МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учителя истории и обществознания
В настоящий период времени государственный курс в образовательной сфере трактует школьное образование как основополагающий источник модернизации российского общества. Школьное историко-обществоведческое образование в этих условиях превращается в основу для формирования исторического самосознания, российской гражданской идентичности, сохранения исторической памяти народов России, позволяющих воспитать «активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности» [Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)].
Оновление школьного историко-обществоведческого образования в последнее время кардинально трансформировало концептуальное ядро, структуру, содержание, методологию в обучении школьников учебным предметам «история» и «обществознание». Совершенствование школьного историко-обществоведческого образования сегодня осуществляется по всем линиям: вступление в силу ФГОС основного общего и среднего общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и историко-культурного стандарта, Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации, разработка Концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. Вследствие этого видоизменились концептуальные подходы к преподаванию учебных курсов «История России», «Всеобщая история» учебного предмета «История» и учебного предмета «Обществознание», сделаны другие смысловые акценты в изучаемых темах, заметно увеличено содержание учебных предметов:
1) включены новые темы по истории России;
2) включены новые темы, интегрированные с темами всеобщей истории;
3) введены новые понятия;
4) введены новые источники.
Краеугольным сегодня становится не совокупность знаний, приобретенных за время обучения в школе, а навыки входящих во взрослую жизнь молодых людей самостоятельно находить решения возникающих перед ними новых задач, осознавать свои перспективы, трудиться в коллективе, пополнять самостоятельно запас знаний. Именно поэтому сегодняшний учитель должен перейти от вопросов предметных знаний, умений, навыков, к вопросам о компетенциях, которые складываются в свою очередь из метапредметных умений и навыков. Важнейшую роль здесь играют универсальные компетенции, которые приложимы к разнородным жизненным ситуациям.
Важнейшие компетенции отличаются определенными чертами:
а) дают возможность решать сложные, неалгоритмические задачи;
б) полифункциональны (делают возможным решать разнообразные задачи);
в) метапредметны (транспортируемы на разные сферы деятельности);
г) интегративны (предписывают необходимость подключения как умственных, так и чувственных свойств и умений).
Указанные свойства определяют сравнительно новое явление в системе образования – универсальные учебные действия (УУД).
В ФГОС общего образования УУД прописаны в виде требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
ФГОС определяет личностные результаты как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»].
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по истории едины для учебных курсов «История России» и «Всеобщая история»:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Личностные результаты обучения (ценностные устремления учащегося, персональные личностные характеристики) не оцениваются и «не подлежат итоговой оценке. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований» [Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»]. Но те позиции познавательного компонента личностных УУД, которые складываются на фундаменте предметных знаний и умений, могут оцениваться как предметные результаты обучения.
Проектируя работу по формированию личностных качеств обучающихся, учитель истории должен проводить отбор учебного материала, учитывая воспроизведение особенно приметных и важных фактов истории с установкой на воспитание любви к Родине, почитания истории и традиционных ценностей нашего Отечества, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Требуется знакомиться с историей, культурой, нравственными ценностями народов, живущих в Российской Федерации. Проводить уроки, семинары, конференции, выявляющие проблемы расовой, национальной, религиозной толерантности, встречи с представителями народов России, проживающих в регионе, шире пользоваться в учебном процессе практикой социально-образовательного проектирования. Усилия преподавателей должны быть направлены на формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сформировавшимися культурными, религиозными, национальными традициями народов.
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) должны стать для учителя базой планирования системы обучения как в целом по предмету, так и каждого единичного урока. Способ исполнения этих требований прописывается в рабочих программах по предмету. Ориентация учебного процесса на формирование универсальных учебных действий ‒ это воздержание от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, что предполагает освоение обучающимися обобщенных приемов, освоение способов решения большого круга задач. Думается, что следование к достижению требований должно быть видимым из урока в урок, из года в год, что необходимо для того, чтобы понимать, на какой ступени формирования личностных, метапредметных и предметных результатов учитель находится, что проделано и что стоит на повестке дня.
Современные подходы к обучению истории и обществознанию в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС и Историко-культурного стандарта обнаруживают недостатки в профессиональной подготовленности педагогов и предписывают постоянную вдумчивую работу по их ликвидации. Практика показывает, что учителя умеют планировать достижение предметных результатов обучения как в целом на уровне основной школы, так и отдельно по годам обучения, но серьезные затруднения вызывает планирование в рабочей программе методичной работы по достижению метапредметных результатов обучения в системе уроков. ФГОС истолковывает метапредметные результаты обучения как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории»[Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»].
