ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ
КИРЮХИНА ИННА ПЕТРОВНА
учитель-логопед
СП «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», г. Рузаевка
Аннотация: В статье рассматривается проблема активизации и оптимизации коррекционного процесса с детьми-логопатами детского сада и использование в ее решении мультимедийных презентаций и интерактивных игр. Описаны основные направления работы логопеда детского сада с использованием ИКТ технологий.
Ключевые слова: инновационные технологии, электронная мультимедийная презентация, интерактивные игры.

Отличительной особенностью сегодняшнего дня является стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий в жизнь нашего общества. Компьютер присутствует везде: в быту, в учебе, на работе и на отдыхе. Современные дети растут и развиваются совершенно в другой среде, нежели их родители.
Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.
В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта) меняется и модель образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе техническими.
Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, компьютерные игры и т.д.
Поэтому, исходя из вышеизложенного, использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения является актуальным и своевременным.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.[1, с. 260]
Одной из форм ИКТ является электронная (мультимедийная) презентация. Электронная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание и улучшают восприятие информации детьми. [2, с. 224
Так как дошкольники с нарушениями речи имеют наглядно-образное мышление, им понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть и услышать. Поэтому воздействуя на два важных органа восприятия (слух и зрение) презентация позволяет достичь гораздо большего эффекта.
При помощи электронной презентации можно создавать разнообразные интерактивные игры. Презентация предоставляет возможность имитировать различные сложные ситуации, которые нельзя увидеть в обычной жизни, или создать совершенно необычную сказочную историю, что детям очень нравится. А использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических), которые есть в арсенале любого специалиста. Игра — это фрагмент занятия, она продолжает ту тему, которую выбрал педагог.
Любая игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и т.д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания, которые предложить для выполнения воспитателям во время коррекционного часа или родителям дома. Игры могут проигрываться неоднократно, на разных коррекционных этапах, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры. Большинство игр содержит печатный материал, который может быть использован в качестве домашнего задания. Родители видят яркие эмоции детей, и заинтересованность педагога в конечном результате активно включаются в коррекционный процесс.
Несмотря на все преимущества интерактивных игр с ИКТ, необходимо стремится к разумному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка, не отказываться от традиционных дидактических игр, иллюстраций, выполнения заданий на столах и т.д.
На своих логопедических занятиях я использую авторские интерактивные игры, которые создаю сама в электронной презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте.
Эти интерактивные игры я включаю как во фронтальную, так и в индивидуальную коррекционно-образовательную деятельность. Данная форма работы с компьютером на логопедических занятиях позволяет мне закреплять знания детей, осуществлять индивидуальный подход, способствует развитию психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию мелкой моторики.
С помощью электронной презентации можно создавать интерактивные игры по всем лексическим темам. Отрабатывать словарь, различные грамматические формы, решать ребусы и отгадывать загадки, составлять рассказы, автоматизировать поставленные звуки.
Приведу примеры своих авторских интерактивных игр, которые очень нравятся детям.
Интерактивная игра «Дикие или домашние животные?». Дети распределяют животных в лес и во двор к человеку.
        

Игра по теме «Раздай гномам картинки». Игра на развитие фонематического слуха и дифференциацию звуков [Г] и [Гь].

Игра «Фрукты – овощи». Дети раскладывают фрукты в корзинку, а овощи на тарелку.

С читающими детьми мы разгадываем кроссворды. Игра с кроссвордом по теме «Фрукты».

При проведении коррекционно-образовательной деятельности с использованием ИКТ важно не навредить здоровью детей, поэтому необходимо соблюдать требования СанПиНа: использовать новые модели компьютеров и ноутбуков; работать с компьютером на одном занятии не более 5-10 минут и не чаще двух раз в неделю (в зависимости от возраста детей, особенностей их нервной системы); важно проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо переводить взгляд детей с монитора каждые 1,5 – 2 минуты; включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Оптимальное сочетание применения электронных презентаций в виде интерактивных игр с традиционными средствами коррекции позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению и сократить время на преодоление речевых нарушений. Важным результатом применения интерактивных игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей-логопатов, которые появляются у них во время традиционных занятий. Таким образом, можно сказать, что интерактивные игры, как и ИКТ в целом позволяют повысить эффективность работы учителя-логопеда.
Список использованных источников:
1. Берестова, Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР /Л.В.Берестова. – Текст: непосредственный // Материалы научно-практических конференций 2006 – 2008/Под ред. Яковлевой Н.Н. – АППО, 2008. – С.260.

2. Розова, Ю.Е. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий /Ю.В.Розова, Т.В.Коробченко. — Текст: непосредственный // Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. – Санкт – Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. — 2011. – С.223-226.

334
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!