Конспект занятия кружка «Келуня»(«Берёзка») в подготовительной группе по обучению мокшанскому языку

Цель: формирование у детей языковых компетенций для общения на мокшанском языке.
Основные задачи:
 закрепить знание ранее изученных мокшанских слов на тему: «Времена года»: тяла(зима), киза (лето), сёксе (осень), тунда (весна), куз (ёлка), нурдонят (санки), сокст (лыжи), Якшам Атя (Дед Мороз), куркснемс (кататься), пандоня (горка);
 учить детей составлять простейшие грамматические конструкции в соответствии с лексикой темы;
 формировать умение отвечать на вопросы: «кода?» («как?»), «кие?» («кто?)»), «кодама?» («какой?»), «мъзяра?» («сколько?»), используя фразовую речь;
 стимулировать детей на использование слов мокшанского языка в процессе различных видов деятельности;
 вырабатывать четкое произнесение звуков мокшанского языка;
 совершенствовать умение детей вести небольшой диалог с педагогом, отвечать на вопросы на мокшанском языке;
 учить детей составлять повествовательный рассказ о времени года, указывая наиболее существенные признаки;
 продолжить знакомство детей с устно-поэтическим народным творчеством мордовского народа;
 воспитывать у детей любовь к природе родного края, восхищение ее красотой.
Интеграция образовательных областей(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»); социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
 развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
 учить детей мордовским народным играм, в том числе с речевым сопровождением;
 воспитывать интерес и уважение к культуре мордовского народа, народному творчеству и мокшанскому языку.
 способствовать формированию гражданской позиции ребенка, чувства причастности к многонациональной Родине.
Познавательное развитие:
 развивать любознательность детей, способствовать формированию познавательных действий;
 формировать представления о социокультурных ценностях мокшанского народа;
 формировать представления о климатических особенностях мордовского края.
Художественно-эстетическое развитие:
 продолжать знакомить детей с устно-поэтическим народным творчеством мордовского народа;
 реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (театрализованную, изобразительную).
Физическое развитие:
 развивать такие физические качества личности как ловкость, координация и гибкость;
 развивать равновесие, координацию движения, моторику рук;
 содействовать становлению ценностей здорового образа жизни.

Материал и оборудование: национальные мордовские костюмы для воспитателя и детей, оформленное письмо-конверт, 4 фото формата А3 (зима, весна, лето, осень в сельской местности), магнитная демонстрационная доска, предметные картинки на магнитах (дикие и домашние животные), шаблоны дома и леса для игры «Кто где живет?», маски-шапочки (заяц и медведь), рисунки детей о зиме, мяч для игры.
Методы и приемы:
 социально-игровая мотивация;
 проблемная ситуация;
 демонстрация фото, картинок;
 беседа о временах года на мокшанском языке;
 физкультминутки со словами на мокшанском языке;
 исполнение диалога на мокшанском языке;
 подвижные игры;
 дидактические игры.
Предварительная работа:
 активизация в речи мокшанских слов на тему: «Времена года»;
 налаживание переписки с детьми из села Мордовская Пишля;
 сюжетно-ролевая игра «Почта»;
 разучивание стихов о временах года на мокшанском языке;
 разучивание подвижной игры «Яксярга» («Селезень);
 разучивание с детьми диалога «Офтоня и нумолня»;
 рассматривание картинок,
 рисование на тему «Зима».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Традиционное для членов кружка «Келуня» приветствие на мокшанском языке:
Воспитатель: Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!).
Дети: Шумбратада,Елена Ивановна (Здравствуйте, Елена Ивановна).
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть с мячом в игру «Знакомство»: Шабат, арада кругс, налхксетяма налхксемаса топ мархта «Содатама».
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет своё имя: Монь лемозе Елена Ивановна. (Меня зовут Елена Ивановна) Кода лемце тонь стирня (цераня)?(Как тебя зовут девочка (мальчик?)) и т.д.
Ребенок: Монь лемозе Даша! и т.д.(Меня зовут Даша!)
Воспитатель: Оцю сюкпря!(Большое спасибо!) Пяк пара, што сембе азость эсь лемонтень(Очень хорошо, что все напомнили мне свои имена).
2. Социально-игровая мотивация на учебную деятельность
Письмо от детей из мордовского села (общение на мокшанском языке, при недостаточном понимании – вставка слов на русском языке).
Воспитатель: Шабат, мон (я) сегодня получила сёрма(письмо)для вас отшабатнень эзда(детей) села Мокшень Пишля(Мордовская Пишля). Интересно, что в нем?
Дети открывают письмо, в нём – 4 фото (по временам года) и текст:«Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!).Мы посылаем вам фото нашего села в разные времена года. Надеемся, что они вам помогут в запоминании слов на мокшанском языке по теме «Кизонь пингне» («Времена года).
3. Беседа с детьми по теме «Кизонь пингне» («Времена года)
Воспитатель размещает присланные фотографии на демонстрационную доску.
Вопрос воспитателя:Шабат, мъзяра кизонь пингта минь содатама?(Дети, сколько времён года мы знаем?)
Предполагаемый ответ детей: Мы знаем кизонь пингта ниле(Мы знаем четыре времени года).
Вопрос воспитателя:Тя кодама кизонь пингсь? (Это какое время года?) (показывает на фото, изображающее весну).
Предполагаемый ответ детей: Тя кизонь пингсь тунда(Это время года весна).
Воспитатель: Кие азонды стихотворения тундать колга? (Кто расскажет стихотворение про весну?)
Ребенок (по желанию) рассказывает знакомое стихотворение о весне:

