Обмен опытом и подведение итогов: семинар федерального инклюзивного проекта «На урок – вместе»
Инклюзивное образование
В Москве прошел четырехдневный семинар федерального социального проекта «На урок — вместе», в рамках которого партнеры из девяти регионов России представили успешные практики и подвели итоги работы за год. «На урок — вместе» направлен на привлечение внимания местного и школьного сообщества к проблемам изоляции детей с инвалидностью и на повышение уровня инклюзивной культуры у родителей, детей и педагогов. Инициаторами проекта являются компания Ingka Centres в России и РООИ «Перспектива».
В этом году разнообразная программа проекта «На урок — вместе» включала в себя проведение «Уроков доброты», фестивалей параспорта, тренингов и семинаров для педагогов проектных школ, а также уже ставших традиционными «Дней инклюзии» в торговых центрах МЕГА. География проекта охватила образовательные учреждения Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Уфы и Московской области. Кроме того, в сентябре 2018 года к инициативе присоединились детские сады. Так за год для дошкольников открылось девять ресурсных комнат в Московской области, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. На начало нового учебного года запланировано открытие ресурсных комнат в детских садах остальных регионов проекта.
Дмитрий Макушкин, менеджер проекта «На урок — вместе», РООИ «Перспектива», г. Москва
«Проект «На урок — вместе» был запущен в 2016 году и с тех пор активно развивается во всех городах-участниках, ежегодно расширяя аудиторию. Например, с 2018 года к проекту присоединились дошкольные учреждения и родители дошкольников, новые педагоги и эксперты инклюзивного образования. На семинарах мы делимся своим опытом, обсуждаем развитие проекта и цели. «На урок — вместе» достиг определенных успехов, но нам еще многое предстоит сделать».
Одним из самых запоминающихся мероприятий для гостей семинара стало участие в открытии ресурсной комнаты в детском саду «Семицветик» в г. Котельники (Московская обл.), среди учеников которого есть дети с инвалидностью по слуху, синдромом Дауна и аутизмом. Участники семинара смогли узнать о процессе оснащения ресурсной комнаты с учетом потребностей конкретных детей.
Елена Головинская, консультант по инклюзии СГООИК «Десница», г. Самара:
«Наполнение комнаты развивающими играми, тактильными дорожками и другими полезными ресурсами дает возможность специалистам поддерживать развитие и обучение детей с инвалидностью, в том числе и с РАС. Надеюсь, что в дальнейшем проект получит развитие, и мы увидим своего рода ресурсный детский сад, площадку для работы с детьми, нуждающимися в специальной психолого-педагогической поддержке».
Особое внимание гости семинара уделили теме развития перспективного инклюзивного направления работы — профориентации для молодых людей с инвалидностью. Участники семинара познакомились с такими форматами и кейсами, как проведение «Дней наставника», организация экскурсий на рабочие места и в ссузы, позволяющими ребятам узнать о разных профессиях и заинтересоваться определенной сферой.
Ирина Федорова, председатель Новосибирской межрегиональной общественной организации «Ассоциация «Интеграция», г. Новосибирск:
«Мы проводим ознакомительные экскурсии на предприятия и в офисы компаний на основе результатов профориентационных тестирований школьников. Нам интересно узнать об опыте других регионов».
Своими успехами поделились и другие партнеры проекта. Например, о работе по профориентационному направлению рассказала Анна Кочинева, директор БФ «Хранители детства». Московская команда представила кейсы больших инклюзивных мероприятий – «Дня наставника» и конкурса инклюзивных общественных проектов. Представители уфимской РОО «СоДействие» продемонстрировали этап квеста «День инклюзии в детском саду».
Людмила Сахапова, председатель РОО «СоДействие» РБ, г. Уфа:
«Одна из станций квеста давала детям возможность познакомиться с младшими школьниками с синдромом Дауна, узнать, как правильно с ними общаться, и как помочь, если ребенок с такой особенностью, например, потерялся в городе».
В рамках семинара партнеры проекта смогли познакомиться с успешными практиками проведения инклюзивных мероприятий для детей и подростков с инвалидностью. Вместе с экспертом из консалтинговой компании «Процесс консалтинг» участники семинара узнали о способах самостоятельной оценки реализации проекта «На урок — вместе» и определили круг вопросов для обсуждения на дальнейших вебинарах и выездных консультациях для педагогов. В заключение семинара партнеры обозначили планы мероприятий в регионах на следующий год.
