ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТ
Блог:
Аннотация: В статье рассматриваются возможности интегрированных уроков в процессе духовно-нравственного развития школьников с нарушением интеллекта. Даются конкретные примеры проведения интегрированных уроков.
Получение детьми с нарушением интеллекта качественного образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, а именно, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Кроме того образо¬ва¬тель¬ный процесс направлен на воспитание учащихся в духе любви к Ро¬ди¬не, уважения к культурно-историческому наследию сво¬его народа и своей страны, на фор¬ми¬рование основ социально ответственного поведения. При этом важно учитывать особенности интеллектуального развития школьников, своеобразие учебно-познавательной деятельности. Дети с нарушением интеллекта в процессе обучения трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, не-усидчивые, у них слабо развита память. У детей зачастую наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учебе в целом. В связи с этим сложная структура интеллектуальных нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционно-образовательной работы с опорой на сохранные функции. Чтобы повысить интерес детей к учебному процессу учителю необходимо соблюдение ряда условий:
– поиск новых и эффективных методов работы для более прочного усвоения материала;
– подбор материала с элементами творческого поиска для повышения роли самостоятельной работы учащихся, направленной на предупреждение орфографических и речевых ошибок.
В повышение эффективности преподавания учебных предметов и их воспитательной ценности наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей.
Понятие «межпредметные связи» в психолого-педагогической литературе характеризуется по-разному. Так, М. А. Иванова определяет его как взаимную согласованность учебных программ по разным предметам [3, с. 18].
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т. е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции, объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. Этим самым разрешают существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением знаний по предметам учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становится обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всесторонние развитие личности [3, с. 18].
Т. Г. Браже отмечает, что ярким проявлением межпредметных связей в образовательном процессе являются интегрированные уроки. При этом, по мнению Т. Г. Браже, потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
– мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
– интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
– форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;
– интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей [1, с. 150].
Преимущества интегрированных уроков, по мнению М. А. Ивановой заключаются в том, что они:
– способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
– в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
– не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
– интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах [3, с. 17].
Проведение интегрированных уроков имеет большое значение и для обучения школьников с нарушением интеллекта. Интегрированные уроки помогают учащимся данной категории соединить получаемые знания в единую систему. Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, развиваются все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. При организации интегрированных уроков появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением музыки, живописи, труда, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка с нарушением интеллекта и формирует его творческое мышление и воображение.
Уровень развития внимания учащихся с нарушением интеллекта весьма низок, вследствие чего они не улавливают материал, который сообщает им учитель. Интегрированные уроки способствуют организации внимания школьников, от которого зависит эффективность восприятия учебного материала.
Успешное проведение интегрированного урока в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья требует от учителя:
1. Личностного общения. Дети положительно воспринимают учителя (уважают, доверяют, слышат его, понимают о чем он говорит и подчиняются его требованиям), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Это очень важно для учителя, так как без этого нет урока. Учитель и ученики готовы к сотрудничеству, без этого не мыслим учебный процесс.
2. Тщательной подготовки. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимно обусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
3. Профессионального мастерства. Интегрированные уроки помогают проявить творческие способности учителя, побуждают искать новые формы и методы обучения детей с ограниченными возможностями. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Мыслительные процессы отличаются бедностью и фрагментарностью.
При проведении интегрированных уроков, большое внимание уделяется наряду с образовательными и коррекционными задачами задачам воспитательного характера. В частности, акцент делается на духовно-нравственном развитии учащихся в системе подготовки их к самостоятельной жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к прекрасному, природе, окружающей среде.
Духовно-нравственное развитие учащихся предполагает осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных, моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовного развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, от-ветственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В своей педагогической деятельности мы не раз задумывались, как до-биться качественного усвоения знаний на уроках литературного чтения учащимися с нарушением интеллекта, и пришли к вводу, что интеграция уроков чтения и русского языка; чтения, музыки, рисования, труда дает возможность дополнить строгие научные знания средствами другого предмета. Это вызывает интерес у учащихся, повышает мотивацию к обучению, развивает их мышление, познавательные интересы.
