«Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми»
Блог:
Тема: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми»
Цель: ознакомление с полезным ископаемым – металлом, природным явлением – извержением вулкана.
Предварительная работа: 1. Изготовление макета «Горная местность». 2. Знакомство с видами почв (каменистая, песчаная, суглинистая, чернозем). 3. Проведение опытов с песком, глиной.
Оборудование: картинки с изображением животных (зебра, енот, медведь, лев, ягуар), буквы (з, е, м, л, я), глобус, виды почв (каменистая, песчаная, суглинистая, чернозем), макет «Горная местность, стеклянная пробирка с водой, омоний (реактив), спички, камни, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Работа у доски с картинками и буквами.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы любите бывать в зоопарке, и уверена, что не раз там побывали и видели много разных животных. Некоторые из них у меня размещены на доске (зебра, енот, медведь, лев, ягуар). Посмотрите на них, назовите каждое из них и, найдите среди букв ту букву, на которую начинается название каждого из них. (Выкладывают буквы и получается слово « Земля»)
Воспитатель: - С первым заданием вы справились хорошо, надеюсь, что со вторым заданием справитесь также быстро. Слушаем загадку.
«На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и луга
И Северный полюс здесь тоже найдешь,
А, если захочешь, в руках понесешь». (Глобус).
-Правильно, ребята, это глобус (Показывает глобус).
Работа с глобусом.
- Глобус - это маленькая модель нашей огромной Земли, на которой живем мы с вами, на которой живут вот эти животные (показывает на доску с животными). Обратите внимание, как разнообразна природа на нашей Земле – здесь и водоемы, и леса, и равнины, и горы. Но мы с вами сегодня будем говорить не о той земле, на которой живем мы с вами, а о той, на которой растут эти деревья, на которой сажаем с вами цветы.
- Ребята, а как по-другому еще называют эту землю? (Почва).
Правильно. Сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию, где выставлены образцы почв.
Работа в мини – лаборатории.
(Выставлены образцы почв: песчаная, каменистая, суглинистая, чернозем.)
Воспитатель: – Ребята, рассмотрите внимательно все виды почв и расскажите о каждом из них. ( Дети делают выводы: – в почве много песка, значит она песчаная, много камней, значит – каменистая и т.д.).
Воспитатель: – А теперь скажите, из всего перечисленного что - то применяется в строительстве? Дети перечисляют: - песок, камни – щебенка ( для фундамента), глина (делают кирпич).
- Какие еще полезные ископаемые вы знаете? Делаю небольшую подсказку - без чего мама не может обойтись на кухне ни одного дня? ( без соли, газа).
-А без чего не может обойтись ни один водитель? ( без бензина).
А из чего делают бензин? (из нефти).
-Видите, ребята, как много полезных ископаемых, необходимых для человека, хранит в себе земля. А теперь пора нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Воспитатель. – Ребята, я знаю, что летом с родителями вы любите бывать у водоемов, ходить в лес, играть на поляне, а в горных местах, думаю, что никто не был. Я вам сейчас предлагаю отправиться в путешествие по горным местам. Но это очень далеко, поэтому предлагаю туда отправиться на самолете (летят).
Работа с макетом горной местности.
Воспитатель: - Ну вот, ребята мы на месте. Посмотрите и скажите, что вы видите?
Дети перечисляют: - горы большие и маленькие, у подножья гор большие и маленькие камни, рядом – водоем, деревья.
Воспитатель: - А какая растительность в горах? Дети перечисляют: - растут деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель: - А теперь обратите внимание на большие, маленькие и минитрещины на вершине гор. Я вам сейчас расскажу, откуда они берутся.
- Высоко в горах погода очень неустойчивая – то тепло, то холодно, то льет дождь, а иногда бывают морозы. После дождей вода попадает в минитрещины и задерживается там. А когда наступают сильные морозы, вода замерзает в трещинах и лед разбивает скалу на мелкие и большие камни. Мы сейчас с вами в этом убедимся.
Опыт.
Воспитатель: - Вчера мы с вами пробирку с водой поместили в морозильную камеру, давайте посмотрим, что случилось с водой и пробиркой. (Рассматривают треснутую пробирку со льдом).
