РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ

Олимпиадное движение в Республике Мордовия

РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПОВЫШЕНИИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ

РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ

Кутняк Светлана Владимировна

к.п.н., доцент

директор Центра олимпиадного движения Республики Мордовия


Аннотация: В статье рассматриваются возможности олимпиад школьников по общеобразовательным предметам как механизма повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения. Подчеркиваются преимущества дистанционных форм проведения олимпиад для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Особое внимание уделяется анализу комплексной системы подготовки школьников к участию в олимпиадах, ее влияния на успешность сдачи учащимися единого государственного экзамена.

  С развитием общества, совершенствованием научно-технического прогресса и повышением требований к уровню знаний выпускников школы, все чаще возникают вопросы о качестве образования и его практической направленности. В современных условиях отечественного образования, предлагающего ученику многообразие технологий, форм и методов обучения, чрезвычайно важную роль играет совершенствование и активизация интеллектуально-познавательной и проектно-исследовательской деятельности школьников. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в складывающейся системе школьного образования рассматривается сегодня как необходимое условие повышения качества модернизации образования. Неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой невозможно повысить его качество, становятся предметные олимпиады школьников. Являясь соревнованием по общеобразовательным предметам, олимпиады способствуют углублению и расширению знаний учащихся по изучаемым дисциплинам, повышению уровня учебной мотивации учащихся. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» целью проведения предметных олимпиад школьников является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганда научных знаний, творческих и спортивных достижений [7].

  Олимпиады школьников по общеобразовательным предметам позволяют выявить проблемы региональной системы образования, создать систему оценки качества образования, сформировать качественно новое отношение обучающихся и образовательных организаций к образованию и получаемым по его итогам компетенциям, на основе которых формируется научно-технический потенциал и строится экономика региона [6,8]. В связи с этим особое значение предметные олимпиады имеют для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

  В частности, опыт активного обучения посредством участия в предметных олимпиадах подтверждает, что с их помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, способствующих повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения:

– формирование навыков мыслительной и практической работы, социального взаимодействия, индивидуального и совместного поиска решений поставленных задач и проблем, воспитание ответственного отношения к делу;

– выработка системного мышления школьника, подразумевающего целостное понимание не только законов природы и общества, но и себя, своего места в мире;

– развитие творческого потенциала личности.

  Предметные олимпиады нацелены на подготовку творчески саморазвивающейся личности в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит качественное совершенствование образовательного уровня обучающегося [2]. Участие в предметных олимпиадах способствует формированию у школьников устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности: ученик чувствуется себя субъектом учебно-познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса – его личные цели. Кроме того, участие в олимпиадах помогает учащимся применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации, понять их значимость в профессиональной деятельности, определиться с выбором будущей профессии. Таким образом, олимпиада по предмету – это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций при решении нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

  Результаты участия школьников в олимпиадах сегодня рассматриваются одним из критериев оценки деятельности не только школы, но и педагогов, так как позволяют учителям проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей выстраивания образовательного процесса. В отличие от других форм работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.

 Практика показывает, что роль предметных олимпиад в повышении качества образования существенно возрастает в зависимости от организации подготовительной работы. Наличие развитой системы качественной подготовки обучающихся для участия в предметных олимпиадах является неотъемлемым элементом любой образовательной организации. Но особое значение она приобретает в школах с низкими результатами обучения, так как способствует повышению уровня обученности и обучаемости школьников.

