Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».
Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают.
Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их пользе для человека; познакомить с растениями – фитонцидами; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновать свой ответ; воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: иллюстрации с различными видами лекарственных растений, аптечные коробочки из–под трав, кусочки лимона, чеснока, сосны, салфетки, пропитанные пихтовым маслом.
Словарь: знахарь, лекарь, травник, фитонциды.
Предварительная работа: экскурсия в аптеку, наблюдения за растениями.
Ход занятия.
I Организационный момент. Сообщение темы занятия.
— Ребята, я вам сегодня расскажу одну сказку. Жил на свете мальчик, который очень любил лес и его обитателей. Всегда помогал животным, никогда их не обижал, не ломал ветки, не топтал траву. И лес его любил, кусты и деревья убирали веточки от его лица и одежды, жгучая крапива отодвигал свои кусачие листочки подальше, чтобы его не окрапивить. Насекомые его не жалили, не кусали, а животные не боялись к нему подходить. Однажды пришел мальчик в лес, присел на пенек и заплакал. Заволновался лес, зашелестел всеми веточками, травинками: « Что случилось? Почему ты плачешь?». Животные подошли поближе. И тогда мальчик рассказал, что его мама тяжело заболела. И он не знает, как ей помочь. «Я помогу тебе» — зашелестел лес. «Мы поможем тебе» — загомонили животные.
— Кто нибудь знает, как лес и его обитатели помогли мальчику? Не знаете? Об этом мы с вами поговорим на нашем занятии. А чтобы узнать, о чем же мы будем говорить, надо ответить на несколько вопросов.
— Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное? (Здоровье).
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться).
— А если ты заболел, что нужно делать? (Лечиться).
— Чем и как люди лечатся? (Пьют лекарства, делают уколы, дышат через ингалятор).
— Где мы берем лекарства, если заболели? ( В аптеке)
— А что такое аптека? (Магазин, где продают лекарства).
— Давно – давно на Руси аптек не было. Но люди тоже болели и лечились. Как вы думаете, чем могли раньше лечиться люди? (Различными травами).
— Откуда люди брали эти растения? (Из природы, собирали в лесу, на лугу).
— Послушайте сейчас стихотворение:
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты, -
Поля, луга, леса, моря и реки.
— О чем это стихотворение? ( О природе, о том, что нас окружает).
— Правильно, люди лечились природными растениями, которые растут в полях, на лугах, в лесах, которые окружаю нас. Наше занятие так и называется «Растения вокруг нас». На нашем занятии мы поговорим о полезных лекарственных растениях, отгадаем загадки, поиграем и в конце занятия вы мне ответите, как же лес помог мальчику. А сейчас давайте послушаем стихи о природе.
II. Основная часть.
Стихи о растениях. (читают дети).
1) Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
2) Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
3) Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
— Ребята, а как вы думаете, можно просто придти в лес и нарвать растений для лечения? (Нет).
— А почему нельзя? (Нужно знать, какие растения полезные, а какие ядовитые).
— Верно, ребята. А я вам сейчас расскажу о том, как на Руси возникло учение о лечебных травах. (Можно рассказ сопровождать картинками или презентацией).
На Руси о целебных свойствах многих растений было известно давно. Люди наблюдали за растениями, знания о них очень тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, от взрослых детям. Хранителей тайн целебных трав называли знахарями и лекарями, травниками. (Как вы думаете, почему их так называли?).
В 11 веке названия лекарственных трав на Руси закрепляется письменно, то есть в таком виде, в котором мы их знаем сейчас.
В 15 веке лекарское дело становится профессиональным.
А первое государственное лечебное учреждение — Аптекарская изба – было открыто в 16 веке при царе Иване Грозном. Чуть позже была издана книга «Травник тамошних и здешних земель». Само название говорит о том, что главным лекарством являлись травы, целебные настои, то есть лекарства растительного происхождения.
Позже Аптекарскую избу переименовали в Аптекарский приказ. Каждый год составлялся список лекарственных трав, которые необходимы были для лечения. Лекарским делом могли заниматься только те люди, которые обучались этому.
При царе Петре I в Москве был основа «аптекарский огород». Там стали выращивать лекарственные растения.
Во время войны со шведами при военных госпиталях были созданы «аптечные склады» с лекарственными растениями.
Траволечение становится государственным делом.
Физкультминутка «На лугу».
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два — цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
III. Знакомство с растениями – фитонцидами.
— А сейчас мы с вами немного поиграем. Наше задание называется «Отгадай по запаху». Вы закрываете глаза и я вам даю понюхать кусочек какого-либо растения или фрукта или овоща. Вы должны по запаху угадать, что это.
(Можно взять кусочки лимона, чеснок, лук, веточки ели, салфетки, пропитанные пихтовым маслом).
— Молодцы, ребята, верно отгадали все растения. А как вы думаете, почему у всех растений, которые вы понюхали, такой сильный запах? Что в них может быть такого пахучего?
— Верно, во всех этих растениях есть специальные эфирные масла – фитонциды, которые способны убивать многие микробы и поддерживать здоровье человека. У этих растений одна отличительная черта – они имеют очень приятный сильный запах.
— Подумайте и назовите растения – фитонциды, которые вы знаете.(Лук, чеснок, лимон, ель, сосна).
— Молодцы, ребята, правильно ответили.
IV. Отгадывание загадок.
— А сейчас мы с вами отгадаем загадки о растениях:
(Показ картинок, муляжей или презентация на экране)
1) Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина)
2) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
3) Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
4) Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
5) Злая, как волчица,
Жжется, как горчица.
Что это за диво?
Это же… (Крапива)
6) Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
— Молодцы, ребята, верно отгадали все загадки.
V. Итог.
— О чем же мы сегодня разговаривали на занятии? ( О растениях)
— О каких растениях мы разговаривали? ( О тех, которыми можно лечиться, о лекарственных).
— А где растут эти растения? Где-то в определенном месте или вокруг нас?
( В лесу, в поле, на огороде)
— С какими интересными растениями мы познакомились? (Эти растения помогают убивать болезнетворные микробы) Как эти растения называются? (Растения – фитонциды).
— А теперь скажите мне, как же лес и его обитатели помогли мальчику? (Они дали ему лекарственных растений и его мама поправилась).
— Молодцы, ребята, правильно ответили. А почему лес помог мальчику? (Потому что он любил лес, не рвал цветы, не убивал животных).
— Правильно, ребята. Мальчик любил лес и лес ему помог в беде.
— Вы хорошо работали на занятии. А закончим мы его вот такими строками:
1.Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
2.Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
3.Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик смог помочь тебе.
4.Ты, дружок, смотри, не подкачай,
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
— Ребята, но не все знают, как себя надо вести на природе. Как вы думаете, как мы можем им помочь? (Надо нарисовать специальные знаки, на которых видно, что можно и чего нельзя делать на природе).
— Правильно. Вот на нашем занятии по рисованию мы с вами и нарисуем такие знаки и повесим их на видном месте, чтобы люди знали, как вести себя в лесу, в поле, не обижать природу, беречь ее. На этом наше занятие окончено.