Воспитатель делает вывод: - это еще раз подтверждает, что на морозе вода замерзает, расширяется и способна разбивать не только стекло, но и камни.
Вот откуда берутся и большие, и маленькие камни на верхушке гор.
Воспитатель: Ребята, я вам рассказала, откуда берутся трещины на вершинах гор, теперь вы расскажите, что вы еще знаете о горах?
Дети: - В горах бывает вулкан (Объясняют, что такое вулкан).
Воспитатель: - Вулкан – это жидкая вулканическая лава, которая находится глубоко под землей, и, благодаря вот этим трещинам, она находит выход на поверхность земли. Жидкая огненная лава бьет фонтаном из - под земли, вынося с собой и раскаленные камни, и пепел, и дым. А опускаясь на поверхность горы, мчится вниз, уничтожая все живое на своем пути.
Вулканы бывают спящие и действующие. Сейчас вулкан спит.
Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза, и представили себе действующий вулкан (дети закрывают глаза, а воспитатель зажигает в это время спичками омоний, заранее приготовленный на вершине горы ).
Воспитатель:– Ой, ребята, посмотрите, вулкан проснулся! (Дети наблюдают за вулканическим процессом).
Воспитатель продолжает: обратите внимание, как вулкан бьет фонтаном из - под земли, как искры летят во все стороны, как пепел садится на вершину скалы…Ребята, когда заканчивается извержение вулкана, вулканическая лава затвердевает, и превращается в твердую породу. Из нее люди делали ножи, топоры, мечи и т.д. Люди эту породу назвали металлом. Металла надо было много, а вулканов было мало, и поэтому люди стали думать, как создать искусственные вулканы и придумали – они их стали создавать в специализированных печах. Так его добывают и до сих пор. Теперь, ребята, вы знаете, каким образом люди впервые узнали о металле.
А нам пора возвращаться к себе в д.сад. (Дети на самолете возвращаются в д. сад)
Анализ занятия.
Ну вот, ребята, мы на месте. Скажите, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). Ребята, я знаю, что вам хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном. Я вам предлагаю отправиться в изостудию и отразить свои впечатления в рисунке на камне. (Дети рисуют на камне, педагог анализирует работы детей).
Цель: ознакомление с полезным ископаемым – металлом, природным явлением – извержением вулкана.
Предварительная работа: 1. Изготовление макета «Горная местность». 2. Знакомство с видами почв (каменистая, песчаная, суглинистая, чернозем). 3. Проведение опытов с песком, глиной.
Оборудование: картинки с изображением животных (зебра, енот, медведь, лев, ягуар), буквы (з, е, м, л, я), глобус, виды почв (каменистая, песчаная, суглинистая, чернозем), макет «Горная местность, стеклянная пробирка с водой, омоний (реактив), спички, камни, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Работа у доски с картинками и буквами.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы любите бывать в зоопарке, и уверена, что не раз там побывали и видели много разных животных. Некоторые из них у меня размещены на доске (зебра, енот, медведь, лев, ягуар). Посмотрите на них, назовите каждое из них и, найдите среди букв ту букву, на которую начинается название каждого из них. (Выкладывают буквы и получается слово « Земля»)
Воспитатель: - С первым заданием вы справились хорошо, надеюсь, что со вторым заданием справитесь также быстро. Слушаем загадку.
«На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и луга
И Северный полюс здесь тоже найдешь,
А, если захочешь, в руках понесешь». (Глобус).
-Правильно, ребята, это глобус (Показывает глобус).
Работа с глобусом.
- Глобус - это маленькая модель нашей огромной Земли, на которой живем мы с вами, на которой живут вот эти животные (показывает на доску с животными). Обратите внимание, как разнообразна природа на нашей Земле – здесь и водоемы, и леса, и равнины, и горы. Но мы с вами сегодня будем говорить не о той земле, на которой живем мы с вами, а о той, на которой растут эти деревья, на которой сажаем с вами цветы.
- Ребята, а как по-другому еще называют эту землю? (Почва).
Правильно. Сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию, где выставлены образцы почв.
Работа в мини – лаборатории.
(Выставлены образцы почв: песчаная, каменистая, суглинистая, чернозем.)
