Обучение детей старшего дошкольного возраста навыкам сотрудничества в процессе проведения НОД.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами на всех уровнях, включая и личностный уровень. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развитие таких типов человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнёрство, умение работать в команде.
Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задаёт основания важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
В работах многих российских учёных (Ш.А.Амонашвили, М.И.Лисиной, Т.К.Ахаян и др.) раскрывается деятельный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчёркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.
Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях педагогов и учёных. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С.Буре, М.В.Крулехт), в игре (Д.В.Меджерицкая, В.Я.Воробьёва и др.), в изобразительной деятельности (Т.С.Комарова, И.А.Рудовская и др.).
Поставленная в современной Концепции дошкольного образования задача повышения развивающего потенциала обучения напрямую связана с разработкой теоретических и практических вопросов развития сотрудничества детей в образовательной деятельности в детском саду, что отвечает актуальным потребностям широкой практики воспитания дошкольников и подготовки к школе. В связи с этим является необходимым поиск эффективных путей развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в непосредственно образовательной деятельности в условиях детского сада.
Для решения данных задач с успехом применяется технология сотрудничества.
Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
При обучении дошкольников навыкам сотрудничества основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
Достижение этой цели можно добиться посредством решения следующих задач:
1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Этапы работы с детьми:
Подготовительный этап включает в себя работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Первый этап. Цель первого этапа – освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы реализовала с детьми среднего дошкольного возраста).
Второй этап. Целью второго этапа является – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).
Третий этап. Целью третьего заключительного этапа является – обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).
Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в ДОУ открывает широкие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками в силу регулярности и систематичности их проведения, разнообразия образовательного содержания, возможности интеграции разных видов детской деятельности, а также применения и реализации усложняющихся моделей сотрудничества.
Сотрудничество старших дошкольников в процессе образовательной деятельности представляет собой тип взаимодействия в условиях решения детьми образовательной задачи, требующей объединения усилий, предполагающий согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижения общего результата. Процесс сотрудничества характеризуется эмоциональной вовлечённостью дошкольников в действия партнёра, пониманием необходимости взаимообсуждения позиций и действий для достижения более эффективного совместного результата, коммуникативной активностью, согласованностью и естественностью во взаимодействии.
Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время НОД будет развиваться эффективно если:
- если в процессе проведения НОД воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом.
- используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий и свободу выбора модели сотрудничества со сверстниками при решении поставленных педагогом задач.
Можно выделить следующие модели сотрудничества:
- совместно-индивидуальная модель – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально.
- совместно-последовательная модель – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого ( по этому принципу действует производственный конвейер).
- совместно-взаимодействующая модель – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов(сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата).
Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием технологии сотрудничества с детьми старшего дошкольного возраста:
1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Роль воспитателя:
– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения);
– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;
– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).
Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»
2. Второй структурный элемент – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом, работа в парах, деятельность в микрогруппах.
3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.
Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.
Важным шагом в моей работе становится обучение детей самооценке.
Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом: определять области своего знания, и незнания, видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Этому воспитатель обучает детей, показывая образцы собственных оценочных суждений, при обобщении высказывании детей.
В процессе НОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:
- перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.
- после выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).
В конце НОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).
И проводится общая итоговая оценка, где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.
Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества в процессе НОД, дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом, навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.
Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задаёт основания важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
В работах многих российских учёных (Ш.А.Амонашвили, М.И.Лисиной, Т.К.Ахаян и др.) раскрывается деятельный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчёркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.
Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях педагогов и учёных. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С.Буре, М.В.Крулехт), в игре (Д.В.Меджерицкая, В.Я.Воробьёва и др.), в изобразительной деятельности (Т.С.Комарова, И.А.Рудовская и др.).
Поставленная в современной Концепции дошкольного образования задача повышения развивающего потенциала обучения напрямую связана с разработкой теоретических и практических вопросов развития сотрудничества детей в образовательной деятельности в детском саду, что отвечает актуальным потребностям широкой практики воспитания дошкольников и подготовки к школе. В связи с этим является необходимым поиск эффективных путей развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в непосредственно образовательной деятельности в условиях детского сада.
Для решения данных задач с успехом применяется технология сотрудничества.
Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
При обучении дошкольников навыкам сотрудничества основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
Достижение этой цели можно добиться посредством решения следующих задач:
1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Этапы работы с детьми:
Подготовительный этап включает в себя работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Первый этап. Цель первого этапа – освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы реализовала с детьми среднего дошкольного возраста).
Второй этап. Целью второго этапа является – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).
Третий этап. Целью третьего заключительного этапа является – обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).
Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в ДОУ открывает широкие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками в силу регулярности и систематичности их проведения, разнообразия образовательного содержания, возможности интеграции разных видов детской деятельности, а также применения и реализации усложняющихся моделей сотрудничества.
Сотрудничество старших дошкольников в процессе образовательной деятельности представляет собой тип взаимодействия в условиях решения детьми образовательной задачи, требующей объединения усилий, предполагающий согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижения общего результата. Процесс сотрудничества характеризуется эмоциональной вовлечённостью дошкольников в действия партнёра, пониманием необходимости взаимообсуждения позиций и действий для достижения более эффективного совместного результата, коммуникативной активностью, согласованностью и естественностью во взаимодействии.
Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время НОД будет развиваться эффективно если:
- если в процессе проведения НОД воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом.
- используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий и свободу выбора модели сотрудничества со сверстниками при решении поставленных педагогом задач.
Можно выделить следующие модели сотрудничества:
- совместно-индивидуальная модель – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально.
- совместно-последовательная модель – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого ( по этому принципу действует производственный конвейер).
- совместно-взаимодействующая модель – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов(сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата).
Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием технологии сотрудничества с детьми старшего дошкольного возраста:
1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Роль воспитателя:
– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения);
– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;
– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).
Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»
2. Второй структурный элемент – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом, работа в парах, деятельность в микрогруппах.
3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.
Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.
Важным шагом в моей работе становится обучение детей самооценке.
Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом: определять области своего знания, и незнания, видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Этому воспитатель обучает детей, показывая образцы собственных оценочных суждений, при обобщении высказывании детей.
В процессе НОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:
- перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.
- после выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).
В конце НОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).
И проводится общая итоговая оценка, где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.
Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества в процессе НОД, дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом, навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.