Наталья Малышина
0

Наталья Малышина

Наталья Малышина
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 1 месяц назад
  • Регистрация: 9 месяцев назад

Анкета

Город:
Лямбирь
Возраст:
37 лет

Контакты

Телефон:
89876996455

Стена пользователя

Загрузка...
3 месяца назад
#
«Актуальные педагогические подходы к познавательному развитию дошкольников – педагогические условия»Одним из актуальных педагогических подходов к познавательному развитию дошкольников, являются педагогические условия.
Процесс познания — это творческий процесс и задача воспитателя поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.
Предметно — развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, т.к. его деятельность зависит от того, как устроена предметно — пространственная организация его жизни, из каких игрушек и предметов она состоит, каков их развивающий потенциал.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Необходимо создать такой климатический климат, при котором каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы.
Немаловажное влияние на рост познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность предметов, которые он может время от времени использовать: «доходить до сути», экспериментировать с ними, смотреть на них, манипулировать ими, делать о них маленькие открытия, приводить их в движение и т.п.
Уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению, к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого нужно соблюдать следующие условия:
разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
предоставление свободы исследования для каждого ребенка;
предоставление возможности каждому ребенку свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
определение максимального уровня размещение игрового, дидактического материала.
Позиция взрослого заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания.
Не менее важным является, среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно — пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности.
Деятельность специфична для каждого периода развития ребенка. Для малыша первого года жизни — это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка — игра и использование общих способов стимулирования творческой активности:
обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными и новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможности для практической деятельности;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям активно задавать вопросы.
Принцип учета возрастных особенностей детей подразумевает выявление отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды.
Для детей пятого года жизни существенна потребность в игре со сверстниками, особенно уединение, создание своего мира игры в укромных уголках. Поэтому дети дошкольного возраста с удовольствием используют созданные места уединения, рассчитанные на 2-3 детей.
Среда развития должна служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии взрослого и детей. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.
Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важные качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника — в игре.
Игра — это путь к познанию. Возросшая активность ребенка проявляется в самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, строить и т.п. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Ребенок может действовать в плане образа, ему доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает их способность к обобщению и сравнению. Построить окружающее пространство нужно так, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.
Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.
Задания с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребенок не задумывается над техникой их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и графическому изображению.
Организуя наблюдение за окружающим, знакомя с предметами и явлениями, обучая различным действиям, воспитатель расширяет и углубляет знания ребенка. У него формируется активное сознательное отношение к миру, целенаправленно развиваются познавательные интересы, мышление, речь. Ребенок учится обобщать, сравнивать, устанавливать связь, наблюдаемую с предшествующими впечатлениями. У ребенка постепенно расширяется его ориентировка в окружающем.
Для успешного развития ребенка значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически и в быту. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях они останутся неполными, тем более что предметы домашнего обихода быстро становятся для детей привычными, теряя элемент новизны. На занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем богаче и содержательнее впечатления повседневной жизни ребенка, тем больше познавательных возможностей имеющихся для проведения занятий.
Для ребенка большое значение имеет овладение способами действий с предметами и игрушками. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов:
• — показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями;
• — сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними;
• — выбор одной игрушки среди нескольких;
• — показ нескольких игрушек («Чудесный мешочек»).
Занятия необходимо проводить так, чтобы дети имели возможность не просто рассматривать или держать игрушку, но и действовать с ней. Занятия с игрушками нужно строить из двух частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесение различных слов воспитатель целенаправленно активизирует речь ребенка. Во второй части занятия детям раздают игрушки и предоставляют возможность самостоятельно действовать с ними, произносить слова, которые давались в первой части занятия.
Необходимым условием умственного развития ребенка является тесная взаимосвязь процессов развития речи и познания окружающего. Ознакомление с окружающим способствует развитию содержательной стороны речи ребенка.
В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, игрушки, картинки, книги. Все занятия отражают разную степень отвлеченности мышления
Ведущим видом деятельности ребенка становится ролевая игра. Дети используют в игре предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка). В процессе различных видов деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой) формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной группе.