Так, например, на уроке чтения в 5 классе по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» учащимся после прочтения произведения предлагаются задания различной степени трудности, в зависимости от их индивидуальных особенностей: нарисовать героев сказки; нарисовать декорации, предметы; сочинить свою мини-сказку. Словарь учащихся беден, употребляемые детьми предложения часто бывают построены не всегда правильно. В помощь предлагаются сюжетные картины. Каждый учащийся работает над своим заданием, при этом после его представления учителю, он может переключиться на другой вид деятельности, например, инсценирование сказки. На следующий день, на уроке русского языка исходя из темы, используется следующий вид работы – письмо по памяти. Берется из сказки четверостишье и записывается на доске. Путём многократных повторений заучивается (обязательно идёт раз-бор орфограмм) и записывается по памяти. Из опыта можно сказать, что учащиеся с нарушение интеллекта способны с большим успехом запомнить материал, который им понятен.
Уроки чтения с элементами музыки, рисования помогают детям выпол-нять задачи, поставленные на уроках, формируют их творческое мышление. Для повышения интереса к процессу обучения уроки чтения проводятся с привлечением музыки, живописи. Так изучение материала на уроке по теме «И. Соколов-Микитов «Золотая осень» проходит наглядно, с использованием мультимедийной презентации. Используются разнообразные виды деятельности, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки учащихся. Первый этап – учащиеся знакомятся с текстом произведения. Описывают, сравнивают, находят образные выражения и объясняют их (заяц-беляк, ёж-ежович) идёт работа над речью. Следующий этап – прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковский из цикла «Времена года». Учащимся нравится работать под музыкальное сопровождение. Музыка успокаивает, позволяет создать нужный настрой, в то же время учащиеся выполняют задания: прослушать музыкальное произведение и определить настроение музыки; сравнить музыку с прочитанным рассказом; нарисовать мысленно картину, представленную при прослушивании. Заключительный этап – работа с красками в нетрадиционной манере. Учащиеся на листе бумаги делают «набрызг» с помощью зубной щётки, изображая осень (используют жёлтые, оранжевые, синие, чёрные и другие краски). Свое восприятие текста они передают в цвете и объясняют, почему именно этот цвет краски они выбрали. Но перед этой работой ещё раз обращаются к рассказу «Золотая осень», вспоминают прочитанное.
Урок чтения в 8 классе на тему «С. Есенин «Отговорила роща золотая» проводится в виде интегрированного урока с элементами музыки и изобразительного искусства. После знакомства с произведением учащиеся слушают песню на данное стихотворение. Затем с помощью красок передают в цвете свое настроение от восприятия данного произведения. Желтый, красный, коричневый, оранжевый – теплые тона, передающие жизнерадостное настроение, настроение внутреннего подъема. Черный цвет – цвет грусти и печали (черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступление длинных, холодных вечеров). Основная цель уроков по изучению творчества С. Есенина – донести до учащихся мысль, что С. Есенин был примером человека, любившего свою Родину и свой народ, и это нашло яркое отражение в его произведениях. При прочтении его стихов, в детях воспитывается любовь к родному краю, близким людям, бережное отношение к природе.
На уроке чтения в 9 классе на тему «М. Шолохов «Судьба человека» прослеживается связь с уроками истории (период Великой Отечественной войны). Наглядным сопровождением на уроке идет использование фрагментов из одноименного кинофильма С. Бондарчука. Изучение данного произведения еще раз подводит учащихся к осознанию того, что война – это ужасная трагедия, о которой нельзя забывать. Задачами данного урока является воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества, гордости за свою Родину.
Так интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу у учащихся с нарушением интеллекта, повышает их творческий потенциал.
Таким образом, интеграция предметов приобретает особое значение в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта, в процессе их духовно-нравственного развития. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус учащихся, умение понимать произведения искусства, ценить красоту и богатство родной природы, любить Ро¬ди¬ну, уважать культурно-историческое наследие сво¬его народа и своей страны.
Список использованных источников
1. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 2004. – № 5. – С. 150–154.
2. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина. – М. : АМО, 2008. – 147 с.
