Создание атмосферы доверия между детским садом и семьёй как условие развития ребёнка
Воспитаниедетей–однаизвечныхпроблемчеловечества. Проблемавзаимодействиядетских образовательныхучрежденийисемьивпоследнеевремяпопалавразрядактуальных.
Семья и детский сад– это тот микроклимат, в котором растёт и развивается ребёнок. Здесьончерпаетинформациюобокружающеммире, адаптируетсякжизнивобществе, усваиваетобщепринятыенормы иправилаповедения.
Преемственностьи непрерывностьвоспитаниядетей —ключк успеху, семьяи детскийсаднеразрывносвязаны, ведьэтодваважнейших социальныхинститута.
Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором емупредстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать втойилиинойситуации.Благодарявоспитаниювсемье, малышполучаетначальныенавыкиобщения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членамисемьи.
Слаженностьиорганизованностьсемейногоколлективаявляютсяважнымусловиемправильного воспитания детей в семье.Когда отношения между родителями основаны на чувствелюбвиивзаимногоуважения, удетейвырабатываетсяиразвиваетсячувствотоварищескойвзаимопомощи.
Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью идающихвбольшинствеслучаевположительныерезультаты.
Какправило, влюбомвоспитаниииспользуетсячетыреосновныхспособа–наказание, поощрение, труд иличный пример.
Примериавторитетстарших.Маленькиедетистараютсяподражатьокружающимихвзрослым людям. Объясняется это тем, то у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта.Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они истараются подражать взрослым ив первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей —важнейшеесредствовоспитаниядетейвсемье.Еслиродителистремятсявоспитатьдетейправдивымиичестными, асамивихприсутствииговорятнеправду, тоэффективностьихвоспитательноговоздействия значительно снизится.
Труд—основавоспитания.Неправильнопоступаюттеродители, которыестремятсяосвободитьребенкаоттрудовыхобязанностейивыполняютзанегото, чтоонсамсуспехоммогбывыполнить.
Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть своиобязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детейвыполнятьихбез напоминаний.
Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия.Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший эффект, чемприменение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают те родители, которые безконцанапоминаютребенкуоегонедостатках, незамечаютположительныхмоментоввегоповедении, неодобряют егохорошихпоступков.
Умелоприменяемые поощренияпомогаютразвитию положительныхчертвхарактере иповедении детей. Поощрения вместе с тем вселяют в детейуверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получившихположительнуюоценку.
Вотдельныхслучаяхдляосужденияотрицательныхпоступковдетейприходитсяприбегатьиктакомуметодувоздействия, какнаказание.Разумеется, всемьесовершеннонедопустимыфизические наказания. Они глубоко оскорбляют детей и портят отношения их с родителями. Чтобыубедитьребенкавчем-либо, нужнопроявить большоетерпение, выдержку, иуменье.
Чтобыосудитьотрицательные поступкидетей, можноограничить некоторые желанияиудовольствияих: запретитьпосещениекиноилитеатра, отказатьсяотприобретенияподарка, лишитьпрогулкиит.п.Наказатьилиосудитьможнотакжепорицаниемилиуказаниемнанедопустимостьплохих поступков.
Таким образом, можно сказать, что семья — это не только ячейка общества, созданная дляпродолжениярода.Онапризванаразвивать, укреплятьчувствосамореализациичеловекакакиндивидуальнойсамодостаточнойличности. Рольсемьивформированииличностиребенканестоитпреуменьшать, этотоместо, откудаберутначалавседостиженияилипромахилюбогочеловека.
Несмотрянато, чтосемья-незаменимаяшколажизнидляребенка, дляегоразвитиянеобходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направитьидополнить воспитательнуюдеятельность.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общейсистеме образования. Обладая высокой степенью пластичности функций мозга и психики, ребенокимеет большой потенциал развития, реализация которого всецело зависит от непосредственноговлияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что говорит об особой актуальностивыбраннойтемы.
Согласно Главе 7 Статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»в соответствии с новыми требованиями к уровню образования, дошкольное учреждение призвано всвоейдеятельности реализовывать следующиезадачи:
охранажизнии укреплениездоровьядетей;
обеспечениеинтеллектуального, личностногоифизическогоразвитияребенка;
развитиехудожественно-эстетическихспособностейдетей; приобщениедетейкобщечеловеческимценностям;
подготовка детей к обучению в школе и осуществление преемственности образованиямежду детским садом и школой; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развитияребенка;
внедрениевобразовательнуюпрактикусовременныхинновационныхтехнологий.
Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. Этоважный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости отуспешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль вобществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкийбалансмеждуними и собственными потребностями.