Любая информация для ребенка должна быть в доступной форме. Дети свободно ориентируются среди окружающих предметов и получают более точные представления об их качествах и взаимодействиях. Они познают такие свойства, как (твердый — мягкий), расположение предметов в пространстве, их количество, особенности движения и динамические свойства. Ребенок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах. У него увеличивается число высказываний, в которых он хочет уточнить цель, причину и следствие заинтересовавшей его ситуации. Общение со взрослыми носит познавательный характер. Дети проявляют особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить их интерес и любопытство. С познанием окружающего мира у ребенка разнообразнее и содержательнее становятся интересы, потребности и эмоциональные переживания.
Ребенка увлекает изменчивость ситуаций. Играя, в действиях ребенка обнаруживаются элементы экспериментирования. Экспериментирование стимулирует интеллектуальность и любознательность ребенка. Ребенка удивляет то, что предметы по-разному проявляют свои свойства.
Элементы экспериментирования проявляются у ребенка и в других видах деятельности. Например, во время рисования он обнаруживает возникновение новых цветов при смешивании различных красок. В лепке его удивляет свойство глины быть мягкой, а затем затвердевать. На огороде, в саду его увлекают растения, созревающие овощи и фрукты.
Дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
Таким образом, правильно организованные педагогические условия способствуют правильному развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста. И это является проблемой, так как не во всех садах есть полностью организованные условия.
Загрузка...
4 месяца назад
#
Интеллектуальная игра по ознакомлению с окружающим миром «Все, обо всем» в подготовительной группе
Цель: закрепить знания детей о природе, полученные в различных видах деятельности, правила поведения в природе
Задачи:
— активизировать знания детей об окружающем мире;
— развивать чувство ответственности перед командой, сплоченности и взаимоподдержки;
— воспитывать умение слушать внимательно воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
Оборудование:
таблички с названием команд, конверты с заданиями, жетоны с изображением «Совы», предметные картинки: виды транспорта, виды изобразительного искусства, виды животных, изображения: герб и флаг Российской Федерации, герб и флаг Республики Мордовия, черный ящик, дипломы, секундомер.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Все обо всем». Название игры говорит само за себя. В ходе нашей игры будут соревноваться две команды, они пройдут проверку на сплоченность, умение работать в команде и, конечно же, проверку знаний.
Приветствие команд.
— первая команда «Затейники» и их капитан Саша, вторая команда «Почемучки» и капитан Оля.
2. Приветствие команд.
— сейчас каждая команда поприветствует друг друга.
Команда «Затейники»
Соперникам не надо
Ни плитки шоколада,
А им нужна победа,
Все любят побеждать.

Команда «Почемучки»
Соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба вместе с ней!

— Команды можете пожать друг другу руки и занять свои игровые места.
— Сегодня командам будет особенно сложно, они будут соревноваться не только друг с другом, но и с известными сказочными героями. Герои ваших любимых сказок прислали нам письма с заданиями.
— Капитаны команд будут по очереди подходить и брать письма от сказочных героев. За правильно выполненное задание команды будут получать жетоны, на которых изображена сова. У какой команды в итоге будет больше жетонов та команда и победит. А кто мне может сказать, почему именно сова выбрана? (сова олицетворяет мудрость)
— Команды готовы? Тогда начнем!
— Право первым выбрать конверт с вопросом от сказочного героя, выпадет той команде, которая первая даст ответ на мою загадку. У капитанов команд лежат бубны, та команда, которая первая ударит в бубен и будет выбирать первая конверт.
Загадка:
Тут играем и поём,
Дружно, весело живём.
Каждый день сюда идём,
Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждет с утра он всех ребят
Наш весёлый...(детский сад)
3. Основная часть.
1 задание от Крокодила Гены
На какие группы можно разделить эти картинки?
