Мастер - класс
Мастер – класс «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
Для того чтобы ребенок с помощью художественно – творческой деятельности смог отобразить окружающую действительность, у него должен быть определенный запас знаний о ней. И поэтому, образовательная деятельность, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, игровая деятельность и, конечно же, взаимодействие с семьями воспитанников, направлены на расширение у детей знаний об окружающем их мире.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми в образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для развития интереса к изобразительному творчеству и создания положительных эмоций детей мы используем в работе художественно – образное слово. Ведь оно способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.
Во время утренней гимнастики посвященной животным, мы изображаем движения и повадки зайцев, лис, медведей и т. д. Тем самым, в изобразительной деятельности ребенку будет легче изобразить какого — либо животного.
Не менее важным условием эффективного развития детского творчества является умение видеть. Смотреть и видеть – это абсолютно разные вещи. Смотреть можно множество раз, но не увидеть. Поэтому необходимо научить детей наблюдать – смотреть, видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Ежедневные прогулки способствуют наблюдениям за природой, временами года, особенностями атмосферных явлений. Во время наблюдений мы стараемся задействовать у детей все органы чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. Это необходимо, чтобы полнее отобразить увиденное. Мы любуемся лучами солнца, белоснежными облаками, слушаем шепот листьев. Затем все эмоциональные переживания переносим в художественно-творческую деятельность.
А как изобразить свои эмоции? И вот здесь наступает возможность показать все многообразие средств передачи изображения. Это позволяет удивить детей своей непредсказуемостью, раскрывает перед ними возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Их универсальность, доступность и простота использования привлекают детей и дают толчок развитию интеллекта, подталкивают творческую активность, учат нестандартно мыслить. Новые материалы вводятся, для того чтобы вызвать детскую активность и дать толчок творческому процессу. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети начинают преодолевать свою робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Какой восторг испытывают дети, когда они понимают, что можно рисовать перышком, губкой, спичечными коробками, и наконец, своими ладошками и кончиками пальцев. Для детей постоянно происходит процесс открытия: первое, через чувственный опыт, а второе, через творческое восприятие мира.
Специфика изобразительной деятельности позволяет детям экспериментировать с материалами, их свойствами и способами воздействия на них. С помощью этих способов приобретается художественный опыт. Детям открываются возможности метода проб и ошибок, дети учатся осмысливать творческую задачу.
Постоянно взаимодействуя с другими людьми в творческой деятельности, ребенок учится договариваться, учитывать интересы окружающих, принимать чувства других людей, он способен переживать неудачам и радоваться успехам своих сверстников. Ребенок видит, как одно явление сверстники изображают по-разному, с точки зрения своего представления об окружающей действительности.
Большую роль в творческом становлении личности ребенка играют родители. Поэтому связь с семьей является основополагающим принципом нашей работы. Два девиза нашей совместной деятельности: «Научился сам, научи папу и маму!» и «Научился у папы и мамы, научи нас!».
Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Родительские собрания, мастер-классы, анкетирование, творческие презентации, педагогические гостиные, выпуски стенгазет, открытые просмотры занятий, а также выставки семейного творчества, в полной мере помогают раскрыть творческий потенциал детей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, а также повышения эффективности всего воспитательного процесса.
Расширяя знания у детей об окружающем мире, о средствах выразительности ежедневно используются следующие методы и приемы:
— игровой метод (только в игре раскрывается ребенок, получая максимальное удовольствие и счастье от процесса игры); (в работе используются и творческие задания, например, чтобы отправиться в космическое путешествие детям необходим космический корабль. Вот и создают дети в своих рисунках необыкновенные космические аппараты. Такие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению.)
— метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
— словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);(креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания, «Расскажи сказку «Репка» от лица самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).
— эвристический (развитие находчивости и активности); (Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А по том каждый рассказывает, что он задумал и как изменялась его задумка — в зависимости от действий партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как, оказывается, в конце интересно увидеть получившуюся картинку.)
— метод проектов; (Среди различных проектов по художественно-эстетическому развитию особенно запомнился проект «Цветные чудеса». Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.
Применение разнообразных техник способствуют развитию ребенка всесторонне:
-развивают уверенность в своих силах;
-развивают пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждать детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков: кляксография, рисование пальчиками, ладошками, тычок жесткой сухой кистью и много других, которые вам хорошо известны.
Смешанная техника рисования. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель.
Рисование свечой. Рисование пластилином. Печатание листьями.
— проблемно-мотивационный (используются сюрпризные моменты, сказочные герои, музыкальное сопровождение); (пример: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. Ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. Зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. Дети показывают пример, как правильно одеваться.)
— исследовательский метод (исследуются природные материалы, проводятся эксперименты с цветной водой, смешиванием красок, лепкой различными материалами). Практика показала: Детское экспериментирование не ограничивается рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (хвою сосны в лепке ежика, бусинки-глаза у человека, кусочек газеты в композицию «Папа в кресле читает газету»). Для увеличения возможностей творческого самовыражения детьми педагог заранее собирает мелкий бросовый материал и использует его в лепных работах (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из-под конфет). Аппликационные работы также представляют для детей большие возможности для экспериментирования с материалами и способами их присоединения к фону. Предварительно можно познакомить детей с техникой «объемной аппликации», когда приклеивается не вся деталь, а только ее часть (середина, верхний или нижний край, продольная половина), сближаются края детали или приклеивается полоска на ребро, либо применяется способ продавливания бумаги.
В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную, фантики, вырезки из газет и журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из нее объемных композиций, передачи фактуры предмета (например, животного). В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперения любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика).
Большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы и участка. Игрушки, плакаты, наглядный материал находятся в зоне доступности для детей. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно поместить свою работу в центре детского творчества. Кто-то стремится поместить свою картину в центр для всеобщего обозрения, другой, напротив, поместил ее с краю. Для нас это сигнал о самооценке ребенка, о его внутреннем состоянии, уверенности в своих творческих возможностях.
Правильно организованная эстетическая предметно-развивающая среда, является одним из условий воспитания художественно-творческих способностей наших воспитанников, ведь чтобы « напитать красотой », дети должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Мы вместе с родителями и детьми украшаем наш участок, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии. В группе организована творческая мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, так же знакомиться с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментировать с различными изобразительными материалами и техниками.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей. Подводя итоги нашего опыта работы, направленного на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, повышение не только уровня художественных способностей воспитанников, но и очевидный личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия.