Проблема формирования российской гражданской идентичности

Учителя истории и обществознания

В ситуации очередной смены типа культурно-исторического наследования в процессе формирования информационного общества в современном глобальном стремительно изменяющемся мире перед сегодняшней школой стоит на первый взгляд двойственная задача — как научить детей сохранять культурную самобытность и передавать свое культурное наследие, при этом не выпадая из процесса глобализации. Одним из потенциальных путей решения данной задачи – воспитания цивилизационно-культурных, гражданско-государственных и этнокультурных духовно-нравственных ценностей – является формирование многоуровневой идентичности школьников.

В настоящее время определение любой идентичности становится проблематичной. В обстановке глобализации идентификационное поле делается просторнее границ отдельной страны. Современный индивидуум в отличие от человека патриархального или индустриального общества зачастую не соотносит себя с какой-либо определенной культурой или традицией.

Концепция нового УМК[1] по отечественной истории подчеркивает, что осмыслению обучающимися своей социальной идентичности в наиболее широком спектре – как граждан своей страны, жителей своей местности, представителей определенного этно-национального или религиозного единства должно содействовать сочетание в рамках учебного предмета «История России» процессов как общегосударственного масштаба, так и населяющих его этносов, региональной и местной истории (прошлое родного города или села). В данном контексте актуальным становится новый подход к пониманию региональной истории[2], которая складывается из локальной истории (микрорегион – социокультурное локальное пространство: уезд, волость, округ, город, село), собственно региональной истории (мезорегион — историко-культурное, хозяйственно-географическое и социокультурное пространство исторической территории вчера и сегодня: Нижегородское княжество, Волжско-Камская Булгария, Хазарский каганат, Мордовский край, Волго-Вятский регион и т.п.), субнациональной истории (макрорегион – историческое и геополитическое пространство значительного историко-культурного региона: Великая Степь, Золотая Орда, Северный Кавказ, Сибирь, Поволжье и т.п.) и общенациональной и наднациональной истории (мегарегион – государственно-политическое и социокультурное пространство, объединяющее всю страну и несколько прочих государств в исторической ретроспективе: Российская империя, СССР, Российская Федерация и страны ближнего зарубежья и т.п.). При подобном подходе локальная история оказывается взаимосвязанной с региональной, общенациональной и всемирной историей.

Такая многоуровневая конструкция преподнесения исторических процессов, как подчеркивается в Концепции нового УМК по отечественной истории, призвана вырабатывать осознание своей российской гражданской идентичности и чувство патриотизма через привязанность к большой и малой родине, ощущение единства исторических судеб народов и регионов России, содействовать социализации учащихся через понимание ими своей многоуровневой идентичности. Данная задача может быть решена через историко-антропологический подход в обучении истории. Использование наглядных образцов трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян, грандиозность которых выявляется через биографии конкретных личностей, через историю села, рода, семьи, содействует формированию у подрастающего поколения ощущения сопричастности к истории страны, чувства гордости за принадлежность к многонациональному российскому народу.

Одним из методических приемов сопряжения в сознании детей различных уровней идентичности является акцентирование их внимания на выдающихся исторических фигурах общенационального и общецивилизационного масштаба, оставивших заметный след в региональной истории. При этом ни в коем случае нельзя ограничиваться только лишь персоналиями, представленными в Историко-культурном стандарте, крайне важно как можно более широко вводить в содержательную часть учебного предмета «История» выдающихся исторических деятелей регионального значения. Значительным потенциалом в этом плане обладает также проект «Живые уроки», подразумевающий проведение выездных уроков экскурсионного характера историко-патриотической и культурно-познавательной направленности.

Для решения задачи формирования многоуровневой гражданской идентичности в системе образования Республики Мордовия можно предложить следующие подходы. Гражданско-государственный уровень идентичности в сопряжении с локально-региональным уровнем можно формировать через обращение к деятельности таких персоналий Историко-культурного стандарта, как царь Иоанн IVГрозный (поход на Казань 1552 г. проходил через восточные районы нынешней Республики Мордовия), генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский (владел имением в с. Чеберчино ныне Дубенского района Республики Мордовия), адмирал Ф.Ф. Ушаков (владел имением в с. Алексеевка Темниковского уезда, похоронен в Санаксарском монастыре), предводитель крестьянского восстания Е.И. Пугачев (в июле 1774 г. с повстанческими отрядами прошел по мордовским землям от Алатыря до Саранска). Решению этой же проблемы могут способствовать региональные персоналии – поэт-демократ Н.П. Огарев (владел имением в с. Старое Акшино ныне Старошайговского района Мордовии), философ М.М. Бахтин (с 1945 по 1961 гг. работал в Мордовском государственном университете), крупные советские военачальники – уроженцы Мордовии: генерал армии М.А. Пуркаев, генерал-полковник И.В. Болдин, генерал-полковник авиации С.К. Горюнов, маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев.

Формирование представлений о сопряженности мезорегиональной и общенациональной уровней идентичности может быть организовано через обращение к личностям патриарха Никона, К. Минина, святого Серафима Саровского, государственных деятелей В.Н. Татищева, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина и др.

Осознанию своей российской гражданско-государственной идентичности через принадлежность к мордовскому народу (этно-национальный уровень идентичности) помогут личности скульптора С.Д. Эрьзи, певицы Л.А. Руслановой, актеров О.П. Табакова, В.М Шукшина, Н.Д. Чиндяйкина, спортсменов С.В. Хоркиной, О.А. Маскаева и др.

В целом, можно сказать, что персонифицированный историко-антропологический подход, сопряженный с показом содержательных особенностей региональной истории и культуры в условиях однокомпонентного построения государственных образовательных стандартов обладает весьма большим потенциалом в деле решения актуальной задачи формирования гражданского самоопределения подрастающего поколения в системе школьного духовно-нравственного и патриотического воспитания.



[1] Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. – 2014. – №13. – С. 10-124.

[2] Мишина, И.А. Региональная и локальная история в условиях введения ИКС: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://en.ppt-online.org/150317 (дата обращения:13.09.2018).

334
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!