«Сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей дошкольного возраста

«Сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в рамках проекта «Наши руки не знают скуки»»

Анисьина Татьяна Серафимовна, воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

— Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

В последние годы работа с одаренными детьми входит в число одного из приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век технологий невозможен без сохранения и умножения творческого и интеллектуального потенциала страны. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но данное мнение ошибочно, так как меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций.

В ходе работы над этой темой, мною был разработан проект «Наши руки не знают скуки», в котором отражается система сопровождения и поддержка одаренных и талантливых детей дошкольного возраста.

Проблемы, связанные с развитием одаренности человека, все привлекают к себе внимание ученых, работников образования, журналистов, писателей, родительской общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость, как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования.

Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, не должны быть оставлены без внимания педагога.

Психологический феномен развития одаренности ребенка-дошкольника объясняется тем, что в дошкольном возрасте, ребенок, обладая образным мышлением, лучше и быстрее запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте и начинает складываться в игровой деятельности.

Как известно творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления, но у разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют более высокий творческий потенциал.

Обучая детей и наблюдая за ними, я пришла к выводу, что познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Однако опыт работы со старшими дошкольниками, анализ методической литературы показывает, что педагоги ДОУ недостаточно представляют важность работы с детьми в области познавательной деятельности, которые стремятся узнать новое. Не учитывают последовательность и постепенность в освоении чего-то нового, затрудняются планировать работу с одаренными детьми.

В чем же эффективность и целесообразность опыта?

Во-первых, работу с детьми планирую в системе от простого к сложному, постепенно ввожу новое усложнение. У детей сохраняется живой интерес, творческое воображение.

Во-вторых, системная работа позволяет определить уровень развития тех или иных способностей.

В-третьих, эта системная работа является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень освоения знаний.

В-четвертых, гармонично вписывается в образовательную работу ДОУ и позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

  • -индивидуализация дошкольного образования;
  • -поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • -партнерства с семьей.

— Теоретическая база опыта.

Теоретической базой над данной работой были использованы методики диагностики одаренности дошкольников: интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет), «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет); невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет), методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.

Для диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников использованы вербальный тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

Для диагностики невербальной креативности дошкольников от 5 лет рекомендуется использовать фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). Также достаточно часто применяется фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник с рекомендацией использования также для детей от 5 лет. С дошкольниками тесты проводятся в индивидуальной форме.

Технология опыта.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Моя система работы включает в себя несколько этапов по выявлению одаренных и талантливых дошкольников.

Первый этап включает в себя выявление потенциально одаренных дошкольников. Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

Второй этап используется для создания условий работы с детьми. Эта работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Одаренные дети — особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимым условием эффективной работы с одаренными детьми — это оптимальный учет природных особенностей каждого из них.

Но данная работа усложняется тем, что эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может появиться регресс интересов и желание заниматься дальше. И для лучшего развития способностей я использовала разнообразные методы и приемы:

  • -метод образа игрового вхождения в тему;
  • -метод контрастных сопоставлений;
  • -импровизация;
  • -соревновательный прием;
  • -игровой прием;
  • -прием «провокаций»
  • -сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
  • -подбор специального индивидуально-ориентированного материала.

Данные приемы дают возможность дошкольникам в игровой форме проявлять желание трудиться, развиваться и стремиться к совершенствованию навыков.

Работаю над данной темой с 2014 года. Мною разработана система мероприятий, которые включают следующие блоки:

  • -работа с родителями;
  • -работа с педагогами;
  • -работа с детьми.

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

В работе с родителями я использую разные формы работы: анкетирование, беседы, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные праздники и развлечения.

Проведены консультации: « Что делать, если ваш ребенок одаренный», «Талантливый ребенок, талантлив во всем», «Как распознать талант ребенка».

Работа с воспитателями

Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями. Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:

Выступления:

  • -Мониторинг выявления и работа с талантливыми детьми в ДОУ.
  • -Талантливый ребенок, нестандартный ребенок.

Открытые занятия:

— Жаворонки прилетели.

— Русская матрешка – символ России.

Работа с детьми.

В ходе работы над данной темой важно решить такие педагогические задачи:

  • 1.Ввести дошкольника в творческую атмосферу, которая способствует развитию способностей.
  • 2.Создать условия для активного участия детей в конкурсах, соревнованиях, выставках, направленных на развитие их способностей.
  • 3.Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • 4.Стимулировать активность детей. Подвести одаренного ребенка к тому, что он не выше и не лучше других, что нужно считаться с мнением сверстников.
  • 5.Доказать ребенку, что его талант найдет понимание и поддержку не только у педагогов, но и у родителей.
  • 6.Способствовать тесному общению детей и родителей в совместной познавательной деятельности – общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач.

В детском саду работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями общеобразовательных программ, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей.

Результативность опыта:

  • 1.Создана система поэтапного, последовательного от простого к сложному развитию детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • 2.Разработаны эффективные методы и приемы развития творческих способностей детей на материале дополнительного образования детей.
  • 3.Повысились знания педагогов и родителей по работе с одаренными детьми, посредством проведения родительских собраний, мастер классов на педагогических советах и т.д.
  • 4.Улучшилась предметно-развивающая среда и методическое обеспечение по данной теме.
  • 5.Личность одаренного дошкольника введена в творческую атмосферу и были созданы условия для активного участия в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях

— Трудности и проблемы использования данного опыта.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Поэтому педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность дошкольника

— Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:

www.nsportal.ru

1. Проект «Жаворонки прилетели»

2. Авторская дидактическая игра «Рыбки»

3. Авторская дидактическая игра «В мире профессий»

4. Познавательный проект на тему «Мир домашних животных»

— Наглядное приложение: конспект занятия «Жаворонки прилетели».

Приложение: проверка педагогического опыта на плагиат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

3. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

7. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. Перераб. М., 2003.

8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

10. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.

11. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991.

12. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

13. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

14. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. Перераб. М., 2003.

15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М., 2000.

16. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997. 

390
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!