Валентина Парубина, директор ЧУ ДПО «Городской Центр Образования», г. Казань:
«Очень полезный семинар. Гораздо эффективнее обмениваться с партнерами мнениями и опытом при встрече. Мы услышали о позитивных изменениях, которые по всей стране иниицировал проект «На урок — вместе». Вместе с партнерами мы обсудили выполнение индикаторов проекта и продумали варианты преодоления трудностей, возникающих при его реализации».
https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/5046-2019-10-03-21-51-10
В этом году разнообразная программа проекта «На урок — вместе» включала в себя проведение «Уроков доброты», фестивалей параспорта, тренингов и семинаров для педагогов проектных школ, а также уже ставших традиционными «Дней инклюзии» в торговых центрах МЕГА. География проекта охватила образовательные учреждения Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Уфы и Московской области. Кроме того, в сентябре 2018 года к инициативе присоединились детские сады. Так за год для дошкольников открылось девять ресурсных комнат в Московской области, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. На начало нового учебного года запланировано открытие ресурсных комнат в детских садах остальных регионов проекта.
Дмитрий Макушкин, менеджер проекта «На урок — вместе», РООИ «Перспектива», г. Москва
«Проект «На урок — вместе» был запущен в 2016 году и с тех пор активно развивается во всех городах-участниках, ежегодно расширяя аудиторию. Например, с 2018 года к проекту присоединились дошкольные учреждения и родители дошкольников, новые педагоги и эксперты инклюзивного образования. На семинарах мы делимся своим опытом, обсуждаем развитие проекта и цели. «На урок — вместе» достиг определенных успехов, но нам еще многое предстоит сделать».
Одним из самых запоминающихся мероприятий для гостей семинара стало участие в открытии ресурсной комнаты в детском саду «Семицветик» в г. Котельники (Московская обл.), среди учеников которого есть дети с инвалидностью по слуху, синдромом Дауна и аутизмом. Участники семинара смогли узнать о процессе оснащения ресурсной комнаты с учетом потребностей конкретных детей.
Елена Головинская, консультант по инклюзии СГООИК «Десница», г. Самара:
«Наполнение комнаты развивающими играми, тактильными дорожками и другими полезными ресурсами дает возможность специалистам поддерживать развитие и обучение детей с инвалидностью, в том числе и с РАС. Надеюсь, что в дальнейшем проект получит развитие, и мы увидим своего рода ресурсный детский сад, площадку для работы с детьми, нуждающимися в специальной психолого-педагогической поддержке».
Особое внимание гости семинара уделили теме развития перспективного инклюзивного направления работы — профориентации для молодых людей с инвалидностью. Участники семинара познакомились с такими форматами и кейсами, как проведение «Дней наставника», организация экскурсий на рабочие места и в ссузы, позволяющими ребятам узнать о разных профессиях и заинтересоваться определенной сферой.
Ирина Федорова, председатель Новосибирской межрегиональной общественной организации «Ассоциация «Интеграция», г. Новосибирск:
«Мы проводим ознакомительные экскурсии на предприятия и в офисы компаний на основе результатов профориентационных тестирований школьников. Нам интересно узнать об опыте других регионов».
Своими успехами поделились и другие партнеры проекта. Например, о работе по профориентационному направлению рассказала Анна Кочинева, директор БФ «Хранители детства». Московская команда представила кейсы больших инклюзивных мероприятий – «Дня наставника» и конкурса инклюзивных общественных проектов. Представители уфимской РОО «СоДействие» продемонстрировали этап квеста «День инклюзии в детском саду».
Людмила Сахапова, председатель РОО «СоДействие» РБ, г. Уфа:
«Одна из станций квеста давала детям возможность познакомиться с младшими школьниками с синдромом Дауна, узнать, как правильно с ними общаться, и как помочь, если ребенок с такой особенностью, например, потерялся в городе».
В рамках семинара партнеры проекта смогли познакомиться с успешными практиками проведения инклюзивных мероприятий для детей и подростков с инвалидностью. Вместе с экспертом из консалтинговой компании «Процесс консалтинг» участники семинара узнали о способах самостоятельной оценки реализации проекта «На урок — вместе» и определили круг вопросов для обсуждения на дальнейших вебинарах и выездных консультациях для педагогов. В заключение семинара партнеры обозначили планы мероприятий в регионах на следующий год.
Валентина Парубина, директор ЧУ ДПО «Городской Центр Образования», г. Казань:
«Очень полезный семинар. Гораздо эффективнее обмениваться с партнерами мнениями и опытом при встрече. Мы услышали о позитивных изменениях, которые по всей стране иниицировал проект «На урок — вместе». Вместе с партнерами мы обсудили выполнение индикаторов проекта и продумали варианты преодоления трудностей, возникающих при его реализации».
https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/5046-2019-10-03-21-51-10