Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают.

Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их пользе для человека; познакомить с растениями – фитонцидами; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновать свой ответ; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: иллюстрации с различными видами лекарственных растений, аптечные коробочки из–под трав, кусочки лимона, чеснока, сосны, салфетки, пропитанные пихтовым маслом.

Словарь: знахарь, лекарь, травник, фитонциды.

Предварительная работа: экскурсия в аптеку, наблюдения за растениями.

Ход занятия.

I Организационный момент. Сообщение темы занятия.

— Ребята, я вам сегодня расскажу одну сказку. Жил на свете мальчик, который очень любил лес и его обитателей. Всегда помогал животным, никогда их не обижал, не ломал ветки, не топтал траву. И лес его любил, кусты и деревья убирали веточки от его лица и одежды, жгучая крапива отодвигал свои кусачие листочки подальше, чтобы его не окрапивить. Насекомые его не жалили, не кусали, а животные не боялись к нему подходить. Однажды пришел мальчик в лес, присел на пенек и заплакал. Заволновался лес, зашелестел всеми веточками, травинками: « Что случилось? Почему ты плачешь?». Животные подошли поближе. И тогда мальчик рассказал, что его мама тяжело заболела. И он не знает, как ей помочь. «Я помогу тебе» — зашелестел лес. «Мы поможем тебе» — загомонили животные.

— Кто нибудь знает, как лес и его обитатели помогли мальчику? Не знаете? Об этом мы с вами поговорим на нашем занятии. А чтобы узнать, о чем же мы будем говорить, надо ответить на несколько вопросов.

— Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное? (Здоровье).

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться).

— А если ты заболел, что нужно делать? (Лечиться).

— Чем и как люди лечатся? (Пьют лекарства, делают уколы, дышат через ингалятор).

— Где мы берем лекарства, если заболели? ( В аптеке)

— А что такое аптека? (Магазин, где продают лекарства).

— Давно – давно на Руси аптек не было. Но люди тоже болели и лечились. Как вы думаете, чем могли раньше лечиться люди? (Различными травами).

— Откуда люди брали эти растения? (Из природы, собирали в лесу, на лугу).

— Послушайте сейчас стихотворение:

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, моря и реки.

— О чем это стихотворение? ( О природе, о том, что нас окружает).

— Правильно, люди лечились природными растениями, которые растут в полях, на лугах, в лесах, которые окружаю нас. Наше занятие так и называется «Растения вокруг нас». На нашем занятии мы поговорим о полезных лекарственных растениях, отгадаем загадки, поиграем и в конце занятия вы мне ответите, как же лес помог мальчику. А сейчас давайте послушаем стихи о природе.

II. Основная часть.

Стихи о растениях. (читают дети).

1) Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2) Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

3) Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

— Ребята, а как вы думаете, можно просто придти в лес и нарвать растений для лечения? (Нет).

— А почему нельзя? (Нужно знать, какие растения полезные, а какие ядовитые).

— Верно, ребята. А я вам сейчас расскажу о том, как на Руси возникло учение о лечебных травах. (Можно рассказ сопровождать картинками или презентацией).

На Руси о целебных свойствах многих растений было известно давно. Люди наблюдали за растениями, знания о них очень тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, от взрослых детям. Хранителей тайн целебных трав называли знахарями и лекарями, травниками. (Как вы думаете, почему их так называли?).

В 11 веке названия лекарственных трав на Руси закрепляется письменно, то есть в таком виде, в котором мы их знаем сейчас.

В 15 веке лекарское дело становится профессиональным.

А первое государственное лечебное учреждение — Аптекарская изба – было открыто в 16 веке при царе Иване Грозном. Чуть позже была издана книга «Травник тамошних и здешних земель». Само название говорит о том, что главным лекарством являлись травы, целебные настои, то есть лекарства растительного происхождения.

Позже Аптекарскую избу переименовали в Аптекарский приказ. Каждый год составлялся список лекарственных трав, которые необходимы были для лечения. Лекарским делом могли заниматься только те люди, которые обучались этому.

При царе Петре I в Москве был основа «аптекарский огород». Там стали выращивать лекарственные растения.

Во время войны со шведами при военных госпиталях были созданы «аптечные склады» с лекарственными растениями.

Траволечение становится государственным делом.

Физкультминутка «На лугу».

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два — цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

III. Знакомство с растениями – фитонцидами.

— А сейчас мы с вами немного поиграем. Наше задание называется «Отгадай по запаху». Вы закрываете глаза и я вам даю понюхать кусочек какого-либо растения или фрукта или овоща. Вы должны по запаху угадать, что это.

(Можно взять кусочки лимона, чеснок, лук, веточки ели, салфетки, пропитанные пихтовым маслом).

— Молодцы, ребята, верно отгадали все растения. А как вы думаете, почему у всех растений, которые вы понюхали, такой сильный запах? Что в них может быть такого пахучего?

— Верно, во всех этих растениях есть специальные эфирные масла – фитонциды, которые способны убивать многие микробы и поддерживать здоровье человека. У этих растений одна отличительная черта – они имеют очень приятный сильный запах.

— Подумайте и назовите растения – фитонциды, которые вы знаете.(Лук, чеснок, лимон, ель, сосна).

— Молодцы, ребята, правильно ответили.

IV. Отгадывание загадок.

— А сейчас мы с вами отгадаем загадки о растениях:

(Показ картинок, муляжей или презентация на экране)

1) Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

2) Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

3) Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

4) Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

5) Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же… (Крапива)

6) Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

— Молодцы, ребята, верно отгадали все загадки.

V. Итог.

— О чем же мы сегодня разговаривали на занятии? ( О растениях)

— О каких растениях мы разговаривали? ( О тех, которыми можно лечиться, о лекарственных).

— А где растут эти растения? Где-то в определенном месте или вокруг нас?

( В лесу, в поле, на огороде)

— С какими интересными растениями мы познакомились? (Эти растения помогают убивать болезнетворные микробы) Как эти растения называются? (Растения – фитонциды).

— А теперь скажите мне, как же лес и его обитатели помогли мальчику? (Они дали ему лекарственных растений и его мама поправилась).

— Молодцы, ребята, правильно ответили. А почему лес помог мальчику? (Потому что он любил лес, не рвал цветы, не убивал животных).

— Правильно, ребята. Мальчик любил лес и лес ему помог в беде.

— Вы хорошо работали на занятии. А закончим мы его вот такими строками:

1.Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

2.Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

3.Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик смог помочь тебе.

4.Ты, дружок, смотри, не подкачай,

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

— Ребята, но не все знают, как себя надо вести на природе. Как вы думаете, как мы можем им помочь? (Надо нарисовать специальные знаки, на которых видно, что можно и чего нельзя делать на природе).

— Правильно. Вот на нашем занятии по рисованию мы с вами и нарисуем такие знаки и повесим их на видном месте, чтобы люди знали, как вести себя в лесу, в поле, не обижать природу, беречь ее. На этом наше занятие окончено.

329
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!