Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам логоритмик

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам логоритмики»

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия по логоритмики.
Логоритмика полезна всем детям. По определению Г.А. Волковой логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.
[cut=Читать далее......]
Логоритмика или логопедическая ритмика – составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания.
Успешное использование логоритмики в педагогическом процессе детского сада возможно при условии организации систематической работы в данном направлении, взаимодействия родителей и педагогов для решения проблемы воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством логоритмики используются следующие средства:
• пальчиковые игры. Они являются одним из постоянных элементов логоритмических занятий. С их помощью развиваем мелкую моторику, тренировала дифференцированные и точные движения пальцев рук. Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Используются такие пальчиковые игры как «В нашей группе дружат», «Как у нашего кота», «Веселая мышка», «Улитка», «Пышка», «Снежок» и др.
• Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания.
• Песни прекрасно развивают дыхание и голос, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию и координируют слух и голос. Можно использовать музыкальные произведения из серии "Топ-хлоп", "Музыка с мамой" Е. Железновой, сборник детских песен.
• В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому необходимо использовать упражнения направленные на развитие артикуляционной моторики. Такие как, вкусное варенье (АУ "Вкусное варенье"), как они радуются (АУ "Улыбочка"), как скачет лошадка (АУ "Лошадка"), какие красивые и белые зубки (АУ "Заборчик") и др.
• В занятия логоритмики, обязательно должна быть включена танцевальные разминки. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт в танце, способствовают развитию доброжелательных отношений между детьми. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В танцевальных разминках и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной.
Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Так как занятия логоритмики сюжетные и каждые 2 недели тема меняется, то и оборудование для этого нужно разнообразное:
- картотека пальчиковой гимнастики
- картотека дыхательной гимнастики
- картотека артикуляционных упражнений
- картотека стихов по темам недели
- картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса
- картотека упражнений на релаксацию
Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов можно знакомить родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно проводить дома.
Исследователями доказано, что логопедическая ритмика полезна всем детям, особенно детям с задержкой речевого развития, с заиканием, с нарушениями звукопроизношения и др.
В связи с внедрением ФГОС ДО, результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребенка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации, а логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.
Список литературы:
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. - СПб.:КАРО,2005. – 109с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика/Г.А.Волкова. - М: ВЛАДОС, 2008. - 204с.
3. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам/О.Е.Громова. - М: СФЕРА, 2008.- 111с.
4.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей/М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.-144с.
5. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет / М.Ю.Картушина - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 121с.
6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи/ Г.Р.Шашкина. - М: Академия, 2005.- 240с.
22:03
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!