав их прав и обеспечения получения максимально объективных качественных результатов;

– обеспечение системной подготовки обучающихся к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады на базе Республиканского лицея для одаренных детей, Лицея НИ МГУ им. Н.П. Огарева, Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «МИРА»;

– организация информационно — методической поддержки педагогических работников, принимающих участие в подготовке школьников к ВсОШ;

– создание условий для повышения квалификации педагогов — наставников одаренных детей, использования опыта учителей, имеющих качественные результаты в подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, а также опыт преподавателей высшей школы;

– создание системы информационно — методического сопровождения лиц, занимающихся организацией проведения этапов ВсОШ в республике.


Список использованной литературы
1. Казарина, В. В. О некоторых формах работы с одарёнными детьми / В. В. Казарина. – Текст: непосредственный / / Начальная школа плюс До и После. – 2013. – No 5. – С. 29–32.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: [утверждёна Президентом РФ от 03.04.2012 N Пр — 827].– Текст: электронный. – URL: https:/ / legalacts.ru / doc / kontseptsija — obshchenatsionalnoi — sistemy — vyjavlenija — i — razvitija -
molodykh / (дата обращения 20.05.2020).
3. Миндеева, С.В. Олимпиадное движение как форма активизации учебно - познавательной деятельности школьников и студентов / С.В. Миндеева, О.Д. Толстых. – Текст: непосредственный / / Международный информационно — аналитический журнал «Crede Experto: общество, образование, язык, 2016. – No 4(11). – С. 174–181.
4. Николаева, В.В. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО / В.В. Николаева, Е.И. Соколова. – Текст: непосредственный / / Научно - методическое обеспечение качества образования, 2018. – No 2 (5). – С.45–53.
334
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!