Игра-путешествие «Путешествие по России» в подготовительной группе.

Игра-путешествие «Путешествие по России» в подготовительной группе.

Цель: Развивать представления детей о народах, населяющих Россию, их

национальной культуре и традициях (чуваши, мордва, татары); способствовать личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.

Звучит русская народная мелодия.

В зал входят команды детей, их встречает русская красавица с хлебом солью.

— Здравствуйте, гости дорогие.

— Этот древнейший обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью сохранился с незапамятных времен. Гости подходили к хозяйке отламывали кусочек хлеба, макали его в соль и съедали. Хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль это оберег, способный защитить человека от враждебных сил и влияний.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

-Россия — является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов.

— У всех народов России есть свои традиции, обычаи, культура. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России и познакомиться с некоторыми народами, которые проживают в нашей необъятной России-матушке.

(Раздаются маршрутные листы).

Станция «МОРДОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА»

Воспитатель встречает детей в мордовском народном костюме.

Воспитатель: Шумбратада, ялгат. (Здравствуйте, друзья)

Шубратада – это первое слово, которое можно услышать в гостеприимной Мордовии.

Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия – огромная страна, где проживает очень много народа: русские, татары, чуваши, башкиры, карелы и многие другие.

У каждой народности есть своя малая Родина.

Республика Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы. Эти народы живут в мире и согласии.

Подскажите мне, почему республика называется Мордовия?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке. В Мордовии разговаривают на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по-мордовски.

— Шумбратада!

Дети: Шумбратада.

Воспитатель: У народа Мордовии древняя и богатая история. Они создали богатую культуру, сохранили свой язык и традиции.

Каждая республика имеет столицу, символы, традиции, историю.

Вспомните, какие три официальных символа, есть у любой народности?

Дети: Флаг, герб и гимн.

Воспитатель: Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное

полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно- красного цвета, символ солнца.

Важную роль во флаге играет цвет:

Красный означает право, силу, мужество, любовь, храбрость;

белый означает чистоту, мудрость, невинность, мир;

синий – славу, честь, верность.

Герб, обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна, это национальное украшение женщин. Ha гривне находятся семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечная розетка красного цвета — солярный знак, символ солнца. В середине герба изображена бегущая лиса красного цвета, расположенная под тремя вертикально направленными вниз стрелами, что означает преобладание охотничьего промысла.

Практическая деятельность.

1.Детям выдаются цветные карандаши.

Задание: раскрасить символ Мордовии лису.

2. Подвижная игра «Варма-варманя» («Ветер-ветерок)

Содержание и правила игры.

Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» сильно машут руками с ленточками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры — исключается.

3.Воспитатель:

Мордовский народ очень любит петь. Сегодня и мы споем песню

« В солнечной Мордовии», муз. Г. Сураева –Королева

1. Мы с Алешкою друзья,

Куда он — туда и я,

И не знает детский сад

Веселей, чем мы, ребят.

Припев:

В солнечной Мордовии весело живем.

В солнечной Мордовии песенку поем.

О родной Мордовии,

Солнечной Мордовии песенку поем.

Песенку поем, песенку о ней поем.

2. Наши мамы дружат тоже.

Дружат братья и отцы,

Ну а если подытожить,

Мы с Алешкой молодцы.

Припев:

А закончить нашу встречу хочется такими словами:

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная Родина светлой мечты.

Не сыщешь нигде в мире края красивей

Об этом всегда помню я, помни ты.

Вастомазонок! Уледа шумбрат!

(До встречи. Будьте здоровы!).

Станция «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»

Воспитатель:

— Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.

— А вы хотите побывать в Татарстане?

— На чём бы вы хотели поехать туда?

— Поедем на поезде.

Под татарскую национальную музыку, дети, имитируя движения поезда,

передвигаются змейкой по группе.

— Мы приехали в столицу Татарстана – город Казань. Казань современный красивый город, сердце Казани – Казанский кремль. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.

( Слайды с достопримечательностями Татарстана)

Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.

— Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

— На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце обозначает успех, счастье, жизнь.

Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Звучит татарская народная мелодия.

Ребята, вы запомнили, как выглядит герб и флаг? Кто может собрать? (Дидактические игры: « Собери флаг», « Собери герб»).

-Молодцы, справились.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки детей в национальном татарском костюме.

— Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты дети.

Вот костюм для девочек. Посмотрите, платье носили с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.

Мальчики носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку, которая украшалась вышивкой. На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.

-А теперь я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

-Запомнили, как называется головной убор у мальчиков? Я хочу вам на память подарить тюбетейку, выбирайте цвет, подходите и украсьте их красивыми узорами.

Дети рисуют узор на тюбетейках.

Станция «ЧУВАШСКИЙ КРАЙ»

Мальчик и девочка в национальных костюмах встречают гостей хлебом-солью.

Приглашают посетить музей, представляют экспонаты:

ü Книги, посвящённые чувашской культуре. Здесь можно найти чувашские

национальные костюмы, познакомиться с многообразием вышивки и орнаментов, а также прочесть чувашские сказки.

ü Компьютерный уголок знакомит детей с достопримечательностями: театры, музеи, памятники архитектуры.

ü Кондитерская фабрика «Акконд» — одна из крупнейших фабрик в мире.

ü Экспозиция, посвящённая чувашскому космонавту Андриану Григорьевичу Николаеву.

ü Куклы в национальных костюмах, национальные головные уборы, чувашская народная матрёшка.

ü Мини экспонат «Чувашская народная изба».

ü Предметы быта (доски, посуда, столовые приборы).

Далее воспитатель показывает детям презентацию и рассказывает о детских

головных уборах. Эта повязка называется «масмак». Чаще встречается в виде красной ленты с мелким геометрическим узором. В верхней части интерактивной доски показан образец узора, а в нижней красная полоса и набор треугольников разного цвета. Дети по очереди упражняются у доски повторить национальный узор.

Изготовление повязки «маасмак»

На столах у детей полоска бумаги красного цвета, треугольники, клей. Дети

выполняют аппликацию, затем склеивают края в кольцо и надевают на голову.

В заключении гостям предлагается поиграть в чувашскую народную игру

«Солнышко»

Все идут по кругу со словами:

Гори, солнце, ярче

лето будет жарче

А зима теплее

А весна – милее.

В центре круга водящие (дети в национальных костюмах). По окончании слов все подходят к центру круга. Водящие говорят «Горячо!» и догоняют их. Поиграв, гости прощаются и уходят.

После прохождения всех станций, команды возвращаются в зал.

Вам понравилось путешествие?

Ребята будьте добрыми, терпеливыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей, и свою Родину.

Общий танец « Я, ты, он вместе целая страна»

Награждение команд, принявших участие в игре путешествия.

394
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!