ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЕГЭ-2024г.)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ИСТОРИЯ».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития предметных и метапредметных умений на основе требований ФГОС, особо обращая внимание на потенциал курсов всеобщей истории.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
3. Использовать различные способы повторения курсов всеобщей истории, вводить в урок по изучению нового материала содержание на повторение, связанное с темой урока, раскрывающее исторические корни рассматриваемых событий и явлений.
4. При изучении и повторении учебного предмета «История» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ – начала ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период, историческим личностям, развитию российской культуры (при этом важно научить обучающихся определять стиль произведения культуры, что поможет узнать примерное время его создания).
5. Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т.д.
6. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
7. При подготовке к ЕГЭ по истории использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
8. Обращать внимание учащихся на выявление последствий исторических событий посредством определения их пространственного (всемирного, регионального, национального) и временного масштабов. Формировать умения устанавливать следствия исторических событий (явлений) в одной (вертикальные связи) или нескольких (горизонтальные связи) сферах жизни общества, через выделение противоречий исторического развития.
9. Необходимо больше учебного времени уделять развитию умений работы с картой. Показывать в процессе объяснения и на примере заданий потенциал исторических карт не только в плане иллюстрации исторических событий, но и как основного средства получения информации.
10. Учителям истории выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по истории.
11. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
12. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».
1. В рамках курсов повышения квалификации учителей истории рекомендуется проведение семинаров-практикумов, мастер-классов по результатам анализа выполнения ЕГЭ по истории.
2. Систематически проводить практические совещания по материалам методической работы школ, выявлять и распространять эффективные формы работы учителей.
3. Развивать деятельность школьных музеев с целью проведения на их базе практико-ориентированных занятий по истории.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям
1. Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по истории из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению истории.
2. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по истории.
3. Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
4. Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
5. Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ.
Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением программ по истории, государственного образовательного стандарта.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «История» в 9–11 классах,
3.Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по истории. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью расширения исторического кругозора.
5.Администрации школ выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям истории.
6. Разработать план подготовки к ГИА-2025 с учетом результатов анализа ГИА-2024; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по истории; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.
7.Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально-групповые занятия с выпускниками по истории.
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».
1. Обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
2. Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей истории с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
3. Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям истории, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.
4. Продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышение профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества.
5. Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей истории «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/48 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей истории, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития на протяжении всей его профессиональной деятельности.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1.Работа с различными источниками исторических знаний. Формирование читательской грамотности на уроках истории.
2. Вопросы истории культуры на уроках истории: эффективные приемы обучения.
3. Работа с картой как с источником исторических знаний. Историческая география.
4. Особенности работы с историческими документами в процессе подготовки к ЕГЭ.
5. Формирование понятийного аппарата при обучении истории и обществознанию
6. Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1.Формирование читательской и функциональной грамотности на уроках истории.
2.Методика работы с иллюстративным материалом на уроках истории.
3. Методика работы с историческими картами на уроках истории.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Республиканский методический семинар «Современное историческое образование: новые требования и ответственность». (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по истории). Руководители муниципальных МО учителей истории
2 Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей истории. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»). Учителя истории РМ
3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия в 2024 году. (ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по истории) Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА.
(ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК)
Учителя истории РМ
5 Тиражирование лучших практик преподавания предмета «История», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру». (ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру»). Учителя истории РМ
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Методический тренинг «Подготовка к ГИА на уроках истории: приемы и методы» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Семинар-практикум «Содержание и методика преподавания истории российской культуры» (МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»)
3 Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по истории на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
4 Организация постоянно действующей консультационной площадки по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением учителей истории, вошедших в республиканский методический актив. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5 Цикл семинаров-практикумов «Презентация лучших педагогических практик преподавания истории в школе и исторического просвещения» на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА 2024» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей истории в ОО с низкими образовательными результатами
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч. в рамках дистанционных курсов повышения квалификации, в целях проверки предметной компетенции учителя.
5.1.4. Работа по другим направлениям
Проведение онлайн-консультаций, педагогических десантов для учителей истории в период 2024-2025 учебного года.