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» значит «умение учиться», т.е. способность к развитию и совершенствованию через осмысленное и деятельное осваивание новых для себя социальных практик. Достижение «умения учиться» подразумевает, что у учащегося развиты когнитивные и учебные мотивы, он знает, какие последовательные действия он должен совершить в учебе и полноценно овладел составляющими учебной работы, т.е. имеет навык:
а) устанавливать и фиксировать учебную цель;
б) определять учебные задачи;
в) осуществлять учебные действия и операции (ориентирование, отбор, трансформирование материала, самооценка и др.).
Продумывая работу по формированию универсальных учебных действий, учитель должен брать за основу особенности системно-деятельностного подхода, под чем понимается:
— получение знания не в законченной форме, а достижение результата в ходе учебной деятельности;
— связь между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей;
— принцип психологической комфортности;
— принцип творческого начала в обучении.
Для этого необходимо помочь учащемуся в достижении следующих умений:
1) формулирование цели деятельности (что сделать, отработать, чему выучиться);
2) отбор средств достижения цели;
3) анализ трудностей и мер по их преодолению;
4) привычка к самоконтролю.
Критериями «умения учиться», фиксирующими эффективность обучения, являются: образовательная самодостаточность, предполагающая способность школьника конструировать методы личностного роста, самосовершенствования; образовательная инициатива ‒ умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение формировать потребные для собственного развития обстоятельства и соответствующим образом воплощать их в жизнь; образовательная ответственность ‒ умение принимать для себя решения о готовности действовать в конкретной обстановке.
Как обязательный элемент в становлении у школьников цельной картины мира, научного мировоззрения, практического использования научных знаний в настоящее время трактуется формирование межпредметных понятий. Вместе с тем, на сегодняшний день в методической литературе еще не зафиксирована конкретная формулировка межпредметных понятий; не очерчена граница между межпредметными и предметными понятиями; не выработана методика формирования межпредметных понятий, которая включала бы в себя как единую, общезначимую часть для различных учебных предметов, так и специальную для отдельного учебного предмета; не выделена взаимосвязь между межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями.
Любая научная дисциплина имеет свою систему понятий, овладение основами любой науки значит усвоение системы ее понятий. Работа с понятиями на уроках истории является основой постижения и понимания исторического материала.
Методистами выделяются три группы исторических понятий: частноисторические (единичные) понятия, которые существуют в течение сравнительно краткого промежутка времени, в одном или нескольких государствах (патриций, трибун, центурион, астролог, боярин и т.д.); общеисторические (особенные или общие) понятия функционируют в течение большого исторического этапа и свойственны государствам со схожими социально-экономическими и политическими условиями (феод, буржуазия, мануфактура) и т.д.; социологические (всеобщие) понятия действуют на всем протяжении истории человечества или заметной ее части (производительные силы, государство, цивилизация и т.д.).
Обособленными являются целый ряд понятий, которые употребляются в различных науках и разных учебных предметах. В ходе изучения школьного курса истории дети сталкиваются с разнообразными географическими, экономическими, искусствоведческими и другими понятиями, которые трактуются в логике и системе науки истории. В зависимости от содержания они проявляют себя как историко-экономические, историко-географические, культурно-исторические и т.д. Такие понятия являются межпредметными. Как правило, межпредметные понятия выражаются одним и тем же термином, обладают общим семантическим смыслом, но каждая наука (учебный предмет) кроме того вводит в сущность понятия свои, свойственные этой науке (предмету) признаки и смысловые особенности.
Системное обучение школьников истории начинается в 5 классе. К формированию понятий в пятом классе необходимо приступать с исследования фактов и формирования исторических представлений. На формирование исторических представлений оказывают влияние множество обстоятельств, следовательно, образы, возникающие у школьника, персональны. Сформировать исторические представления можно через рассказ о сюжете исторической картины, разбор события или исторического эпизода, сюжетное описание, практическую работу школьников (рисование, поделки из пластилина, создание моделей). Использование современных информационно-коммуникационных технологий дает большой спектр наглядности ‒ от простейшей визуализации до интерактивного конструирования исторических явлений. Чтобы формируемые представления были точными и целостными, рекомендуется предельно детализировать исторические картины и образы и продумывать работу по фиксации и конкретизации представлений. Следующая ступень – превращение наглядных представлений в понятия. Если представления субъективны, то понятия, отображающие конкретные признаки и связи исторических фактов, должны формироваться у всех идентичными.
