Конспект занятия по лепке в старшей группе Тема: «Грибы»
Цель: формировать умение лепить грибы, передавая относительную величину и виды шляпок (вогнутые или выпуклые);
Задачи:
образовательные:— формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине;
— — активизация словаря: названия грибов;
— формировать у детей целостное представление об окружающем мире;
• воспитательные:
— воспитывать в детях бережное отношение к природе;
— приучать воспитанников заботиться о своем здоровье;
— воспитывать любовь к родному краю, произведениям народного творчества;
— способствовать появлению у детей радостного настроения, удовлетворение от проделанной работы.
• развивающие:
— развивать у детей интерес к познанию окружающего мира;
— формировать у воспитанников способности логического мышления, обобщения и классифицирования;
— развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Материалы:
Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, грибница вешенки, гриб мухомор( рисунок) искусственные деревья,( ель, береза, осина), пеньки. Муляжи грибов в корзине, аудиозапись «Песенка про грибы», русская народная песня «Ой, грибы, грибы, грибочки…», пластилин, тряпочки, стеки, клеенки для лепки.
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой игры «По грибы», познавательное занятие «Съедобные и несъедобные грибы», просмотр компьютерной презентации «Грибы нашего края».
Интеграция образовательных областей:
— социально-коммуникативное развитие (безопасность, общение),
— художественно-эстетическое развитие (лепка, музыка),
— речевое развитие,
— познавательное развитие (формирование целостной картины мира).
Ход занятия:
Разыгрался ветер на лесной полянке,
Закружил осину в красном сарафане.
И листок березы золотистой пчелкой
Вьется и кружится над колючей елкой.
Облетели листья, клен от холода дрожит
На дорожке у террасы золотой ковер лежит.
— О каком времени года говорится в стихотворении ?
— Дети, какие приметы осени вы знаете?
Дети: ( Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, птицы улетают на юг).
Воспитатель: Осень называют щедрой, хлебосольной. Почему?
Дети: ( потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб)
Воспитатель: Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на поезде.
Воспитатель: ( показывает на лесную полянку)
— вот и лес, здравствуй лес, полный сказок и чудес. Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы любители поиграть в игру под названием « Угадай кто я?». Ведь, грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И бывает очень трудно определить какой гриб ты нашел. Но перед тем как сорвать грибы, ы должны вспомнить, как вести в лесу и какие грибы можно собирать.
Правила сбора грибов:
— собирать только известные грибы;
— не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
— не собирать грибы около проезжей части.
— А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы….
( боровик)
— Верно, дети, это боровик. Его величество «Боровик». Он очень важный сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок.
Дети подходят к следующему грибу.
— А вот и другой гриб:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту, зовусь я …
( подосиновик)
— Почему его так называют?
Дети: Потому, чаще всего он растет под осиной).
Воспитатель:
— Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все –таки их различить?( на изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлы).
Дети подходят к пеньку с семейством опят.
— А вот сразу несколько грибов, целая семейка. Дети в шапочках грибов читают загадку:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
— Где они обычно растут? ( На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко, что рукой не достать).
— Вот как много грибов мы собрали. А с кем грибочки дружат в лесу?
Дети:(Сдеревьями, с цветочками, с насекомыми, с травой).
Воспитатель: С березой – подберезовик, с осиной – подосиновик. Это дружба помогает и расти, без грибов лес может заболеть.
Дети рассматривают рисунки грибницы гриба вешенки. У самой грибницы корешки очень нежные и тонкие и ее нельзя переносить из домика. Это наполненный мешочек дом для грибницы. А в таком виде грибы можно переносить в другой лес на новое место и даже выращивать у себя дома ( Показывает грибницу гриба вешенки).
— Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина грибы – различные.
(во время того, когда дети разогревают и разминают пластилин звучит аудиозапись народной песни «Ой, грибы, грибы, грибочки…»)
Но сначала ы проведем пальчиковую гимнастику:
«Мы грибы идем искать»
1,2,3,4,5, мы грибы идем искать,(разгибание пальцев поочередно из кулачка)
Этот пальчик в лес пошел, (загибание пальца мизинца)
Этот пальчик гриб нашел, (загибание пальца безымянного)
Этот пальчик чистить стал, (загибание пальца среднего)
Этот пальчик жарить стал, (загибание пальца указательного)
Этот пальчик все съел, (загибание пальца большого)
От того и растолстел! (обхватить большой палец)
(такая же игра проводится с пальцами на другой руке)
Предметная карта лепки подосиновика:
- Взять пластилин белого цвета
- Отрезать стекой кусочек чуть меньше половинки
- Раскатать цилиндр (колбаску)
- Оттянуть один конец, чтобы к основанию ножка бы расширялась
- Методом сглаживания разравнять со всех сторон бока цилиндра
- Взять пластилин для шляпки соответствующего цвета
- Отрезать стекой половину кусочка
- Раскатать шар
- Методом вдавливания сделать углубление
- Методом прижимания соединить шляпку с ножкой
Грибок готов!
Воспитатель: У всех получилось? А теперь приступаем к расположению грибов на полянке. ( Работа детей под аудиозапись « Песенка про грибы»).
Воспитатель: Посмотрите, какие выразительные грибы у нас получились!
— Ребята, о каких грибах мы сегодня говорили? ( Дети перечисляют)
— А какие есть еще грибы в лесу?
Дети: Несъедобные или ядовитые).
Воспитатель: Молодцы! Страшней всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу вас, ребята, как определить какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу, если есть ядовитый- луковица посинеет.
А что можно приготовить из грибов? ( Ответы детей).
Воспитатель: Дети, чему вас научило это занятие? Что нового вы узнали сегодня?
— Запомните все, что мы сегодня делали и о чем говорили, это обязательно пригодится вам в жизни. А также расскажите все что вы узнали полезного своим родным, друзьям.
— Всем спасибо! Вы просто МОЛОДЦЫ!