Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Сведения об авторе: Воеводина Ирина Николаевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад №114комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

В. М. Бехтерев

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

К сожалению, мы видим, что общение в настоящее время исчезает из жизни детей, оно вытесняется компьютерными играми, просмотрами телепередач и т.д. Современные дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.

Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже с раннего возраста, развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, когда ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Именно в этот период развития ребенка необходимо стимулировать его речевую активность и познавательные интересы, так как ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной четкой красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Многочисленные психолого-педагогические исследования доказали, что дошкольное детство – наиболее сенситивный период в развитии речи. Опираясь на богатый опыт исследований, которые проводили выдающиеся педагоги и психологи, можно сказать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.

Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников – это благоприятное условие для развития речи детей. В игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. В игре ребенок овладевает языком общения, у него развивается речь.

Л.С. Выготский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения отмечено в работах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Т.И. Маркова.

Для развития речи детей дошкольников используются следующие виды игр:

  • Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребенка.
  • Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, расширяют детский кругозор.
  • Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
  • Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Как средство развития речевой активности, моторики детей раннего возраста целесообразно использовать пальчиковые игры и упражнения.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Педагоги и психологи отмечают, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист в области дошкольного образования. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает в снятии стресса, развитии ловкости и силы кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речевой активности, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры и упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают. Малыши с удовольствием будут повторять за взрослыми интересные стишки, и сопровождать слова движениями.

Игры с пальчиками — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка раннего возраста. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.

Таким образом, пальчиковые игры и упражнения способствуют:

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Можно сделать вывод, что уровень развития речевой активности детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка, т.е. стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Хорошим стимулом для развития речевой активности малыша являются пальчиковые игры и упражнения.

Список использованной литературы:

1.Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2012. – 228 с.

2.Говорова, Р., Дьяченко, О, Цеханская, Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей //Дошкольное воспитание, 2013, №5, стр.17-25.

3.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

4.Русяева, И.В. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности //Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – с. 18-19.

5. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.– «Детство-Пресс», 2007 г.

724
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!