1 группа это земноводные в нее входят рыбы
2 группа это насекомые в нее входят бабочка и пчела
3 группа это животные в нее входят лев и осёл
4 группа это птицы в нее входят попугай и сова
2 задание от Мальвины
Уважаемые знатоки, в этих стихах допущены ошибки найдите их.
Крякает, крыльями машет пёстрая УЛОЧКА наша.
Воспитатель: Ребята, в каком слове вы услышали ошибку.
Дети: В слове «Улочка».
Воспитатель: Какую букву в этом слове необходимо заменить?
Дети: Букву Л на Т.
Воспитатель: Саша подойди, пожалуйста, и замени букву в слове.
Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети: Уточка.
Воспитатель: Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось: Крякает, крыльями машет пёстрая уточка наша.
(Аналогичный разбор стихотворения «Люблю поспать на печке, потом поплавать в ГРЕЧКЕ»).
3 задание от Красной шапочки
— За одну минуту нужно дать как можно больше ответов, жетон получит та команда, которая больше всех даст правильных ответов
Вопросы команде «Затейники»
— Что такое вода? (жидкость)
— Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)
— Сколько ног у паука? (Восемь.)
Вопросы команде «Почемучки»
— Что такое воздух? (газ)
— На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
— Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Чем питается бабочка? (Нектаром.)
— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.
4 задание от Незнайки
Разбери ситуации
1-я ситуация (для команды «Почемучки»)
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботится о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2-я ситуация (для команды «Затейники»)
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3-я ситуация (для команды «Почемучки»)
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Правильно поступил мальчик?
Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
4-я ситуация (для команды «Затейники»)
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
5 задание от Вовки из тридевятого царства:
Уважаемые знатоки, определите, к какому жанру живописи относятся эти произведения.
1 картина – пейзаж, потому что на этой картине изображена природа.
2 картина – натюрморт, потому что на этой картине изображены овощи.
3 картина – портрет, потому что на этой картине изображен человек.
4 картинка — Марина— жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид
6 задание от Василисы Прекрасной
Уважаемые знатоки, объедините в группы виды транспорта.
(индивидуальная работа в карточках).
Воспитатель: Ребята, какие группы у вас получились? Кто из вас хочет назвать и показать.
Дети:
1 группа – водный транспорт, в нее входят пароход и лодка
2 группа – наземный транспорт, в нее входят автомобиль и автобус
3 группа – воздушный транспорт, в нее входят самолет и вертолет
4 группа – специальный транспорт, в нее входят скорая помощь и пожарная машина.
4. Ритмическая пауза
7 задание от Львенка и Черепахи
Уважаемые знатоки скажите, под каким номером находится:
Команде «Затейники»: герб и флаг Республики Мордовия
Команде «Почемучки»: герб и флаг Российской Федерации
9 задание: Игра «Импровизация!»
Команды показывают пантомиму.
Команда «Затейники»: «Соловей разбойник»
«Избушка на курьих ножках»
Команда «Почемучки»: «Царевна-лягушка»
«Красная Шапочка»
10 задание: «Черный ящик»
Внимание уважаемые знатоки черный ящик (вносится черный ящик). Назовите предмет, находящийся в этом черном ящике.
Внимание вопрос!
В этом ящике находится предмет круглой формы, красного цвета, имеющий сладкий вкус, с большим содержанием витамина железа. Назовите пожалуйста этот предмет (яблоко).
Дети: Яблоко.
5. Подведение итогов.
Подсчет фишек. Вручение дипломов.
Загрузка...
5 месяцев назад
#
Проект«Загадочный подводный мир»
Вид проекта: информационно-творческий
Пояснительная записка.
В масштабах истории люди открыли для себя подводный мир. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели, некоторые устрашающие и грозные… Ядовитые медузы, пещеры и гроты, а еще остатки затонувших людских кораблей… Кто в детстве не мечтал нырнуть поглубже, прокатиться на подводном батискафе или опуститься с подводным аппаратом? Чтобы нырнуть поглубже, исследовать этот загадочный мир самому.
