Консультация для педагогов «Формы проведения оздоровительных физкультминуток»
Мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребёнка является двигательная активность. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.
В ДОУ для увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста широко используются двигательно – оздоровительные моменты включённые в непосредственно организованную деятельности в виде физкультминуток.
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых детям во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха: мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти рук.
Требования к проведению физкультминуток
1) Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
2) Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
3) Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.
4) Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.
5) Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.
6) Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида образовательной деятельности, её содержания.
7) Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
8) Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
9) Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
10) Не нужно ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).
Исходя из этого, для физкультурных минуток составляют комплекс, включающий в себя 3-4 упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение.
Выполняются они в течение 2-3 минут.
Педагогами используются различные формы физкультурных минуток
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:
- Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.
- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.
- Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений:
- спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст),
- трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.
В ДОУ для увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста широко используются двигательно – оздоровительные моменты включённые в непосредственно организованную деятельности в виде физкультминуток.
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых детям во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха: мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти рук.
Требования к проведению физкультминуток
1) Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
2) Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
3) Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.
4) Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.
5) Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.
6) Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида образовательной деятельности, её содержания.
7) Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
8) Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
9) Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
10) Не нужно ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).
Исходя из этого, для физкультурных минуток составляют комплекс, включающий в себя 3-4 упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение.
Выполняются они в течение 2-3 минут.
Педагогами используются различные формы физкультурных минуток
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:
- Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.
- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.
- Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений:
- спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст),
- трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.