Вдошкольномвозрастезакладываютсяосновыхарактерачеловека, нодетямещенедоступнасистемапонятий, идей, лежащихвосновенравственноговоспитания.Привитиетрудолюбия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостныйтрудпоуходузарастениями, животными, помощьстаршим, самообслуживание.Большоезначениевэтомвозрастепридаетсяэстетическомувоспитанию, формированиюхудожественного вкуса. Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепленияздоровьяребенка, таккаконаспособствуетстремлениюдетейктворческой деятельности.
Существуетбольшоеразнообразиеметодов, направленныхнаэффективноеразвитиеивоспитание детей. Таким образом, выделяется три группы, которые объединяют в себе схожие похарактеристикамспособы обучения.
Дошкольныйвозрастразделяетсянанесколькопериодов: младший, среднийистарший.
Младший возраст отличается активностью движения, стремлением к самостоятельностибез учета возможностей и упорством. Дети в этот период капризничают, если не могут достичьцели, решить поставленную задачу. Мышление при этом развивается не достаточно активно, ведьмалышстремитсяполучитьзадуманное, нонеучитываетдействия, возможностиидругиеобстоятельства;
Детисреднеговозрастапроявляютактивнуюлюбознательность, действуютболеепродуманно, ноакцентируютвниманиенавыраженныхдействияхинаходятсявпостоянномдвижении.Логическаядеятельностьприэтомактивизируется, развиваетсямышление;
Встаршемвозрастедетиактивнопознаютокружающиймир, усваиваютновуюинформацию, формируется мышление и происходит психологическое развитие. В этом возрастеосуществляется подготовка к школе, дети усваивают новые знания, навыки и развивают творческиеспособности.
Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляетсяпоопределеннымпараметрам. Существуеттри большихосновныхгруппы:
Наглядныеспособыиметодыобучения;
Словесныетехники;
Практическиеметодики.
В детском учреждении активно применяются установленные общей системой образованияметоды и приемы. Наглядный способ обучения предполагает демонстративность, использованиеразличныхнаглядныхпособийиматериалов.Иллюстрации, фильмы, поведение—всеэтоприменяетсядля обучениядетей идостижениянеобходимойцели.Например, эффективнымметодом являются фильмы о природе и животных, а также демонстрация педагогом того или иногонавыка.
Методсловеснойтехники—эторазнообразныебеседы, рассказы, инструктирование, которые имеют определенную тему и структуру. С помощь слов передаются эмоции, выделяетсяглавная мысль рассказа, а затем дети и педагоги подводят итог, обсуждают новую информацию.Например, педагог или взрослый может объяснять ребенку правила поведения на дороге или вдругихместах.
Практические методы обучения и воспитания отличают разнообразием. К данному классуотносятся различные игры, тренировочные мероприятия и упражнения. При этом могут сочетатьсянаглядный, практическийисловесныйметод.Например, когдапедагогобъясняетправилафизическихупражнений, демонстрируетихвыполнение, адетиповторяютвседвижения.
Упедагоговиродителейоднацель-воспитыватьбудущихсозидателейжизни.Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы родители сталипомощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их втом, чтоониспособнынаэто, чтонетувлекательнееиблагороднеедела, чемучитьсяпониматьсвоегоребёнка, апонявего, помогатьвовсем, бытьтерпеливымииделикатными, итогдавсеполучится.
Таким образом, совместная работа родителей с педагогами детских садов создаютатмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чемлучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получитребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием кокружению.
Списоклитературы:
1.Березина, В.А.Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст]: программыродительского всеобуча[Текст]/В.А.Березина. – СПб.,2005.– 340с.
2.ДавыдоваО.И.РаботасродителямивДОУ.Этнопедагогическийподход[Текст]: учеб.пособие/ О.И. Давыдова. – М.: Просвещение, 2005. – 270 с.
3.Доронова, Т.Н.Дошкольноеучреждениеисемья–единоепространстводетскогоразвития[Текст]/ Т.Н.Доронова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2001.–240 с.
4.Зверева, О.Л.Общениепедагога с родителямивДОУ: Методическийаспект/О.Л.Зверева, Т.В. Кротова.– М.: ТЦ Сфера, 2005.– 80с.
5.Кушаев, Н.А.Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А.Кушаев.– М.: Просвещение,2007.– 240 с.
6.Лихачев, Б.Т.Теориявоспитаниямладшихшкольников[Текст]/Б.Т.Лихачев.–М.: Просвещение,1985.– 343 с.
7.Мудрик, А.В.Социальнаяпедагогика/подред.В.А.Сластенина.–М.:«Академия»,2000.– 519с.
8.Осипова, Л.Е.Работадетскогосадассемьей[Текст]/Л.Е.Осипова.–М.: Скрипторий2003, 2008.– 72 с.