Актуальность проекта
Вокруг нас прекрасный и загадочный мир. Хотелось бы познакомить с ним детей. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях водных просторов. Прививать чувство любви к природе, желание беречь и охранять ее.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта
— расширять представления детей об обитателях водных просторов,
— формировать умение размышлять; развитие логического мышления,
— развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
— развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
-развивать познавательный интерес, творческие способности; использовать различные нетрадиционные художественно изобразительные техники;
— воспитывать дружелюбные отношения и интерес к обитателям морских глубин,
— способствовать формированию родительского интереса к воспитательному процессу.
Участники
Воспитанники группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок проведения проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты проекта:
— владеть понятиями «животные морей и океанов»;
— иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;
— знать о взаимосвязи с другими обитателями;
— иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;
— сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе,
— уметь составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Методы.
1) наглядные: показ иллюстраций и слайдов;
2) словесные: указания, объяснение, похвала, «метод преднамеренной ошибки»;
3) практические: показ выполнения физкультминуток,
4) игровые: игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта.
1 этап. Предварительная работа (целеполагание, разработка проекта).
2 этап. Реализация проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов).
3 этап. Подведение итогов.
I этап. Предварительная работа:
Цель: Сформировать первичные представления и положительное отношение по теме «Морские обитатели».
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
2. Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о Царе Салтане», Русская народная сказка «По щучьему велению», П. П. Ершова «Конек-горбунок», Филиппинская сказка «Почему вода в море солёная», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
3. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
4. Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
5. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
6. Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
7. Ресурсное обеспечение.
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.
II этап Реализация проекта.
Цели:
— активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин;
— закрепить знания детей о разнообразии подводного мира;
— поощрять навыки поисковой деятельности;
— обогащать речь детей;
— формировать бережное отношение к природе.
1. Просмотр презентаций:
Цель: Развивать познавательные способности детей.
«Подводные растения. Мир кораллов», «Многообразие жителей морей и океанов — 1», «Многообразие жителей морей и океанов — 2», «Необыкновенные рыбы», «Мастера маскировки».
2. Рассматривание иллюстраций альбомов и энциклопедий:
Цели:
— объяснить, как важны в книге рисунки;
— показать, как много интересного можно узнать, рассматривая иллюстрации.
«Разнообразие морского дна», «Коралловые рифы», «Море и его мир», «Рыбы которые светятся», «Морские черепахи», «Морские звезды и морские ежи», «Красное море и его обитатели», «Черное море и его обитатели», «Дельфины», «Морские хищники», «Глубоководные обитатели», «Водоросли – среда обитания», «Древнейшие жители морей и океанов», «Медузы», «Рыбы морей и океанов».
3. Рассматривание репродукций картин:
Цели:
— приобщить детей к прекрасному миру живописи;
— научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании;
— видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник;
— чувствовать красоту произведения.
Картины художников: Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Георгия Дмитриева, Сергея ляховича, Бато Дугаржапова, Алексея Адамова, Дмитрия Анненкова, Андрея Аранышева, Алексея Зайцева, художника, изображающих подводный мир картины Марка Сузино.
4. Вечерний кинозал (мультфильмы):
Цели:
— расширяют представления об окружающем мире,
— знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации,
поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание
причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора;
— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей.
«В синем море, в белой пене», «Рассказы старого моряка», «Кто в море проживает синем», «Смешарики. Серия №41. Маленькое большое море», «Навстречу морю. Мир в одной капле», «Ныряй с Олли», «Мореплавание Солнышкина», «Осенние кораблики», «О, море, море!», «Степа — моряк», «Лелик и Болик каникулы на море», «Гордый кораблик», «Девочка и дельфин».
5. Чтение художественной литературы
Цели:
— формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, — раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
— учить выделять главную мысль произведения.
1. Хозяйка рыб
2. О чем говорят морские камни.
