Методика подготовки к олимпиаде по биологии
1.Требования к программам подготовки к олимпиадам по биологии
Дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний по биологии (для учета интересов учащихся к обобщению, ориентации к будущей профессии);
Интегрированный подход к изучению тем и проблем (для стимулирования стремлений учащихся к расширению и углублению своих знаний, развитию их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний);
Изучение нерешенных актуальных проблем науки (для формирования умения к проведению исследовательской работы);
Учет личностных интересов учащихся (для поощрения углубленного изучения тем, выбранных самим учеником);
Гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм (корректировка методики с учетом специфики индивидуальных особенностей учащихся);
Свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации (работа с оборудованием в полевых условиях, с приборами, в научных библиотеках и т.п.);
Умение учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев (формирование у них навыков рефлексии и публичного обсуждения результатов);
Элементы индивидуальной психологической поддержки (учет своеобразия личности каждого участника олимпиады
Этапы подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурса
I этап — Мониторинг
Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.
II этап — Теоретическая подготовка.
Знакомство с заданиями (Правила оформления. Обзор литературных источников).
2. Химический состав и строение клеток.
3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.
4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.
5. Общая характеристика царства Животные.
6. Характеристика систем органов человека.
7. Теоретические основы общей биологии.
8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.
9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.
10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.
III этап — Практическая подготовка – формирование умений.
1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов
, составления и оформления биологических коллекций и т.д.
2.Решение задач по цитологии.
3.Решение задач по генетике.
4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.
5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».
6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».
IV этап — Самоподготовка.
1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.
2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.
3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.
4. Консультации по наиболее трудным вопросам.
Структура заданий
1 уровень — воспроизведение, цитирование, репродукция знаний («знать»):
Пример 1. Авторами биогенетического закона являются 1) Р. Гук и Н. Грю
2) Ф. Мюллер и Э. Геккель 3) Г. Мендель и Т. Морган 4) Т. Шванн и М. Шлейден
Пример 2. К углеводам относятся 1) глюкоза, фруктоза 2) глюкоза, фруктоза, крахмал
3) глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза 4) глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, гликоген
Пример3. Размножение пресмыкающихся происходит
1) на суше, оплодотворение внутреннее 2) на суше, оплодотворение наружное
3) в воде, оплодотворение внутреннее 4) в воде, оплодотворение наружное
Пример 4. Найдите соответствие: Экологические факторы Компоненты природной среды
1. Биотические 2. Абиотические 3. Антропогенные
А. Орошение пустыни Б. Прокладка дорог в тайге В. Количество осадков Г. Численность паразитов Д. Соперничество самцов за самку 1) 1ГД2А3БВ 2) 1ГД2В3АБ 3) 1ГД2Б3АВ 4) 1АБ2В3ГД
2 уровень — решение по образцу, реализация стандартного алгоритма («уметь» и «применять знания и умения в знакомой ситуации»): решение типовых задач:
Пример 5.
Если одна из цепей ДНК имеет нуклеотидную последовательность 3ААГТТЦЦТТА5, то вторая будет иметь строение 1) 3ААГТТЦЦТТА5 2) 5УУЦААГГААУ3 3) 3ААГТТЦЦТТА5 4) 5ТТЦААГГААТ3
Пример 6. При частоте ритма 50 ударов в минуту общая диастола сердца человека будет составлять 1) 0.4 сек 2) 0.5 сек 3) 0.8 сек 4) 0.9 сек
Пример 7. Больные дальтонизмом женщины могут быть потомками 1) здорового отца и матери-носительницы гена дальтонизма 2) больного отца и больной матери 3) больного отца и матери-носительницы гена дальтонизма 4) здорового отца и больной матери 5) больного отца и здоровой матери
Пример 8.
Укажите правильную последовательность букв в пищевой цепи, состоящей из объектов:
А — лисица, Б — обыкновенный уж, В — травяная лягушка, Г- листья, Д- майский жук 1) АБВГД 2) ГДБВА 3) ГВДБА 4) ГДВБА
Пример 9. Особи, гомозиготные по двум доминантным аллелям, скрещиваются с особями, рецессивными по этим аллелям. При полном доминировании на доминантного родителя будет походить … % потомства (100).
Пример 10. Если мать ребенка дальтоник, а отец здоров, то ребенок неизбежно будет дальтоником, если …
3 уровень — творческое применение знаний – применение знаний в незнакомой ситуации, перенос знаний. Пример 12. Бычий цепень и пиявка медицинская относятся к 1) одному отряду 2) разным отрядам одного класса 3) разным классам одного типа 4) разным типам
Пример 13. Биотоп + биоценоз =
Пример 14. Схожий способ питания имеют 1) василек и цианобактерия 2) цианобактерия и гриб мукор 3) гриб мукор и чумная бацилла 4) чумная бацилла и василек
Пример 15. Митохондрии особенно хорошо развиты в
1) яйцеклетках 2) тромбоцитах 3) сперматозоидах 4) эритроцитах
4 уровень – собственно олимпиадные задачи — умение сформулировать новую проблему или составить новую задачу, высокая степень глубины усвоения знаний, абстрактного мышления и автоматизма.
Пример 15.
Какими качествами должно обладать идеальное комнатное растение? Какие качества должны у него отсутствовать? Идеальное комнатное растение должно быть красивым (привлекательным, интересным), безопасным, умеренных размеров, хорошо размножаться (желательно, вегетативным путем), выдерживать широкий диапазон условий (разные температуры, переувлажнение, кратковременную засуху, сухой воздух), не повреждаться вредителями и болезнями. Желателен рост без периода вынужденного покоя. Оно не должно быть ядовитым, аллергичным, неприятно пахнущим или раздражающим (крапивные), не должно требовать присутствия симбионтов: микоризных грибов, азотфиксирующих бактерий, хозяев (для паразитических форм). Ни в коем случае комнатное растение не может быть карантинным объектом (сорняком, аллергеном).
Пример 16. Приведите примеры ситуаций, когда антропогенные воздействия приводят виды к биологическому прогрессу Биологический прогресс — увеличение численности, расширение ареала и появление новых популяций и подвидов — в результате сознательной целенаправленной деятельности человека наблюдается у видов, которые человек специально разводит (культурные растения, сельскохозяйственные и домашние животные, культивируемые микроорганизмы), а также у охраняемых видов, которым на специальных территориях (заповедники, национальные парки) созданы благоприятные условия. Случайно в результате деятельности человека созданы благоприятные условия для прогресса сорняков, паразитов человека, культурных растений, сельскохозяйственных и домашних животных, рудеральных растений (обитателей помоек) и животных-синантропов, сопутствующих человеку (мыши, крысы, тараканы, вороны и т.д.).