Воспитатель: – Ребята, рассмотрите внимательно все виды почв и расскажите о каждом из них. ( Дети делают выводы: – в почве много песка, значит она песчаная, много камней, значит – каменистая и т.д.).
Воспитатель: – А теперь скажите, из всего перечисленного что - то применяется в строительстве? Дети перечисляют: - песок, камни – щебенка ( для фундамента), глина (делают кирпич).
- Какие еще полезные ископаемые вы знаете? Делаю небольшую подсказку - без чего мама не может обойтись на кухне ни одного дня? ( без соли, газа).
-А без чего не может обойтись ни один водитель? ( без бензина).
А из чего делают бензин? (из нефти).
-Видите, ребята, как много полезных ископаемых, необходимых для человека, хранит в себе земля. А теперь пора нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Воспитатель. – Ребята, я знаю, что летом с родителями вы любите бывать у водоемов, ходить в лес, играть на поляне, а в горных местах, думаю, что никто не был. Я вам сейчас предлагаю отправиться в путешествие по горным местам. Но это очень далеко, поэтому предлагаю туда отправиться на самолете (летят).
Работа с макетом горной местности.
Воспитатель: - Ну вот, ребята мы на месте. Посмотрите и скажите, что вы видите?
Дети перечисляют: - горы большие и маленькие, у подножья гор большие и маленькие камни, рядом – водоем, деревья.
Воспитатель: - А какая растительность в горах? Дети перечисляют: - растут деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель: - А теперь обратите внимание на большие, маленькие и минитрещины на вершине гор. Я вам сейчас расскажу, откуда они берутся.
- Высоко в горах погода очень неустойчивая – то тепло, то холодно, то льет дождь, а иногда бывают морозы. После дождей вода попадает в минитрещины и задерживается там. А когда наступают сильные морозы, вода замерзает в трещинах и лед разбивает скалу на мелкие и большие камни. Мы сейчас с вами в этом убедимся.
Опыт.
Воспитатель: - Вчера мы с вами пробирку с водой поместили в морозильную камеру, давайте посмотрим, что случилось с водой и пробиркой. (Рассматривают треснутую пробирку со льдом).
Воспитатель делает вывод: - это еще раз подтверждает, что на морозе вода замерзает, расширяется и способна разбивать не только стекло, но и камни.
Вот откуда берутся и большие, и маленькие камни на верхушке гор.
Воспитатель: Ребята, я вам рассказала, откуда берутся трещины на вершинах гор, теперь вы расскажите, что вы еще знаете о горах?
Дети: - В горах бывает вулкан (Объясняют, что такое вулкан).
Воспитатель: - Вулкан – это жидкая вулканическая лава, которая находится глубоко под землей, и, благодаря вот этим трещинам, она находит выход на поверхность земли. Жидкая огненная лава бьет фонтаном из - под земли, вынося с собой и раскаленные камни, и пепел, и дым. А опускаясь на поверхность горы, мчится вниз, уничтожая все живое на своем пути.
Вулканы бывают спящие и действующие. Сейчас вулкан спит.
Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза, и представили себе действующий вулкан (дети закрывают глаза, а воспитатель зажигает в это время спичками омоний, заранее приготовленный на вершине горы ).
Воспитатель:– Ой, ребята, посмотрите, вулкан проснулся! (Дети наблюдают за вулканическим процессом).
Воспитатель продолжает: обратите внимание, как вулкан бьет фонтаном из - под земли, как искры летят во все стороны, как пепел садится на вершину скалы…Ребята, когда заканчивается извержение вулкана, вулканическая лава затвердевает, и превращается в твердую породу. Из нее люди делали ножи, топоры, мечи и т.д. Люди эту породу назвали металлом. Металла надо было много, а вулканов было мало, и поэтому люди стали думать, как создать искусственные вулканы и придумали – они их стали создавать в специализированных печах. Так его добывают и до сих пор. Теперь, ребята, вы знаете, каким образом люди впервые узнали о металле.
А нам пора возвращаться к себе в д.сад. (Дети на самолете возвращаются в д. сад)
Анализ занятия.
Ну вот, ребята, мы на месте. Скажите, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). Ребята, я знаю, что вам хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном. Я вам предлагаю отправиться в изостудию и отразить свои впечатления в рисунке на камне. (Дети рисуют на камне, педагог анализирует работы детей).