3. Люди и рыба
4. Почему вода в море солёная. Филиппинская сказка
5. Хитрая птица и глупая рыба
6. Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море
7. Море и звёзды
8. Почему вода в море соленая (3 варианта одной сказки у разных народов)
9. Короткие сказки о море и её обитателях
10. Тогда водяной засмеялся. Исландская сказка
11. Девушка-дельфин(2 варианта одной сказки)
12. Морская сказка
13. Увидеть море
14. Сказка о море
15. Морская сказка
16. Старик и море
17.Сказка о чайках, море, воле и неволе
18. Оля и Море
19. Машенька — ветряные косы
20. Косатка-волк
21. Лососевый Мальчик
22. Красивые бычки
23. Самая вкусная еда
24. Почему море льдом покрыто
24. Океан
25. Сказка про морского царя и кита
6. Экспериментальная деятельность.
Цели: развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей, познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности' организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
«Откуда берется вода?»
«Как вода гулять отправилась»
«Есть ли у воды вкус?»
«Волшебница вода»
«Какого цвета водичка»
«Какие предметы держатся на воде, а какие тонут?»
«Пар – это тоже вода»
«Теплая вода»
«Холодная вода»
«Ледяная вода»
«Разноцветные льдинки»
«Талая вода»
«Узоры на окне»
«Растения хотят пить»
7. Дидактические игры
Цели:
— уточнить и закрепить и знания об обитателях моря;
— развивать находчивость, сообразительность, внимание;
— развивать умение доказывать правильность своего суждения.
«Русалочка»
«Четвертый лишний»
«Чей силуэт»
«Угадай звук животного»
«Чья тень?»
«Собери Дельфина»
«Укрась аквариум»
«Угадай какой водоем»
«Кто здесь живет?»
«О ком расскажу»
8. Настольно-печатные игры
Цель: Развивать внимание, усидчивость, умение соблюдать правила, дружелюбие.
«Парные картинки»
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же»
«Лото»
«Соедини точки»
9. Словесные игры
Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
«Опиши животное»
«Отгадай загадку»
«Кто, что слышит?»
«Чьи детки?»
«Найди предмет по описанию»
«Назови одним словом»
«Кто больше заметит небылиц?»
10. Сюжетно – ролевые игры:
Цели:
— понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
— развивать коммуникативные качества детей через диалог во время общения друг с другом.
«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»
«Путешествие на корабле в сказочную страну »
«Моряки».
11. Подвижные игры:
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Рыбак и рыбки»
«Море волнуется»
«Рыбки и камушки»
«Водяной»
«Водолаз»
«Караси и щука»
«Удочка»
«Море волнуется – раз!».
12. Музыкальные игры:
Цели:
— развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;
— развивать двигательно-слуховую координацию;
— учить распределять внимание;
— учить ритмизированная речь, дикцию, слуховое внимание.
«Веселые рыбки»;
«Русалочки»;
«Рыболовы».
13. Музыкальная деятельность
Цели:
— учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений;
— упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей;
— прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Прослушивание песен о море;
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина», «Чайки и волны».
14. Творческий вечер.
Цели:
— развивать творческую речевую деятельность,
— создавать положительный эмоциональный настрой;
— снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.
Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).
Загадки и стихов о морском мире, о жителях подводного мира.
Игра «Крокодил».
15. Театрализация. Кукольный спектакль «Приключения русалочки Ариэль».
Цели:
— воздействовать на целостное развитие личности ребёнка, его раскрепощение;
— развивать ведущие психические процессы;
— способствовать самопознанию и самовыражению личности;
— корректировать коммуникативные качества;
— помогать осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
16. Спортивное развлечение. «По морям, по волнам».
Цель: Популяция физической культуры и привлечения детей к систематическим занятиям, создание положительного настроя
17. Взаимодействие с родителями
Цели:
— стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка;
— желание познать свои возможности как родителей;
— включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;
Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.
18. Работа в группе, пополнение дидактического материала.
— Оформление игрового уголка «Морской мир».
— Оформление игротеки дидактических игр.
— Подбор пазл на морскую тематику.
— Разрезные картинки «Морские животные».
III этап. Подведение итогов.
1. Выставка творческих работ детей. «Море и морские тайны».