3. Иванова, М. А. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова, И. Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. – №5. – С. 17–20.
Получение детьми с нарушением интеллекта качественного образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, а именно, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Кроме того образо¬ва¬тель¬ный процесс направлен на воспитание учащихся в духе любви к Ро¬ди¬не, уважения к культурно-историческому наследию сво¬его народа и своей страны, на фор¬ми¬рование основ социально ответственного поведения. При этом важно учитывать особенности интеллектуального развития школьников, своеобразие учебно-познавательной деятельности. Дети с нарушением интеллекта в процессе обучения трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, не-усидчивые, у них слабо развита память. У детей зачастую наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учебе в целом. В связи с этим сложная структура интеллектуальных нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционно-образовательной работы с опорой на сохранные функции. Чтобы повысить интерес детей к учебному процессу учителю необходимо соблюдение ряда условий:
– поиск новых и эффективных методов работы для более прочного усвоения материала;
– подбор материала с элементами творческого поиска для повышения роли самостоятельной работы учащихся, направленной на предупреждение орфографических и речевых ошибок.
В повышение эффективности преподавания учебных предметов и их воспитательной ценности наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей.
Понятие «межпредметные связи» в психолого-педагогической литературе характеризуется по-разному. Так, М. А. Иванова определяет его как взаимную согласованность учебных программ по разным предметам [3, с. 18].
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т. е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции, объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. Этим самым разрешают существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением знаний по предметам учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становится обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всесторонние развитие личности [3, с. 18].
Т. Г. Браже отмечает, что ярким проявлением межпредметных связей в образовательном процессе являются интегрированные уроки. При этом, по мнению Т. Г. Браже, потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
– мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
– интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
– форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;
– интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей [1, с. 150].
Преимущества интегрированных уроков, по мнению М. А. Ивановой заключаются в том, что они:
– способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
– в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
– не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
– интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах [3, с. 17].
Проведение интегрированных уроков имеет большое значение и для обучения школьников с нарушением интеллекта. Интегрированные уроки помогают учащимся данной категории соединить получаемые знания в единую систему. Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, развиваются все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. При организации интегрированных уроков появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением музыки, живописи, труда, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка с нарушением интеллекта и формирует его творческое мышление и воображение.
Уровень развития внимания учащихся с нарушением интеллекта весьма низок, вследствие чего они не улавливают материал, который сообщает им учитель. Интегрированные уроки способствуют организации внимания школьников, от которого зависит эффективность восприятия учебного материала.
Успешное проведение интегрированного урока в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья требует от учителя:
1. Личностного общения. Дети положительно воспринимают учителя (уважают, доверяют, слышат его, понимают о чем он говорит и подчиняются его требованиям), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Это очень важно для учителя, так как без этого нет урока. Учитель и ученики готовы к сотрудничеству, без этого не мыслим учебный процесс.
2. Тщательной подготовки. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимно обусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
3. Профессионального мастерства. Интегрированные уроки помогают проявить творческие способности учителя, побуждают искать новые формы и методы обучения детей с ограниченными возможностями. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Мыслительные процессы отличаются бедностью и фрагментарностью.
При проведении интегрированных уроков, большое внимание уделяется наряду с образовательными и коррекционными задачами задачам воспитательного характера. В частности, акцент делается на духовно-нравственном развитии учащихся в системе подготовки их к самостоятельной жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к прекрасному, природе, окружающей среде.
Духовно-нравственное развитие учащихся предполагает осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных, моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовного развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, от-ветственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В своей педагогической деятельности мы не раз задумывались, как до-биться качественного усвоения знаний на уроках литературного чтения учащимися с нарушением интеллекта, и пришли к вводу, что интеграция уроков чтения и русского языка; чтения, музыки, рисования, труда дает возможность дополнить строгие научные знания средствами другого предмета. Это вызывает интерес у учащихся, повышает мотивацию к обучению, развивает их мышление, познавательные интересы.
