«Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

                                                        «Нельзя пробудить чувство Родины

без восприятия переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся воспоминания о маленьком уголке

далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается

образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в патриотическом направлении.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма, гражданственности.

В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности, что обуславливает перспективность опыта. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.

Задачи:

формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.

— формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

— развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

— развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

— воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Объектом исследования является воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – современные подходы в патриотическом воспитание дошкольников.

Гипотеза: повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

— использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми;

-создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

— тесного сотрудничества с родителями.

Новизна опыта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

Принцип учета возрастных особенностей;

Принцип учета индивидуальных особенностей;

Принцип коллективизма;

Принцип сотрудничества;

Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их);

Условия формирования опыта.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой город. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это — твоя Родина.

Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится воспитателем в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д.

Важно использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с дошкольниками: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному городу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники. Всю работу по данному направлению Лидия Андреевна осуществляет в форме сотрудничества, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Теоретическая база опыта.

В последние годы предлагается много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по патриотическому воспитанию: Е. К. Ривина «Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений» (2004), Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» (2007), Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.

Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. В исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к различным компонентам культурного наследия народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Анализ литературы показал не только наличие интереса к данной проблеме, но и наличие тенденции либо к очень широкой трактовке патриотического воспитания и, как следствие, затруднения в структурировании содержания и методов, либо – в ограничении патриотического воспитания национально-региональным компонентом.

Технология опыта.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда.В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш город», «Саранск – город труженик»;«Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Государственные символы»

2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, такие как:

«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»

«Стихи о Мордовии. Творческие задания»

«Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»

«Стихи о Родине»

5.Дидактические игры:

«Моя родина Россия»

«Мордовия сегодня»

«Государственные символы»

«Расскажи про свой город»

«Угадай» (продукция предприятий)

Лото «Профессии», «Дорожные знаки»

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:

Моделирование. Использование картинок – моделей — «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города», системный оператор «Найди пару».

ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Брянск – мой любимый город», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.

Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию ( проект «Моя семья», «Брянск – мой любимый город» ).

3. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы» и другие.

Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

В работе с родителями использовали следующие формы:

информационно-ознакомительные:

родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

лекции-беседы,

«День открытых дверей»;

информационно-просветительские формы:

оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком»; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»

оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота», «Ребёнок рисует мир»

анкетирование;

нетрадиционные формы:

досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Ожидаемые результаты

организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.

совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитатнию детей дошкольного возраста.

увеличение количества детей дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии, одаренных детей;

увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

использование в образовательный процесс современных форм работы с детьми;

повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;

использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

ост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.

В развитии дошкольников:

В результате реализации педагогического опыта:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Результативность опыта:

разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по патриотическому воспитанию.

разработаны и апробации современные формы, технологии, направленные на патриотическое воспитание старших дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проэктная деятельность, массовые мероприятия с родителями)

разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста

обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп в соответствии с проектом, созданы авторские дидактические пособия

подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)

разработан план работы с родителями по формированию основ патриотического воспитания старших дошкольник

Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

137
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!