Цели:
— обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям;
— обучать оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики;
— развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности;
— воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
2. Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в дельфинарии!».
Цели:
— популяризация фотоискусства;
— активизация интереса к виду активного отдыха и здорового образа жизни.
Родители записывали, придуманный ребёнком рассказ о морском обитателе, помогали оформить рисунками.
3. Викторина «Чудеса подводного мира».
Цели:
— закреплять знание детей о море и морском мире;
— прививать интерес детей к окружающему миру;
— развивать связную речь детей;
— расширять словарь;
— учить различать рыб от млекопитающих.
Загрузка...
6 месяцев назад
#
Мастер – класс «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
Мастера — волшебники, начиная с древнейших времен, создавали из камня, глины и песка вещи небывалой красоты, даже не подозревая, что они станут произведениями искусства на многие века. Ими любуются до сих пор в залах музеев, люди останавливаются в восхищении перед зданиями, стены которых украшены яркими разноцветными плитками, цветным стеклом, мозаикой.
Искусство уникально по своей сути и очень важно для современного общества, также оно играет большую роль в воспитании детей.
Сейчас, в настоящее время в общественной и экономической жизни нашего государства произошли кардинальные изменения, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Одной из главных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является развитие творческого потенциала дошкольника, воспитание личности, которая будет активно осваивать окружающий мир и обладать ключевыми компетенциями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, художественного творчества.
Поэтому для формирования личности ребенка, творчество является основополагающим. В связи с этим большая часть работы с детьми группы, организована через призму творчества.
Для того чтобы ребенок с помощью художественно – творческой деятельности смог отобразить окружающую действительность, у него должен быть определенный запас знаний о ней. И поэтому, образовательная деятельность, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, игровая деятельность и, конечно же, взаимодействие с семьями воспитанников, направлены на расширение у детей знаний об окружающем их мире.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми в образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для развития интереса к изобразительному творчеству и создания положительных эмоций детей мы используем в работе художественно – образное слово. Ведь оно способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.
Во время утренней гимнастики посвященной животным, мы изображаем движения и повадки зайцев, лис, медведей и т. д. Тем самым, в изобразительной деятельности ребенку будет легче изобразить какого — либо животного.
Не менее важным условием эффективного развития детского творчества является умение видеть. Смотреть и видеть – это абсолютно разные вещи. Смотреть можно множество раз, но не увидеть. Поэтому необходимо научить детей наблюдать – смотреть, видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Ежедневные прогулки способствуют наблюдениям за природой, временами года, особенностями атмосферных явлений. Во время наблюдений мы стараемся задействовать у детей все органы чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. Это необходимо, чтобы полнее отобразить увиденное. Мы любуемся лучами солнца, белоснежными облаками, слушаем шепот листьев. Затем все эмоциональные переживания переносим в художественно-творческую деятельность.
А как изобразить свои эмоции? И вот здесь наступает возможность показать все многообразие средств передачи изображения. Это позволяет удивить детей своей непредсказуемостью, раскрывает перед ними возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Их универсальность, доступность и простота использования привлекают детей и дают толчок развитию интеллекта, подталкивают творческую активность, учат нестандартно мыслить. Новые материалы вводятся, для того чтобы вызвать детскую активность и дать толчок творческому процессу. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети начинают преодолевать свою робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Какой восторг испытывают дети, когда они понимают, что можно рисовать перышком, губкой, спичечными коробками, и наконец, своими ладошками и кончиками пальцев. Для детей постоянно происходит процесс открытия: первое, через чувственный опыт, а второе, через творческое восприятие мира.
Специфика изобразительной деятельности позволяет детям экспериментировать с материалами, их свойствами и способами воздействия на них. С помощью этих способов приобретается художественный опыт. Детям открываются возможности метода проб и ошибок, дети учатся осмысливать творческую задачу.