Организация наставничества над молодыми учителями истории.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Мишкина Лариса Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Берсеневская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, директор, председатель предметной комиссии по истории
Чиндяйкин Юрий Георгиевич Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», доцент кафедры основного и среднего общего образования, кандидат исторических наук
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ИСТОРИЯ».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития предметных и метапредметных умений на основе требований ФГОС, особо обращая внимание на потенциал курсов всеобщей истории.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
3. Использовать различные способы повторения курсов всеобщей истории, вводить в урок по изучению нового материала содержание на повторение, связанное с темой урока, раскрывающее исторические корни рассматриваемых событий и явлений.
4. При изучении и повторении учебного предмета «История» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ – начала ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период, историческим личностям, развитию российской культуры (при этом важно научить обучающихся определять стиль произведения культуры, что поможет узнать примерное время его создания).
5. Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т.д.
6. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
7. При подготовке к ЕГЭ по истории использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
8. Обращать внимание учащихся на выявление последствий исторических событий посредством определения их пространственного (всемирного, регионального, национального) и временного масштабов. Формировать умения устанавливать следствия исторических событий (явлений) в одной (вертикальные связи) или нескольких (горизонтальные связи) сферах жизни общества, через выделение противоречий исторического развития.
9. Необходимо больше учебного времени уделять развитию умений работы с картой. Показывать в процессе объяснения и на примере заданий потенциал исторических карт не только в плане иллюстрации исторических событий, но и как основного средства получения информации.
10. Учителям истории выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по истории.
11. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
12. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».
1. В рамках курсов повышения квалификации учителей истории рекомендуется проведение семинаров-практикумов, мастер-классов по результатам анализа выполнения ЕГЭ по истории.
2. Систематически проводить практические совещания по материалам методической работы школ, выявлять и распространять эффективные формы работы учителей.
3. Развивать деятельность школьных музеев с целью проведения на их базе практико-ориентированных занятий по истории.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям
1. Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по истории из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению истории.
2. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по истории.
3. Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
4. Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
5. Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ.
Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением программ по истории, государственного образовательного стандарта.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «История» в 9–11 классах,
3.Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по истории. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью расширения исторического кругозора.
5.Администрации школ выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям истории.
6. Разработать план подготовки к ГИА-2025 с учетом результатов анализа ГИА-2024; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по истории; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.
7.Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально-групповые занятия с выпускниками по истории.
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».
1. Обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
2. Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей истории с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
3. Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям истории, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.
4. Продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышение профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества.
5. Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей истории «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/48 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей истории, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития на протяжении всей его профессиональной деятельности.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1.Работа с различными источниками исторических знаний. Формирование читательской грамотности на уроках истории.
2. Вопросы истории культуры на уроках истории: эффективные приемы обучения.
3. Работа с картой как с источником исторических знаний. Историческая география.
4. Особенности работы с историческими документами в процессе подготовки к ЕГЭ.
5. Формирование понятийного аппарата при обучении истории и обществознанию
6. Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1.Формирование читательской и функциональной грамотности на уроках истории.
2.Методика работы с иллюстративным материалом на уроках истории.
3. Методика работы с историческими картами на уроках истории.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Республиканский методический семинар «Современное историческое образование: новые требования и ответственность». (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по истории). Руководители муниципальных МО учителей истории
2 Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей истории. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»). Учителя истории РМ
3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия в 2024 году. (ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по истории) Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА.
(ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК)
Учителя истории РМ
5 Тиражирование лучших практик преподавания предмета «История», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру». (ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру»). Учителя истории РМ
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Методический тренинг «Подготовка к ГИА на уроках истории: приемы и методы» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Семинар-практикум «Содержание и методика преподавания истории российской культуры» (МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»)
3 Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по истории на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
4 Организация постоянно действующей консультационной площадки по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением учителей истории, вошедших в республиканский методический актив. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5 Цикл семинаров-практикумов «Презентация лучших педагогических практик преподавания истории в школе и исторического просвещения» на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА 2024» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей истории в ОО с низкими образовательными результатами
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч. в рамках дистанционных курсов повышения квалификации, в целях проверки предметной компетенции учителя.
5.1.4. Работа по другим направлениям
Проведение онлайн-консультаций, педагогических десантов для учителей истории в период 2024-2025 учебного года.
Организация наставничества над молодыми учителями истории.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Мишкина Лариса Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Берсеневская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, директор, председатель предметной комиссии по истории
Чиндяйкин Юрий Георгиевич Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», доцент кафедры основного и среднего общего образования, кандидат исторических наук
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Загрузка...