«Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
«Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке
далекого детства.
Пусть с этим уголком связывается
образ великой Родины».
В. А. Сухомлинский.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в патриотическом направлении.
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма, гражданственности.
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности, что обуславливает перспективность опыта. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
— формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
— формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
— развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
— развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
— воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Объектом исследования является воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – современные подходы в патриотическом воспитание дошкольников.
Гипотеза: повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
— использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми;
-создания условий для патриотического воспитания дошкольников;
— тесного сотрудничества с родителями.
Новизна опыта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
Принцип учета возрастных особенностей;
Принцип учета индивидуальных особенностей;
Принцип коллективизма;
Принцип сотрудничества;
Принцип уважительного отношения к личности ребенка;
Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их);
Условия формирования опыта.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой город. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это — твоя Родина.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится воспитателем в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д.
Важно использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с дошкольниками: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному городу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники. Всю работу по данному направлению Лидия Андреевна осуществляет в форме сотрудничества, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Теоретическая база опыта.
В последние годы предлагается много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по патриотическому воспитанию: Е. К. Ривина «Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений» (2004), Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» (2007), Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» и др.
Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. В исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к различным компонентам культурного наследия народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Анализ литературы показал не только наличие интереса к данной проблеме, но и наличие тенденции либо к очень широкой трактовке патриотического воспитания и, как следствие, затруднения в структурировании содержания и методов, либо – в ограничении патриотического воспитания национально-региональным компонентом.
Технология опыта.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда.В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.
Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:
Альбомы: «Символы России, «Наш город», «Саранск – город труженик»;«Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Государственные символы»
2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;
3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, такие как:
«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»
«Стихи о Мордовии. Творческие задания»
«Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»
«Стихи о Родине»
5.Дидактические игры:
«Моя родина Россия»
«Мордовия сегодня»
«Государственные символы»
«Расскажи про свой город»
«Угадай» (продукция предприятий)
Лото «Профессии», «Дорожные знаки»
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:
♦ Моделирование. Использование картинок – моделей — «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.
♦ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города», системный оператор «Найди пару».
♦ ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Брянск – мой любимый город», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.
♦ Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию ( проект «Моя семья», «Брянск – мой любимый город» ).
3. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы» и другие.
Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В работе с родителями использовали следующие формы:
— информационно-ознакомительные:
родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
лекции-беседы,
«День открытых дверей»;
— информационно-просветительские формы:
оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком»; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»
оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота», «Ребёнок рисует мир»
анкетирование;
— нетрадиционные формы:
досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Ожидаемые результаты
организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитатнию детей дошкольного возраста.
увеличение количества детей дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии, одаренных детей;
увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
использование в образовательный процесс современных форм работы с детьми;
повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.
В развитии дошкольников:
В результате реализации педагогического опыта:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Результативность опыта:
разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по патриотическому воспитанию.
разработаны и апробации современные формы, технологии, направленные на патриотическое воспитание старших дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проэктная деятельность, массовые мероприятия с родителями)
разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп в соответствии с проектом, созданы авторские дидактические пособия
подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)
разработан план работы с родителями по формированию основ патриотического воспитания старших дошкольник
Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.
При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.