Постоянно взаимодействуя с другими людьми в творческой деятельности, ребенок учится договариваться, учитывать интересы окружающих, принимать чувства других людей, он способен переживать неудачам и радоваться успехам своих сверстников. Ребенок видит, как одно явление сверстники изображают по-разному, с точки зрения своего представления об окружающей действительности.
Большую роль в творческом становлении личности ребенка играют родители. Поэтому связь с семьей является основополагающим принципом нашей работы. Два девиза нашей совместной деятельности: «Научился сам, научи папу и маму!» и «Научился у папы и мамы, научи нас!».
Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Родительские собрания, мастер-классы, анкетирование, творческие презентации, педагогические гостиные, выпуски стенгазет, открытые просмотры занятий, а также выставки семейного творчества, в полной мере помогают раскрыть творческий потенциал детей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, а также повышения эффективности всего воспитательного процесса.
Расширяя знания у детей об окружающем мире, о средствах выразительности ежедневно используются следующие методы и приемы:
— игровой метод (только в игре раскрывается ребенок, получая максимальное удовольствие и счастье от процесса игры); (в работе используются и творческие задания, например, чтобы отправиться в космическое путешествие детям необходим космический корабль. Вот и создают дети в своих рисунках необыкновенные космические аппараты. Такие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению.)
— метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
— словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); (креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания, «Расскажи сказку «Репка» от лица самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).
— эвристический (развитие находчивости и активности); (Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А по том каждый рассказывает, что он задумал и как изменялась его задумка — в зависимости от действий партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как, оказывается, в конце интересно увидеть получившуюся картинку.)
— метод проектов; (Среди различных проектов по художественно-эстетическому развитию особенно запомнился проект «Цветные чудеса». Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.
Применение разнообразных техник способствуют развитию ребенка всесторонне:
-развивают уверенность в своих силах;
-развивают пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждать детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков: кляксография, рисование пальчиками, ладошками, тычок жесткой сухой кистью и много других, которые вам хорошо известны.
Смешанная техника рисования. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель.
Рисование свечой. Рисование пластилином. Печатание листьями.
— проблемно-мотивационный (используются сюрпризные моменты, сказочные герои, музыкальное сопровождение); (пример: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. Ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. Зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. Дети показывают пример, как правильно одеваться.)
— исследовательский метод (исследуются природные материалы, проводятся эксперименты с цветной водой, смешиванием красок, лепкой различными материалами). Практика показала: Детское экспериментирование не ограничивается рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (хвою сосны в лепке ежика, бусинки-глаза у человека, кусочек газеты в композицию «Папа в кресле читает газету»). Для увеличения возможностей творческого самовыражения детьми педагог заранее собирает мелкий бросовый материал и использует его в лепных работах (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из-под конфет). Аппликационные работы также представляют для детей большие возможности для экспериментирования с материалами и способами их присоединения к фону. Предварительно можно познакомить детей с техникой «объемной аппликации», когда приклеивается не вся деталь, а только ее часть (середина, верхний или нижний край, продольная половина), сближаются края детали или приклеивается полоска на ребро, либо применяется способ продавливания бумаги.
В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную, фантики, вырезки из газет и журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из нее объемных композиций, передачи фактуры предмета (например, животного). В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперения любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика).
Большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы и участка. Игрушки, плакаты, наглядный материал находятся в зоне доступности для детей. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно поместить свою работу в центре детского творчества. Кто-то стремится поместить свою картину в центр для всеобщего обозрения, другой, напротив, поместил ее с краю. Для нас это сигнал о самооценке ребенка, о его внутреннем состоянии, уверенности в своих творческих возможностях.
Правильно организованная эстетическая предметно-развивающая среда, является одним из условий воспитания художественно-творческих способностей наших воспитанников, ведь чтобы « напитать красотой », дети должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Мы вместе с родителями и детьми украшаем наш участок, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии. В группе организована творческая мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, так же знакомиться с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментировать с различными изобразительными материалами и техниками.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей. Подводя итоги нашего опыта работы, направленного на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, повышение не только уровня художественных способностей воспитанников, но и очевидный личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия.

Загрузка...