КАКИМ БУДЕТ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?
Учителя химии
Об итогах сетевой конференции «ЭВРИКА – АВАНГАРД 2020»
18 апреля состоялась онлайн конференция «Инициатива ФГОС 4.0», организатором которой выступил Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Российской академии образования, Московского городского педуниверситета, Школы антропологии будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования ВШЭ.
Конференция была посвящена разработке концепции Федеральных государственных образовательных стандартов цифровой эпохи, индивидуализированного образования. Авторы инициативы считают, что стандарты 2030 – 2040 годов нужно начинать обдумывать уже сейчас.
Открыл конференцию Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он поблагодарил за проведение столь значимого мероприятия и выразил уверенность, что прозвучат предложения, которые Министерство просвещения использует в своей работе. Министр просвещения также попросил участников конференции обсудить вопросы дистанционного обучения: какими должны быть система управления, подготовка учителей, а также финансирование.
Модератором мероприятия выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Панельные дискуссии и работа проектных групп прошли в рамках четырех содержательных линий: Результаты ФГОС 4.0., Экономика ФГОС 4.0., Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0., Цифровые институты ФГОС 4.0.
Участие в конференции приняли Юрий Зинченко, президент РАО; Виктор Басюк, заместитель министра просвещения РФ; Александр Асмолов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека; Игорь Реморенко, ректор МГПУ, член Совета по образованию и науке при президенте РФ; Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке; Артем Соловейчик, лидер движения «Школа – наше дело»; Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ; Аркадий Марголис, ректор МГППУ; Алена Аршинова, депутат Государственной думы Российской Федерации; Наталия Типенко, директор «Центра универсальных программ»; Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ; Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС; Алексей Семенов, академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН.
Депутат Госдумы РФ и координатор проекта «Единой России» «Новая школа» Алена Аршинова отметила, что в России нет стратегии развития образования, и фактически ФГОСу не во что встраиваться. По ее мнению, ФГОС как раз и является неким аналогом такой стратегии. Аршинова зафиксировала очень важные темы, например, что текущий ФГОС и наше образование оторвано от реальных потребностей детей и их родителей. «Ученики реализуют свои запросы на других платформах – в первую очередь, в социальных сетях. Учителя тоже начали пользоваться соцсетями, и это правильно. Иначе мир образования останется параллельной, не пересекающейся прямой», - уверена депутат.
Замминистра просвещения Виктор Басюк отметил, что сейчас происходит трансформация функции учителя. На первый план выходит роль педагога как посредника. «На ребенка обрушивается поток информации, с которым он сталкивается в обыденной жизни, а функция учителя владеть разными формами взаимодействия и помочь разобраться ученику в восприятии мира со всем этим потоком».
«Когда мы с коллегами начинали обсуждать формулировку ФГОС 4.0, никто из нас не предполагал, что произойдет коренное изменение мира, – сказал Александр Асмолов. – Мы будем разрабатывать ФГОС 4.0 как норму инноваций. Если раньше все, кто предлагал инновации, относились к категории людей, которых относили по Довлатову к людям «эпохи возражения», то сегодня это люди эпохи возрождения».
Завершая конференцию, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обратил внимание присутствовавших на основную идею: «ФГОС 4.0 – это прежде всего стандарт условий, а не набор контрольно-проверочных задач. На первом месте – условия, которые должно обеспечить государство для достижения современных результатов образования»
Всего к конференции присоединились более 700 участников из 77 регионов РФ и 10 стран зарубежья.
Запись трансляции и материалы конференции смотрите на сайте http://ifgos.proeureka.ru
18 апреля состоялась онлайн конференция «Инициатива ФГОС 4.0», организатором которой выступил Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Российской академии образования, Московского городского педуниверситета, Школы антропологии будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования ВШЭ.
Конференция была посвящена разработке концепции Федеральных государственных образовательных стандартов цифровой эпохи, индивидуализированного образования. Авторы инициативы считают, что стандарты 2030 – 2040 годов нужно начинать обдумывать уже сейчас.
Открыл конференцию Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он поблагодарил за проведение столь значимого мероприятия и выразил уверенность, что прозвучат предложения, которые Министерство просвещения использует в своей работе. Министр просвещения также попросил участников конференции обсудить вопросы дистанционного обучения: какими должны быть система управления, подготовка учителей, а также финансирование.
Модератором мероприятия выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Панельные дискуссии и работа проектных групп прошли в рамках четырех содержательных линий: Результаты ФГОС 4.0., Экономика ФГОС 4.0., Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0., Цифровые институты ФГОС 4.0.
Участие в конференции приняли Юрий Зинченко, президент РАО; Виктор Басюк, заместитель министра просвещения РФ; Александр Асмолов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека; Игорь Реморенко, ректор МГПУ, член Совета по образованию и науке при президенте РФ; Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке; Артем Соловейчик, лидер движения «Школа – наше дело»; Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ; Аркадий Марголис, ректор МГППУ; Алена Аршинова, депутат Государственной думы Российской Федерации; Наталия Типенко, директор «Центра универсальных программ»; Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ; Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС; Алексей Семенов, академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН.
Депутат Госдумы РФ и координатор проекта «Единой России» «Новая школа» Алена Аршинова отметила, что в России нет стратегии развития образования, и фактически ФГОСу не во что встраиваться. По ее мнению, ФГОС как раз и является неким аналогом такой стратегии. Аршинова зафиксировала очень важные темы, например, что текущий ФГОС и наше образование оторвано от реальных потребностей детей и их родителей. «Ученики реализуют свои запросы на других платформах – в первую очередь, в социальных сетях. Учителя тоже начали пользоваться соцсетями, и это правильно. Иначе мир образования останется параллельной, не пересекающейся прямой», - уверена депутат.
Замминистра просвещения Виктор Басюк отметил, что сейчас происходит трансформация функции учителя. На первый план выходит роль педагога как посредника. «На ребенка обрушивается поток информации, с которым он сталкивается в обыденной жизни, а функция учителя владеть разными формами взаимодействия и помочь разобраться ученику в восприятии мира со всем этим потоком».
«Когда мы с коллегами начинали обсуждать формулировку ФГОС 4.0, никто из нас не предполагал, что произойдет коренное изменение мира, – сказал Александр Асмолов. – Мы будем разрабатывать ФГОС 4.0 как норму инноваций. Если раньше все, кто предлагал инновации, относились к категории людей, которых относили по Довлатову к людям «эпохи возражения», то сегодня это люди эпохи возрождения».
Завершая конференцию, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обратил внимание присутствовавших на основную идею: «ФГОС 4.0 – это прежде всего стандарт условий, а не набор контрольно-проверочных задач. На первом месте – условия, которые должно обеспечить государство для достижения современных результатов образования»
Всего к конференции присоединились более 700 участников из 77 регионов РФ и 10 стран зарубежья.
Запись трансляции и материалы конференции смотрите на сайте http://ifgos.proeureka.ru