ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучением и теоретическим осмыслением проблемы развития детского изобразительного творчества и влиянием его на психофизическое развитие дошкольников занимались и продолжают заниматься такие отечественные специалисты в области детской психологии и педагогики, как: А. В. Бакушинский, Е. К. Брыкина, С. И. Виленчик, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, В. Б. Косминская, Л. А. Парамонова, Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова и многие другие. Все исследователи, анализируя влияние изобразительного творчества на развитие личности дошкольника единодушно отвечают его огромный воспитательный потенциал и высокую эффективность развития самых разнообразных качеств личности ребенка, его умений, навыков и т.д.
Детское творчество относится к непрофессиональному, элементарному творчеству развитие и результативность которого определяется наличием определенных творческих способностей. Рассматривая сущность понятия «способности» применительно к детям дошкольного возраста, Л. П. Дормидонтова выделяет два основных направления. В качестве первого, которое разрабатывалось в теории Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, выступает психофизиологическое направление, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Второе направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Данный подход разрабатывался А. Н. Леонтьевым.
Творческие способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое [1, с. 188].
В рамках современной концепции образования, творческий подход используется во всех направлениях воспитания и обучения детей, но особенно важным направлением в деле развития творческого потенциала и способностей дошкольников выступает изобразительное творчество которое реализуется на занятиях по художественному воспитанию в рамках педагогического процесса.
Основными видами деятельности дошкольников в рамках изобразительного искусства выступают рисунок, аппликация, лепка и т.д. Особое место занимает обучение детей рисованию, главной задачей которого является формирование навыков рисовать в различных техниках, овладения карандашом, кистью, а также вспомогательным материалом (краски, гуашь, пастель и т. д).
К предшкольному возрасту, дети уже владеют элементарными навыками рисования, поэтому к основным задачам рисования детей 5-7 лет Т. С. Комарова относит:
- формирование у детей умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов;
- формирование и закрепление представлений о форме предметов;
- помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами;
- закрепление и обогащение представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавлять новые;
- формирование представлений о том, как можно получить конкретные цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
- развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;
- закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения;
- учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- формирование умения правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине и т.д. [2, с. 12].
Для того чтобы эти задачи были успешно решены необходимо создавать определенные педагогические условия, необходимые для ввода ребенка в среду, погружаясь в которую дошкольник, постепенно начинает чувствовать свою сопричастность к творчеству, испытывать интерес к изобразительному искусству.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческому развитию детей дошкольного возраста в концепции современного образования отводится особая роль, так как оно позволяет не только формировать у детей навыки изобразительной деятельности, но и самым благотворным образом сказывается на психофизическом развитии дошкольника.
Литература и примечания:
[1] Христенко, Г. И. Творчество, творческие способности и креативность - как психолого-педагогическая категория / Г. И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 23. – С. 186-189.
[2] Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
Детское творчество относится к непрофессиональному, элементарному творчеству развитие и результативность которого определяется наличием определенных творческих способностей. Рассматривая сущность понятия «способности» применительно к детям дошкольного возраста, Л. П. Дормидонтова выделяет два основных направления. В качестве первого, которое разрабатывалось в теории Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, выступает психофизиологическое направление, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Второе направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Данный подход разрабатывался А. Н. Леонтьевым.
Творческие способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое [1, с. 188].
В рамках современной концепции образования, творческий подход используется во всех направлениях воспитания и обучения детей, но особенно важным направлением в деле развития творческого потенциала и способностей дошкольников выступает изобразительное творчество которое реализуется на занятиях по художественному воспитанию в рамках педагогического процесса.
Основными видами деятельности дошкольников в рамках изобразительного искусства выступают рисунок, аппликация, лепка и т.д. Особое место занимает обучение детей рисованию, главной задачей которого является формирование навыков рисовать в различных техниках, овладения карандашом, кистью, а также вспомогательным материалом (краски, гуашь, пастель и т. д).
К предшкольному возрасту, дети уже владеют элементарными навыками рисования, поэтому к основным задачам рисования детей 5-7 лет Т. С. Комарова относит:
- формирование у детей умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов;
- формирование и закрепление представлений о форме предметов;
- помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами;
- закрепление и обогащение представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавлять новые;
- формирование представлений о том, как можно получить конкретные цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
- развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;
- закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения;
- учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- формирование умения правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине и т.д. [2, с. 12].
Для того чтобы эти задачи были успешно решены необходимо создавать определенные педагогические условия, необходимые для ввода ребенка в среду, погружаясь в которую дошкольник, постепенно начинает чувствовать свою сопричастность к творчеству, испытывать интерес к изобразительному искусству.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческому развитию детей дошкольного возраста в концепции современного образования отводится особая роль, так как оно позволяет не только формировать у детей навыки изобразительной деятельности, но и самым благотворным образом сказывается на психофизическом развитии дошкольника.
Литература и примечания:
[1] Христенко, Г. И. Творчество, творческие способности и креативность - как психолого-педагогическая категория / Г. И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 23. – С. 186-189.
[2] Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.