Представление опыта

Учителя математики

Тема опыта:«Информационно-коммуникационные технологии, как средство повышения качества образования».

Сведения об авторе:

— учитель физики и математики высшей квалификационной категории

— образование – высшее

Актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна.

Последние тенденции в реформах образования и внедрения стандартов ФГОС второго поколения, когда главным ориентиром для формирования математического и естественнонаучного образования школьников становится практико-ориентированный формат, когда ученика нужно научить искать, думать, исследовать и решать поставленную задачу. Нам, учителям приходится перестраиваться с методики классического преподавания и наукоемкого ресурса познания в другие методы и технологии обучения. Причем вся метода преподавания должна уже быть нацелена на формирование интеллектуально-независимого, мобильного, современно-мыслящего и открыто честного гражданина страны.

В связи с этим, я начинала поиск идей и методов, и вектор направления моей работы начал свой путь от поиска путей по формированию тех самых обще — учебных умений и навыков, которая ставится для нас, как первостепенная педагогическая задача. Причем, если мы думаем, что в процессе учебы эти навыки и умения общие и навыки узко специфические сформируются сами, то это заблуждение. Учитель в своей профессиональной работе начинает задавать детям такие способы учебной работы над материалом, над собой, что ученик неосознанно перенимает его, у него вполне могут сложиться стихийные приемы, навыки и умения, что выражается в нерешенной задаче, в неглубоком понимании смысла теоремы или закона, в отрывочном и неглубоком ответе. Таким образом, от рациональности моих приемов, методов и технологий начинает ставиться в прямую зависимость весь процесс учебной работы по автоматизации знаний, умений и навыков у учащихся.

Первые поиски совершенствования методики преподавания физики и математики привели меня к информационно-коммуникационным технологиям, которые способствовали эффективному обучению учащихся на каждом этапе урока. Данная технология позволила мне систематизировать все электронные образовательные ресурсы (платформы, приложения, звукозаписи, тесты, викторины, виртуальные лаборатории, библиотеки медиа). Быстро и просто организовывать работу детей дополнительно индивидуально, в группах, в парах на каждом этапе урока физики и математики. Мне стала эта технология помогать организовать учебный процесс для «слабых» учеников и не «отбила» интерес к математике и физике у «сильных» ребят. Другими словами, организовать такой процесс, который в равной степени поддерживает мотивацию всех моих учеников и позволяет добиться успеха каждого ученика на своем уровне. При этом у ребят естественным образом формируются метапредметные навыки:

-овладение инструментами информационно- познавательной деятельности;

— формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;

-совершенствования приемов сотрудничества с группой и коллективом;

-овладения всеми навыками грамотного и речевого изложения;

-понимания и использования всех средств наглядности;

-умение выдвигать гипотезы, использовать алгоритмы и применять разные способы рассуждений при решении учебных задач;

Необходимость в поиске новых идей и в процессе самого поиска, мне удалось создать для себя и своей работы даже некий «методический конструктор», который помогает мне в преподавании физики и математики с использованием ЭОР на каждом этапе урока по возможности. Так, например, на этапе целеполагания и создания мотивации для учащихся, чтобы ориентировать на технические специальности, использую зрительные инструменты (видеоинтервью, медиаплакаты) сайтов Урок цифры.ру и шоупрофессий.рф. В случае, если ребята ориентируются не на технические области профессионального предпочтения, тогда разъясняю необходимость мультимедийного и гаджетного познания для повышения конкурентоспособности на рынке труда современному эрудированному человеку. На этапе проверки знаний и умений учащихся для подготовки к освоению новой темы стало незаменимой частью для меня применение ресурсов российской электронной школы, платформы учи.ру и инструментария Google Classroom с возможностью выдачи задания, комментария к нему и оценивания уровня знаний и умений каждого ребенка в отдельности.