  Анализ опыта образовательных организаций Республики Мордовия с низкими результатами обучения по подготовке учащихся к предметным олимпиадам позволил определить основные подходы к данной работе:

– олимпиада не должна восприниматься учащимися как разовое мероприятие. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года, и носить не авральный характер, когда уже необходимо показывать результат, и учитель-предметник просто «натаскивает» ученика на решение олимпиадных заданий, которые часто превосходят требования образовательного минимума. Занятия должны быть выстроены так, чтобы ученик и учитель являлись единомышленниками, соавторами успеха, дополняя и расширяя багаж знаний учащегося, стимулируя самостоятельный поиск информации, ее разбор и усвоение, практическое применение;

– важно сформировать у учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде;

– для успешности участия школьников в олимпиаде, создания для них ситуации уверенности и комфортности, возможности реализации своего потенциала следует вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности;

– в процессе подготовки необходимо создание ситуаций максимальной самостоятельности – предоставление учащимся возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые ученик добывает собственными усилиями, в процессе работы с источниками при решении различных заданий;

– индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого ученика должна сочетаться с командными формами работы. Одновременно с выявлением мотивированных школьников, интересующихся учебным предметом, необходимо работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиадам. Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку на учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания;

– при подготовке к олимпиаде важно избегать двух крайностей: возводить сильных учеников на пьедестал, подчеркивая их особые права, и публично принижать достоинства более слабых, игнорируя их возможности участия в олимпиадах. Систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность школьников и понижают самооценку;

– главное внимание при подготовке к олимпиаде необходимо уделить совершенствованию и развитию у детей исследовательских и экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментально-исследовательских задач;

– важно проводить анализ результатов прошедших олимпиад совместно со школьниками, что позволяет определить проблемы, трудности и недостатки, выявить находки, не учтенные в предыдущей деятельности. Этот подход обязателен и для учителя, так как он положительно влияет на качество организации подготовительных работ к олимпиаде, и для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки;

– важно, чтобы результат олимпиады, даже не очень высокий, воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

  Необходимым этапом в подготовке школьников к олимпиадам является проведение диагностического контроля знаний учащихся, определение наиболее «сильных» и наиболее «слабых» сторон. Диагностирование помогает дальнейшему подбору заданий с учетом подготовленности учащихся и ориентации на задания олимпиадного уровня.

  Комплексная система подготовительной работы к участию школьников в олимпиадном движении представляет собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности. Использование данной системы подготовки к предметным олимпиадам в Республике Мордовия показывает позитивную динамику результатов индивидуальной траектории развития учащихся, не только в школах с высокими результатами обучения, но и низкими. В дальнейшем такая работа способствует повышению качества образовательных услуг в этих школах.

  В последние годы существенно актуализировалось проведение дистанционных предметных олимпиад. Возможности коммуникационных технологий, развитие современных мультимедийных средств обучения, расширение информационной базы за счет интернет — ресурсов позволяют поднять уровень проведения дистанционных предметных олимпиад на новую ступень, и соответственно, повысить результативность и качество образования. Преимуществом дистанционных форм организации олимпиадных мероприятий является широкий территориальный охват участников и отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; возможность участия в олимпиадах без отрыва от учебного процесса и выполнять задания в удобное для ученика время. Электронная почта и Интернет позволяет учащимся разных школ, городов, областей, стран, хотя и находящимся порой на огромном расстоянии друг от друга, в режиме реального времени обмениваться информацией, обсуждать возникающие проблемы, а также соревноваться в эффективности их решения.

 Особое значение имеют дистанционные олимпиады для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, так как дают возможность учащимся данных школ более активно включиться в олимпиадное движение, создают условия для независимой проверки степени своей подготовки по общеобразовательному предмету. Кроме того, олимпиады, проводимые в Онлайн-режиме позволяют решить одну из задач Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая состоит в создании эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи [5].

 Как показывает практика, участие в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах дает возможность обучающимся в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, соревноваться с большим количеством сверстников, что существенно укрепляет мотивационную основу учебного процесса, повышает активность учащихся в освоении знаний, умений и навыков и способов интеллектуально-познавательной деятельности. Кроме того, новые информационные технологии, связанные с использованием столь популярных среди подростков компьютеров и гаджетов, способны оказывать существенное влияние на их психофизические и даже мировоззренческие качества [1, 4].

  Преимущества дистанционных форм образовательной деятельности перед традиционными очными состоит в оперативности, возможности быстрой и эффективной самореализации учащихся, в индивидуализации процесса обучения, поскольку от самих учащихся во многом зависит направленность, выбор средств и форм обучения, а также темп освоения знаний и умений.