Тунда
Ётась тялось,
Сась тундась.
Ванды ули мазы майсь,
Сембе нармоттне састь меки,
Конат тушендсть лямбе крайс.
Весна
Прошла зима,
Наступила весна.
Завтра будет светлый май,
Все птицы прилетели назад,
Которые улетали в тёплые края.
Воспитатель: Оцю сюкпря!(Большое спасибо!)
Вопрос воспитателя:Тя кодама кизонь пингсь? (Это какое время года?) (показывает на фото, изображающее лето).
Предполагаемый ответ ребенка: Тя кизонь пингсь- киза (Это время года – лето).
Воспитатель: Кие азонды стихотворения кизоть колга? (Кто вспомнит стихотворение о лете?)
Ребенок (по желанию) рассказывает знакомое стихотворение о лете:

Киза
Киза, киза, кизоня,
Эряскафтат эрь шиня.
Ляйце велеть песа
Эшеляфты эсонк.
Киза, киза, кизоня
Лямбоня да пиженя.
Лето
Лето, лето красное,
Подгоняешь каждый день.
В речке за околицей
Зовёшь окунуться.
Лето, лето красное
Тёплое да ясное.

Воспитатель: Оцю сюкпря (Большое спасибо).
Вопрос воспитателя:Тя кодама кизонь пингсь?(показывает на фото, изображающее осень).
Предполагаемый ответ детей: Тя кизонь пингсь сёксе (Это время года – осень).
Воспитатель:Кие азонды стихотворения сексеть колга? (Кто расскажет стихотворение про осень?)
Ребенок (по желанию) рассказывает знакомое стихотворение об осени:

Сёксе
Вага тага сексесь сась,
Танцти марьнят тейнек кандсь.
Кржас пиндолды шинясь.
Рдазу арась ни кинясь.
Осень
Снова осень к нам пришла,
Сладких яблок принесла.
Мало светит солнце.
Грязно на дорожках.

Воспитатель:Оцю сюкпря (Большое спасибо).
Вопрос воспитателя:Шабат, тя кодама кизонь пингсь? (показывает на фото, изображающее зиму).
Предполагаемый ответ детей: Тя кизонь пингсь тяла (Это время года – зима).
Воспитатель: Кие азонды стихотворения тялоть колга? (Кто расскажет стихотворение о зиме?)
Ребенок (по желанию) рассказывает знакомое стихотворение о зиме:

Тяла
Моли, моли, акша ловсь,
Прай и мады, коза повсь.
Ацай саттнень, пирьфнень,
Паксятнень и вирьхнень.
Зима
Идёт, идёт белый снег,
Падает, ложится.
Накрывает сады и огороды,
Поля и леса белым одеялом.


