«Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей»
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей).
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существую-щих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию может осуществляется в такой последова-тельности.
Воспитатель:
1. Предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для данного объекта признаков.
5. Руководит созданием моделей.
Модели всегда многофункциональны. На основе моделей можно со-здать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
2. Модель должна раскрыть существенное в объекте.
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о предмете изучения.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.
При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.
К использованию схем-моделей можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как они менялись, как относились к ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.
В старшем дошкольном возрасте важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности - учебной.
Необходимо также помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые.
Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.
Моделирование - это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Специальными исследованиями (Л.А.Вегнер, Е.В.Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о себе как о живом организме.
Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании данного предмета. Старший дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать, но и проявлять содействие, стремление помогать, защищать и беречь.
Элементарное ознакомление старших дошкольников с внутренним строением своего организма – не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы.
Задачи:
1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней;
2. развивать, углублять интерес к природе - живой и неживой;
3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни;
4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми;
5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я».
6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувстви-тельности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека;
7. сформировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья;
8. воспитывать уважение к матери, которая дает новую жизнь, закладывать основы отношения к семье как к важнейшей ценности. Формировать элементарные представления о размножении человека, животных, растений.
9. Воспитывать у дошкольников любовь к жизни во всех ее проявлениях; стремление сохранять живые существа и среду их обитания;
10. Формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы, человека
Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области знакомства с человеком. Воспитатель ведет ее регулярно, системно.
В заключении можно сказать, что ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике и использование этого метода способствует лучшему усвоению детьми этих знаний. Метод моделей имеет много плюсов. Среди которых, лёгкость в восприятии, доступность. Детям это интересно и понятно.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существую-щих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию может осуществляется в такой последова-тельности.
Воспитатель:
1. Предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для данного объекта признаков.
5. Руководит созданием моделей.
Модели всегда многофункциональны. На основе моделей можно со-здать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
2. Модель должна раскрыть существенное в объекте.
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о предмете изучения.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.
При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.
К использованию схем-моделей можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как они менялись, как относились к ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.
В старшем дошкольном возрасте важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности - учебной.
Необходимо также помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые.
Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.
Моделирование - это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Специальными исследованиями (Л.А.Вегнер, Е.В.Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о себе как о живом организме.
Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании данного предмета. Старший дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать, но и проявлять содействие, стремление помогать, защищать и беречь.
Элементарное ознакомление старших дошкольников с внутренним строением своего организма – не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы.
Задачи:
1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней;
2. развивать, углублять интерес к природе - живой и неживой;
3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни;
4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми;
5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я».
6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувстви-тельности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека;
7. сформировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья;
8. воспитывать уважение к матери, которая дает новую жизнь, закладывать основы отношения к семье как к важнейшей ценности. Формировать элементарные представления о размножении человека, животных, растений.
9. Воспитывать у дошкольников любовь к жизни во всех ее проявлениях; стремление сохранять живые существа и среду их обитания;
10. Формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы, человека
Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области знакомства с человеком. Воспитатель ведет ее регулярно, системно.
В заключении можно сказать, что ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике и использование этого метода способствует лучшему усвоению детьми этих знаний. Метод моделей имеет много плюсов. Среди которых, лёгкость в восприятии, доступность. Детям это интересно и понятно.