Реализация предметной области ОДНКНР: возможные приобретения и потери
Клуб учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
В прошлом году было два небольших юбилея 10 лет минуло с того момента, когда назад был утвержден и 5 лет назад с того момента, как был введен в действие по всей России ФГОС ООО, установивший присутствие ПО ОДНКНР в основной школе. Как было заявлено с самого начала, «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
учебного предмета ОРКСЭ начальной школы» и, хотя сейчас ПО ОРКСЭ и ОДНКНР разведены, но требования к результатам освоения основной образовательной программы для двух ПО практически совпадают. Вследствие этого складывающаяся на наших глазах модель ОДНКНР в области разработки содержания и методики преподавания де факто в значительной степени унаследовала характерные черты модели ОРКСЭ.
Напомню, что предмету ОРКСЭ присуще своеобразное лицо, которое выражается 1) в пропедевтическом характере курса, 2) в модульности, то есть в наличии шести вариантов содержания курса пяти « конфессиональных» модулей и «внеконфессионального» модуля ОСЭ, 3) в наличии в содержании курса трех самостоятельных, хотя и переплетающихся линий:
конфессиональной, культурно исторической и прежде всего, в модуле ОСЭ, этической.
Все три перечисленных особенности, хотя и в разной степени, унаследованы ОДНКНР. В требованиях ФГОС ООО, отличие от ФГОС НОО, нет упоминаний о выборных модулях, тем не менее существуют учебники ОДНКНР. «Основы православной культуры» для 5-6 классов, преемственные к соответствующему модулю ОРКСЭ, и практика регионов, как было хорошо показано в докладе Татьяны Михайловны, также нередко склоняется к такому решению. К перечисленным выше трем содержательным линиям в регионах нередко добавляется еще и 4) мощная историко краеведческая линия, имеющая уже достаточно отдаленное отношение к требованиям ФГОС. Кроме того, по материалам учебников и рабочих программ отчетливо видна 5) тенденция выстраивать содержание ПО ОДНКНР по классам основной школы по концентрическому принципу, сохраняя пропедевтические подходы.
Итак, что наше общее образование может приобрести по мере того, как модель ПО будет принимать законченную форму, а что может утратить
1.
Яркой новацией, которую внес предмет ОРКСЭ, стала возможность религиозного просвещения в рамках светского образования Замечу, что культурологическому характеру курса это не противоречит. Мы получили наконец возможность говорить напрямую о религиозных вещах в светской школе Сейчас нет возможности возможным спорить с теми, кто является принципиальным противником появления таких тем. Актуальность тем, связанных с религиозным содержанием, вполне очевидна: в современном обществе влияние религиозного фактора как в целом растет, так и в любом случае имеет локальные экстремумы, серьезно определяя культурный ландшафт и политическую ситуацию во множестве регионов страны и мира.
Учитывая, что основополагающие отечественные правовые документы, регулирующие сферу образования и конфессиональную сферу, по прежнему говорят суровым языком Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, появившаяся возможность системного включения религиозных тем в содержание школьного образования — это большое достижение нашей педагогики. Реализация ПО ОДНКНР на уровне ООО должна закрепить это достижение.
Благодаря возможности изучения ОДНКНР в 5-9 классах у нас появилась возможность изложить сведения о религиозных культурах полно, связно и последовательно, при этом научно и педагогически корректно. Как известно, именно с этой точки зрения высказывается довольно много претензий к ОРКСЭ, и нельзя сказать, что все они необоснованны. Но теперь нашем распоряжении оказываются пять лет и возможности уже основной школы. Благодаря этому приобретение обучающимися за все время освоения ПО ОДНКНР представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий России не одной из религий, не светской этики взамен «религии», а буквально так, как требует ФГОС. Модульность на этапе ОРКСЭ можно оценивать по разному, но сохранение ее на этапе ОДНКНР будет явным педагогическим регрессом.
Нельзя не отметить перспективу размывания собственно конфессионального содержания по мере складывания содержательно
методических подходов к реализации ПО ОДНКНР в 7-9 классах, которая пока проходит в очень слабой связи с прикладным религиоведением, особенно в условиях, когда задействуется предусмотренная ПООП ООО возможность интеграции содержания ОДНКНР с другими предметами При разработке рабочих программ есть опасность увлечения темами, заимствованными из предметов исторического, филологического, эстетического цикла, в ущерб специфике ПО ОДНКНР Выстраивание связи с той частью научной общественности, которая готова работать в связи с ОДНКНР на нужды общего образования, прежде всего со специалистами религиоведами, это настоятельная потребность, учитывая также большую наукоемкость данной ПО.
2.
ОДНКНР, как это понятно из самого названия, предполагает нравственное просвещение. Но если в случае с конфессиональной тематикой достижением является уже сам факт ее появления, то в случае с нравственной тематикой, которой наше образование в целом отнюдь не обделено, ценными являются те формы работы с нею, возможности реализации которых дают ОРКСЭ и ОДНКНР. Формированием, этических компетенций обучающегося мы может заняться в рамках данных ПО напрямую: в формате интенсива, индивидуально или в группе, с применением разнообразных приемов и подходов, включая и такой мощный инструмент, как метод ситуаций кейсов, самонаблюдение и самооценку, творческие работы, элементы арт терапии и т д., и с возможностью контроля личностных достижений обучающихся.
Надо прямо сказать, что этическая линия и в ОРКСЭ, и в ОДНКНР находится в угрожаемом положении. По мере усиления в содержании ОДНКНР конфессиональной и историко культурной линий, эффективное нравственное просвещение из потенциального приобретения вполне может стать реальной потерей, при том, что еще на стадии подготовки к введению ОРКСЭ была предпринята очень интересная и как нам представляется до сих пор перспективная попытка определить, какая именно нормативная этика может рассматриваться в случае с обеими ПО как практически ценный и сообразный общероссийской культуре эталон. Речь идёт о «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009). Более новые документы, такие, как Стратегия развития воспитания, Примерная программа воспитания, как представляется в целом следуют той же линии.
Еще одним приобретением стал бы деятельный уход от противопоставления «светской» и «религиозной» этики, характерного для ОРКСЭ, ведь «не существует никакой китайской или берлинской стены между религиозными этиками и этиками нерелигиозными, светскими, положения которых как правило вызревают в лоне именно религиозных этик». Устранение этого достаточно искусственно возведенного барьера даст возможность дальнейшей плодотворной работы на единой платформе базовых национальных ценностей и педагогической общественности, и представителей науки, и – последнее в списке, но не последнее по значимости —представителей разнообразных структур религиозных организаций традиционных религий России, включая связанных с ними педагогов и деятелей искусства. Возможность использовать потенциал такого сотрудничества — ещё один предполагаемый позитивный эффект реализации ПО ОДНКНР