С помощью последней платформы Google Classroom стало возможным и применение приема работы с классом в модели «перевернутый класс», когда необходимо изложить большой и громоздкий материал, его нужно весь изучить, адекватно его оценить, вычленить необходимое и в дальнейшем сформировать свое отношение. Создаю свой курс на интересующую тему по учебному материалу, предпочтительнее работать с 10-ми или 11-ми классами. В данный курс по ссылке или по электронной почте приглашаю слушателей данного курса. После чего в основной ленте нашего курса можно размещать мной и детьми весь необходимый материал, который ученики смогут видеть, изучать, задавать вопросы, оставлять комментарии, общаться. В ленте для нас есть возможность создавать объявления, публиковать задания, настраивать видимость и возможность оставлять комментарии. Эта «живая» лента для тесного общения учителя и ученика с публикациями по данному предмету. Это позволяет избежать загруженности ленты и расширяет возможности погружения ученика в информационный поток. Надо отметить, что данный сервис Google здесь же в приложении предлагает виртуальную библиотеку с огромным выбором книг по всем темам, что немаловажно. Не нужно ходить по сайтам, достаточно переключить иконку на «книги» и найти нужный материал. Здесь закладываются такие мета предметные навыки, как умение ориентироваться среди источников информации и способность использовать компьютерные технологии для обработки информации. А также умения критически оценивать и интерпретировать информацию, вычленять основные моменты. Конечно, последующий этап закрепления по данному материалу весьма трудоемкий, но именно эта форма работы позволяет добиться самостоятельного изучения материала, самореализации каждого ученика и практического освоения материала на уровне ученик-учитель.

На этапах закрепления материала и обобщения его использую возможности приложения MadTest, который позволяет быстро и эффективно проверять уровень, глубину и обьем знаний и умений учащихся по конкретному материалу, очень нравится мне и ребятам работать в приложении kahoot.com. когда телефон каждого участника образовательного процесса превращается в пульт. Игровой прием позволяет заинтересовать ребят предметом, даже самых отстающих учащихся.

Разумеется, что данная информационно-коммуникационная технология работы неразрывно связана с другими технологиями:

-системно — деятельностный подход;

-здоровьесберегающие технологии;

-проблемное обучение.

В результате работы и изучения методики использую все возможности комбинирования приемов и методов, направленных на достижение качества образования. Так, например, пришла к выводу, что весьма эффективная работа основывается на работе «в парах». Организую взаимопроверку, когда выполненные работы учащиеся проверяют сами и выставляют оценку за самостоятельную работу друг другу, что способствует формированию способности самоконтроля и самоанализа у учащегося, взаимного всеобуча. Вообще, длительный поиск новых методов и приемов привел меня к системно-деятельностному подходу в обучении, как совокупности всех образовательных технологий, методов и приемов работы. Это дает много возможности мне, как учителю искать приемы формирования у детей новых и нужных универсальных учебных действий, позволяющих быть нужным в учебной и трудовой деятельности.

Последний учебный год, в рамках школьной площадки центра «Точка роста» осваиваю инструменты цифровой лаборатории и активно внедряю их в учебный процесс и внеурочную деятельность. Основа метрологии такого мощного инструмента как лаборатории «Точка Роста» позволяет в совокупности применять информационно коммуникационные технологии обучения и внедрять практико-ориентированные исследования в изучение тем.

Полный комплект видеоуроков по физике и алгебре позволяет соединить теорию и практику для эффективного обучения. Кроме этого, для альтернативы в проведении лабораторных практикумов использую ресурсы имеющегося модуля «Виртуальная реальность 3D», который позволяет увидеть учащимся внутренние процессы эксперимента.

Все вышеперечисленные приемы и методы использую для повышения эффективного образования и повышения качества.

Во неурочной деятельности активно привлекаю ребят к участию в дистанционных и заочных конкурсах на сайтах мир-олимп, инфоурок, мега-талант и видеоуроки.ру.

К участию в очных конкурсах по исследовательской работе и техническом творчестве имеются результаты в конкурсах — «Школьный патент», «Творчество юных», «Многоликая Мордовия», «Интеллект будущего».

Кроме этого, основополагающим направлением в своей работе для повышения качества образования — считаю подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена по физике с ориентиром на технические специальности и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Являясь руководителем школьного объединения учителей физики, математики и информатики и районного методического объединения учителей математики, принимаю активное участие в формировании плана работы на год. Являюсь экспертом по проверке мониторинговых работ по математике и физике районного и республиканского уровней. Охотно делюсь своим материалом и прислушиваюсь к мнению более опытных педагогов. Всю работу направляю на обмен опытом и дальнейшую корректировку в самообразовании и личном плане дальнейшей работы по совершенствованию методики преподавания. Являюсь наставником молодого специалиста по математике, а также членом экспертной группы учителей по проверке портфолио на первую квалификационную категорию учителей физики.

231
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!