Так, например, на уроке чтения в 5 классе по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» учащимся после прочтения произведения предлагаются задания различной степени трудности, в зависимости от их индивидуальных особенностей: нарисовать героев сказки; нарисовать декорации, предметы; сочинить свою мини-сказку. Словарь учащихся беден, употребляемые детьми предложения часто бывают построены не всегда правильно. В помощь предлагаются сюжетные картины. Каждый учащийся работает над своим заданием, при этом после его представления учителю, он может переключиться на другой вид деятельности, например, инсценирование сказки. На следующий день, на уроке русского языка исходя из темы, используется следующий вид работы – письмо по памяти. Берется из сказки четверостишье и записывается на доске. Путём многократных повторений заучивается (обязательно идёт раз-бор орфограмм) и записывается по памяти. Из опыта можно сказать, что учащиеся с нарушение интеллекта способны с большим успехом запомнить материал, который им понятен.
Уроки чтения с элементами музыки, рисования помогают детям выпол-нять задачи, поставленные на уроках, формируют их творческое мышление. Для повышения интереса к процессу обучения уроки чтения проводятся с привлечением музыки, живописи. Так изучение материала на уроке по теме «И. Соколов-Микитов «Золотая осень» проходит наглядно, с использованием мультимедийной презентации. Используются разнообразные виды деятельности, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки учащихся. Первый этап – учащиеся знакомятся с текстом произведения. Описывают, сравнивают, находят образные выражения и объясняют их (заяц-беляк, ёж-ежович) идёт работа над речью. Следующий этап – прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковский из цикла «Времена года». Учащимся нравится работать под музыкальное сопровождение. Музыка успокаивает, позволяет создать нужный настрой, в то же время учащиеся выполняют задания: прослушать музыкальное произведение и определить настроение музыки; сравнить музыку с прочитанным рассказом; нарисовать мысленно картину, представленную при прослушивании. Заключительный этап – работа с красками в нетрадиционной манере. Учащиеся на листе бумаги делают «набрызг» с помощью зубной щётки, изображая осень (используют жёлтые, оранжевые, синие, чёрные и другие краски). Свое восприятие текста они передают в цвете и объясняют, почему именно этот цвет краски они выбрали. Но перед этой работой ещё раз обращаются к рассказу «Золотая осень», вспоминают прочитанное.
Урок чтения в 8 классе на тему «С. Есенин «Отговорила роща золотая» проводится в виде интегрированного урока с элементами музыки и изобразительного искусства. После знакомства с произведением учащиеся слушают песню на данное стихотворение. Затем с помощью красок передают в цвете свое настроение от восприятия данного произведения. Желтый, красный, коричневый, оранжевый – теплые тона, передающие жизнерадостное настроение, настроение внутреннего подъема. Черный цвет – цвет грусти и печали (черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступление длинных, холодных вечеров). Основная цель уроков по изучению творчества С. Есенина – донести до учащихся мысль, что С. Есенин был примером человека, любившего свою Родину и свой народ, и это нашло яркое отражение в его произведениях. При прочтении его стихов, в детях воспитывается любовь к родному краю, близким людям, бережное отношение к природе.
На уроке чтения в 9 классе на тему «М. Шолохов «Судьба человека» прослеживается связь с уроками истории (период Великой Отечественной войны). Наглядным сопровождением на уроке идет использование фрагментов из одноименного кинофильма С. Бондарчука. Изучение данного произведения еще раз подводит учащихся к осознанию того, что война – это ужасная трагедия, о которой нельзя забывать. Задачами данного урока является воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества, гордости за свою Родину.
Так интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу у учащихся с нарушением интеллекта, повышает их творческий потенциал.
Таким образом, интеграция предметов приобретает особое значение в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта, в процессе их духовно-нравственного развития. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус учащихся, умение понимать произведения искусства, ценить красоту и богатство родной природы, любить Ро¬ди¬ну, уважать культурно-историческое наследие сво¬его народа и своей страны.
Список использованных источников
1. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 2004. – № 5. – С. 150–154.
2. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина. – М. : АМО, 2008. – 147 с.
3. Иванова, М. А. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова, И. Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. – №5. – С. 17–20.