Воспитатель: Молодецт, шабат! Вам понравились подарки наших велень ялганьконь (сельских друзей)? Мес? (Почему).
Предполагаемые ответы детей:Синь мазыхть. Синь полезнайхть (Они красивые. Они полезные).Нят подаркат (Это подарки). Минь лятфтаськсь кизонь пингнень колга(Мы вспомнили времена года).
4. Проблемная ситуация«Казнят велень ялганьконди»
Воспитатель: Шабат, что же мы с вами отправим в ответ велень ялганьконди?
Дети предлагают различные варианты подарков. Затем делают совместный выбор по критериям (чтобы поместился в конверт и соответствовал теме «Времена года») - выполненные недавно детьми рисунки о зиме.Дети достают рисунки, совместно с воспитателем рассматривают их, называют на мокшанском языке предметы, которые на них изображены.
Воспитатель: После занятия, ребята, мы с вами отправим эти рисунки нашим друзьям в село Мордовская Пишля. Это казня (подарок).
5. Физкультминутка
А тяни шабат, вайматама (А теперь, дети, поиграем). Игра вам знакома: «Акша ловнясь ляпонясь…» («Белый снег пушистый). Давайте вспомним правила игры. Правильно: мы все вместе произносим слова и имитируем их движениями. Играем сначала с речевым сопровождением на мокшанском языке, затем – на русском языке.

Мокшанский вариант:
Акша ловнясь, ляпонясь
Шарозь вярьде прай,
Акша одеяланякс
Ацай шачем крайть.
Русский вариант:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится!

Воспитатель:Молодецт! Озада, шабат,стулнятнень лангс (Молодцы! Садитесь, дети, на стульчики) (Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом).
6. Игровая обучающая ситуация «Зима и дикие животные»
Воспитатель:Шабат, кодама моли тячи кизонь пингсь?(Дети, какое время года сейчас?)
Предполагаемый ответ детей: Тячи кизонь пинксь -тяла.(Сейчас время года –зима).
Воспитатель:Как вы догадались, что тяла(зима?)?
Предполагаемые ответы:Моли акша ловня (Идет белый снежок). Вармась кельме (ветер холодный). Шабатне курькснихть нурдоняса, соксса (Дети катаются на санках, лыжах).Якшам Атясь тяштезень вальмятнень (Дед Мороз разрисовал окна). Шабатне куркснихть панда пряста (Дети катаются с горки).
Воспитатель: Молодецт, шабат (Молодцы, дети). Посмотрите, тейнек састь инжихть (к нам пришли гости). Кит нят? (Кто они?)
Предполагаемые ответы детей: нумолня (зайчик), офтоня (медвежонок).
Воспитатель: Нумол и офта – кит нят? (Заяц и медведь – кто они)?
Ожидаемый ответ детей:Вирень жуватат(Лесные животные).
Воспитатель: Мезень ланга синь корхтайхть? (О чём они говорят?)
Корхтамасна нумолнять и офтонять (Диалог зайчонка и медвежонка)

Нумолня:Шумбрат, офтоня!
Офтоня: Шумбрат, нумолня!
Нумолня: Тон ков молят?
Офтоня: Мон молян вири.
Нумолня: Местема?
Офтоня: Мадан, тялось сась!

Зайчонок:Здравствуй, медвежонок!
Медвежонок: Здравствуй, зайчонок!
Зайчонок:Ты куда идёшь?
Медвежонок:Я иду в лес.
Зайчонок:Зачем?
Медвежонок:Спать пойду, зима наступила!
Воспитатель: Шабат, мезь ланга корхтасть нумолнясь и офтонясь? (Дети, вы поняли о чём говорили зайчонок и медвежонок?)
Дети по желанию переводят разговор диких животных.
Дидактическая игра «Кто где живет» («расселение» диких и домашних животных с использованием шаблонов дома и леса).
7. Физкультминутка
Воспитатель: Шабат, аряда налхксетяма налхксемаса «Яксярга» (Дети, давайте поиграем в игру «Селезень»).Вспомним правила: выбирается селезень (догоняющий) и уточка (убегающая); остальные играющие идут по кругу со словами:

Яксяргсь яксяргть кунцесь, кунцесь
Однясь улеть кунцесь, кунцесь
Якак яксярг пизонязт,
Якак уле пизонязт.
Тонь сисем шабатне
Кафксоцесь – яксяргсь,
Вейхксоцесь – тонць
Тяни паламак монь!
Селезень утку догонял, догонял
Молодой серую догонял, догонял.
Ходи уточка домой,
Ходи серая домой.
У тебя семеро детей
Восьмой -селезень,
А девятая -сама
Поцелуй скорее меня!

Дети уточняют правила: произносить слова надо на мокшанском языке, четко и понятно, уточку в круг запускать можно, селезня – нельзя. Если селезень поймает уточку, он ее поцелует.
8. Совместное с детьми подведение итогов и оценка результатов совместной деятельности
Воспитатель: Шабат (дети), вам занятиясь тусь мялезонт?(понравилось?)
А мес? (А чем?)
Высказывания детей.
14:33
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!