Развитие психических функций по мере взросления детей предоставляет возможность отвлечься от наглядно-действенной оценки и на основании тождественных суждений конструировать гипотезы и подвергать их проверке. Вследствие этого, начиная с 6 класса, требуется переключиться с выявления частных свойств и отличий понятия к формированию его определения.
В качестве связки между учебными предметами надлежит взять на вооружение межпредметные понятия, обладающие признаками многофункциональности и всеобщности и генерируемые в процессе внутрикурсовых и межпредметных связей. Межпредметные понятия формируются на основе межпредметных связей курсов истории или обществознания с другими учебными предметами, изучаемыми в школе. Использование возможностей межпредметных связей в основной школе повышает знания обучающихся и создает единое полотно процесса развития пространственно-временного строения мира и социума.
Рассмотрение деятельности обучающихся по определению межпредметных связей предоставляет возможность подразделить способы их реализации на три группы:
1. Обнаружение ассоциативных связей через вспоминание уже усвоенного в курсе другого предмета материала.
2. Анализ, структурализация, детализация нового материала.
3. Перенесение знаний из одной предметной области в другую.
Деятельная опора на межпредметные связи при изучении истории и обществознания дает учителю возможность, во-первых, с одной стороны, представить мир целостным, справиться с разобщенностью учебных дисциплин, а с другой – предоставляет возможность воспользоваться освобождаемым при этом учебным временем для полноценной реализации дифференциации в обучении; во-вторых, основываясь на актуализированном содержании школьного курса истории, выявлять неодномерность, многоплановость исторического процесса, значение человеческого фактора в социальных изменениях, демонстрировать вероятность исторических альтернатив; и, в-третьих, в определенных случаях, избавиться от нецелесообразного дублирования материала других учебных курсов.
Можно проиллюстрировать следующие межпредметные связи в применении к учебному предмету «история»: 1) связь истории с обществознанием при характеристике или исследовании военных конфликтов, взаимоотношений различных стран, происхождения политических систем, этических норм, нравственности, гуманизма и т.п.; 2) связь с биологией, экологией, географией при изучении эпизодов применения ядерных, бактериологических, химических и других средств, воздействующих на среду обитания человека; 3) связь с литературой, МХК при применении произведений литераторов, живописцев, скульпторов как вспомогательного материала при проведении уроков и приготовлении домашнего задания, во внеурочной деятельности, в исследовательской деятельности обучающихся; 4) связь с ОБЖ при исследовании тем, связанных с историей оружия, военного дела и т.п.
Следствием использования межпредметных связей является генерирование цельной картины мироздания, ценностное мировосприятие посредством изучения исторического процесса через призму личностей, событий и фактов. Межпредметные связи содействуют возникновению многогранного понимания мира и человека. Равным образом осуществляется развитие памяти, речи, развивается навык работать с различными источниками информации. Разнородные способы интегрирования учебных предметов дают возможность работать в парах и группах, что совершенствует коммуникативные навыки школьников. Применение всевозможных упражнений на уроках развивает творческие способности детей.
Таким образом, результатом активного применения межпредметных связей является то, что они:
1) помогают повышать мотивацию учения, формировать познавательный интерес учащихся и целостную научную картину мира;
2) максимально способствуют развитию речи, формированию навыков обучающихся сопоставлять, синтезировать, рассуждать;
3) не только углубляют понимание учебной дисциплины, повышают эрудицию, но и способствуют формированию многогранной, гармонично и высокоинтеллектуально развитой индивидуальности;
4) подкрепляют или углубляют конкретные умозаключения, наблюдения учащихся в различных учебных дисциплинах;
5) формируют общеучебные умения и целесообразные навыки учебного труда.
Все это делает возможным достичь не только высокой степени знания смежных предметов, но и сформированности межпредметных умений: свободного нахождения межпредметной связи, выполнения переноса знаний из предмета в предмет при решении проблемных задач, разработки алгоритма действий, проведения анализа определений, понятий, вербализованных раннее в рамках отдельных предметов, решение задач по обобщению и классификации знаний.
В целом, использование межпредметных связей на уроках помогает в мотивировании детей к обучению, способствует формированию более подробной картины мира, а также позволяет расширить творческий потенциал учителя.