   Главным показателем качества образовательного процесса в любой школе безусловно является результативность ЕГЭ. Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них оказывают значительное влияние на успешность сдачи учащимися единого государственного экзамена, так как предполагает глубокое изучение школьных предметов, постоянную практику решения сложных и нестандартных задач. Готовясь к олимпиадам, учащиеся получают исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ на гораздо более высоком уровне, учатся оценивать и корректировать свои знания. Олимпиады проходят в таких же строгих условиях, что и экзамены. На них заранее можно привыкнуть к проверочному формату и научиться справляться с чувством страха во время экзамена, что в дальнейшем обеспечит возможность получить более высокий балл.

  Проведенный анализ результатов ЕГЭ за два последних года в школах республики показал слабое качество подготовки учащихся к данной аттестации по большинству общеобразовательных предметов в школах с низкими результатами обучения. Одним из путей решения данной проблемы является активная работа по включению учащихся данных школ в олимпиадное движение.

  Участие в предметных олимпиадах обеспечивает школьникам ряд преимуществ в соответствии с ЕГЭ и способствует более качественной подготовки к экзаменам:

– разнообразие и вариативность олимпиад повышают шансы на победу: не получилось на одной олимпиаде – возможно, получится на другой или третьей. ЕГЭ сдаётся один раз, и исправить его результаты уже не предоставляется возможным.

– победа в отдельных олимпиадах даёт преимущества при поступлении: от дополнительных баллов за ЕГЭ или портфолио до зачисления без экзаменов на профильные специальности;

– создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе. Опыт показывает, что студенты, которые в своё время готовились лишь к ЕГЭ, начинают испытывать проблемы в учебе в первом же семестре; в то же время первокурсники, активно участвовавшие в олимпиадах, гораздо легче усваивают вузовский материал.

  На значимую роль предметных олимпиад в повышении качества образования указывает и тот факт, что рейтинг общеобразовательных организаций по участию в олимпиадах – один из главных пунктов мониторинга эффективности российских школ, который в последние годы проводится Министерством просвещения РФ. К сожалению школы с низкими результатами обучения и школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях занимают в этих рейтингах низкие показатели. Одним из способов решения названной проблемы для таких школ может выступать правильно и качественно организованное олимпиадное движение.

  Таким образом, предметные олимпиады способствуют не только выявлению способных детей и созданию условий, позволяющих им реализовать свои образовательные потребности, но и оказывают существенное влияние на повышение качества образовательного процесса в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. При таком подходе предметные олимпиады становятся одним из механизмов оценки качества образования, направленного на обеспечение объективности образовательных результатов и эффективного управления образовательным процессом на всех уровнях [6]. Фактически олимпиады приобретают статус оценочной процедуры качества образования, которая позволяет получить информацию об уровне достижения предметных результатов обучающимися-участниками олимпиад, проанализировать полученные результаты и принять взвешенные управленческие решения.

Список литературы

1. Галкина Е.А. Предметные олимпиады: как подготовить учащихся? // Народное образование. – 2011. – No 5. – С.195-200.

2. Казарбин А.В., Лунина Ю.В. Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – No 1 (14). – С .57-59

3. Кобзева Н.И., Кобзева М.А. Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2016. – No 23. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/127/35223/ (дата обращения: 05.11.2019).

4. Коломоец К.С. Организация и проведение олимпиады в средней общеобразовательной школе //Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство. – 2017. – С.124-126. [Электронный ресурс]. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13341/ (дата обращения: 06.11.2019).

5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/ 2837.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

6. Николаева В.В., Соколова Е.И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании муниципальной системе оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2018. – No 2.(5). – С.45 — 53

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.12.2012 г. No273-ФЗ М.: Проспект. – 2013. – 160 с.

8. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. – 2017. –No1. – С.50-54. [Электронный ресурс]. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 06.11.2019).



3286
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!