Игра-путешествие «Путешествие по России» в подготовительной группе.
Игра-путешествие «Путешествие по России» в подготовительной группе.
Цель: Развивать представления детей о народах, населяющих Россию, их
национальной культуре и традициях (чуваши, мордва, татары); способствовать личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.
Звучит русская народная мелодия.
В зал входят команды детей, их встречает русская красавица с хлебом солью.
— Здравствуйте, гости дорогие.
— Этот древнейший обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью сохранился с незапамятных времен. Гости подходили к хозяйке отламывали кусочек хлеба, макали его в соль и съедали. Хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль это оберег, способный защитить человека от враждебных сил и влияний.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
-Россия — является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов.
— У всех народов России есть свои традиции, обычаи, культура. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России и познакомиться с некоторыми народами, которые проживают в нашей необъятной России-матушке.
(Раздаются маршрутные листы).
Станция «МОРДОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА»
Воспитатель встречает детей в мордовском народном костюме.
Воспитатель: Шумбратада, ялгат. (Здравствуйте, друзья)
Шубратада – это первое слово, которое можно услышать в гостеприимной Мордовии.
Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия – огромная страна, где проживает очень много народа: русские, татары, чуваши, башкиры, карелы и многие другие.
У каждой народности есть своя малая Родина.
Республика Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы. Эти народы живут в мире и согласии.
Подскажите мне, почему республика называется Мордовия?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке. В Мордовии разговаривают на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по-мордовски.
— Шумбратада!
Дети: Шумбратада.
Воспитатель: У народа Мордовии древняя и богатая история. Они создали богатую культуру, сохранили свой язык и традиции.
Каждая республика имеет столицу, символы, традиции, историю.
Вспомните, какие три официальных символа, есть у любой народности?
Дети: Флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное
полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно- красного цвета, символ солнца.
Важную роль во флаге играет цвет:
Красный означает право, силу, мужество, любовь, храбрость;
белый означает чистоту, мудрость, невинность, мир;
синий – славу, честь, верность.
Герб, обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна, это национальное украшение женщин. Ha гривне находятся семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечная розетка красного цвета — солярный знак, символ солнца. В середине герба изображена бегущая лиса красного цвета, расположенная под тремя вертикально направленными вниз стрелами, что означает преобладание охотничьего промысла.
Практическая деятельность.
1.Детям выдаются цветные карандаши.
Задание: раскрасить символ Мордовии лису.
2. Подвижная игра «Варма-варманя» («Ветер-ветерок)
Содержание и правила игры.
Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» сильно машут руками с ленточками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры — исключается.
3.Воспитатель:
Мордовский народ очень любит петь. Сегодня и мы споем песню
« В солнечной Мордовии», муз. Г. Сураева –Королева
1. Мы с Алешкою друзья,
Куда он — туда и я,
И не знает детский сад
Веселей, чем мы, ребят.
Припев:
В солнечной Мордовии весело живем.
В солнечной Мордовии песенку поем.
О родной Мордовии,
Солнечной Мордовии песенку поем.
Песенку поем, песенку о ней поем.
2. Наши мамы дружат тоже.
Дружат братья и отцы,
Ну а если подытожить,
Мы с Алешкой молодцы.
Припев:
А закончить нашу встречу хочется такими словами:
Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная Родина светлой мечты.
Не сыщешь нигде в мире края красивей
Об этом всегда помню я, помни ты.
Вастомазонок! Уледа шумбрат!
(До встречи. Будьте здоровы!).
Станция «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»
Воспитатель:
— Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
— А вы хотите побывать в Татарстане?
— На чём бы вы хотели поехать туда?
— Поедем на поезде.
Под татарскую национальную музыку, дети, имитируя движения поезда,
передвигаются змейкой по группе.
— Мы приехали в столицу Татарстана – город Казань. Казань современный красивый город, сердце Казани – Казанский кремль. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.
( Слайды с достопримечательностями Татарстана)
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
— Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
— На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце обозначает успех, счастье, жизнь.
Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
Ребята, вы запомнили, как выглядит герб и флаг? Кто может собрать? (Дидактические игры: « Собери флаг», « Собери герб»).
-Молодцы, справились.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки детей в национальном татарском костюме.
— Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты дети.
Вот костюм для девочек. Посмотрите, платье носили с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Мальчики носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку, которая украшалась вышивкой. На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
-А теперь я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
-Запомнили, как называется головной убор у мальчиков? Я хочу вам на память подарить тюбетейку, выбирайте цвет, подходите и украсьте их красивыми узорами.
Дети рисуют узор на тюбетейках.
Станция «ЧУВАШСКИЙ КРАЙ»
Мальчик и девочка в национальных костюмах встречают гостей хлебом-солью.
Приглашают посетить музей, представляют экспонаты:
ü Книги, посвящённые чувашской культуре. Здесь можно найти чувашские
национальные костюмы, познакомиться с многообразием вышивки и орнаментов, а также прочесть чувашские сказки.
ü Компьютерный уголок знакомит детей с достопримечательностями: театры, музеи, памятники архитектуры.
ü Кондитерская фабрика «Акконд» — одна из крупнейших фабрик в мире.
ü Экспозиция, посвящённая чувашскому космонавту Андриану Григорьевичу Николаеву.
ü Куклы в национальных костюмах, национальные головные уборы, чувашская народная матрёшка.
ü Мини экспонат «Чувашская народная изба».
ü Предметы быта (доски, посуда, столовые приборы).
Далее воспитатель показывает детям презентацию и рассказывает о детских
головных уборах. Эта повязка называется «масмак». Чаще встречается в виде красной ленты с мелким геометрическим узором. В верхней части интерактивной доски показан образец узора, а в нижней красная полоса и набор треугольников разного цвета. Дети по очереди упражняются у доски повторить национальный узор.
Изготовление повязки «маасмак»
На столах у детей полоска бумаги красного цвета, треугольники, клей. Дети
выполняют аппликацию, затем склеивают края в кольцо и надевают на голову.
В заключении гостям предлагается поиграть в чувашскую народную игру
«Солнышко»
Все идут по кругу со словами:
Гори, солнце, ярче
лето будет жарче
А зима теплее
А весна – милее.
В центре круга водящие (дети в национальных костюмах). По окончании слов все подходят к центру круга. Водящие говорят «Горячо!» и догоняют их. Поиграв, гости прощаются и уходят.
После прохождения всех станций, команды возвращаются в зал.
Вам понравилось путешествие?
Ребята будьте добрыми, терпеливыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей, и свою Родину.
Общий танец « Я, ты, он вместе целая страна»
Награждение команд, принявших участие в игре путешествия.