Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Химия» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ОГЭ -2022
Анализ результатов выполнения ОГЭ-2022 по химии позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
— необходимо своевременно изучать нормативно-правовые документы, кодификатор и спецификацию ОГЭ по химии, методические рекомендации ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материалы, размещенные по адресу
fipi.ru;
–необходимо ознакомиться с содержанием КИМ ОГЭ 2023 года;
– в процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ОГЭ по химии 2022 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки, и затруднения обучающихся;
– в системе контроля использовать практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса химии и других предметов естественно-научного цикла, возможность школьного курса химии и организовывать частично-поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся, так как логика построения курса позволяет постоянно повторять применительно к конкретным веществам некоторые основные понятия. Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее полученные знания в новых условиях.
– при составлении тематического планирования увеличить время на решение расчетных задач и выполнение заданий на установление взаимосвязи различных классов неорганических веществ; уделять больше внимания составлению окислительно-восстановительных реакций, протекающих с неорганическими соединениями с учетом различной среды; уделить особое внимание планированию и проведению ученического химического эксперимента;
– на этапе закрепления и проверки знаний особое внимание уделять организации систематического повторения и обобщения наиболее значимых и трудных для учащихся элементов содержания, и, прежде всего: особенности состава и строения неорганических веществ; зависимости химических свойств веществ от их строения; особенности протекания процессов гидролиза солей и электролиза растворов солей, кислот и щелочей; окислительно-восстановительным реакциям, реакциям диспропорционирования в неорганической химии; условиям протекания и способам классификации химических реакций;
– важно научить учащихся самостоятельно составлять алгоритм решения предлагаемых ему заданий на основе логического мышления, а не механически заученных приемов решения типовых задач, планировать эксперимент;
– необходимо выполнять весь необходимый демонстрационный и ученический эксперимент, проводить в полном объёме в соответствии с программой практические и лабораторные работы. Обязательно необходимо готовиться к выполнению практической части экзамена. Без предварительной подготовки обучающиеся не смогут справиться с этими заданиями на экзамене;
– использовать конкретные методики обучения химии:
— Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Снастина М.Г., Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по химии, необходимых для решения практико-ориентированных задач, 2021. Федеральный институт педагогических измерений, 2021
— Добротин Д.Ю., Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года. Федеральный институт педагогических измерений, 2022
Приемы обучения, направленные на предотвращение выявленных дефицитов в подготовке обучающихся:
– систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям контрольно-измерительных материалов ОГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий;
– развивать у учащихся логическое мышление с использованием на уроках заданий на сравнение, обобщение, по аналогии и другие. Разбирая задания ОГЭ, необходимо добиваться от учащихся не просто выбора правильного ответа, но и рассуждений о том, почему этот ответ следует считать правильным;
– необходимо помнить, что научить правильному подходу к выполнению заданий при подготовке к ОГЭ невозможно за счет знакомства с типами заданий, которые встречаются в вариантах ОГЭ и тренировок по выполнению большого числа вариантов, прежде всего учитель должен формировать систему научных знаний;
– в течение всего школьного курса химии следует развивать умения решать расчетные задачи на разнообразном предметном содержании, особое внимание следует обращать на химическую сущность задач;
– в процессе повторения, систематизации и обобщения учебного материала необходимо развивать у обучающегося умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности взаимосвязи состава, строения и свойств веществ;
– постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения. Именно поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ, в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д.;
– в ходе систематизации и обобщения знаний об элементе, веществе и классе веществ использовать алгоритмы, позволяющие выполнять тренировочные задания, аналогичные заданиям ОГЭ по химии;
– для успешного формирования важнейших теоретических понятий в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях, привлекая при этом знания из других разделов курса;
– увеличивать в учебном процессе долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации. Необходимо также добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор верной последовательности действий;
– на протяжении всего курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс;
– создание условий для успешной сдачи ОГЭ по химии – одна из важнейших задач учителя. Для её реализации требуется внедрение разнообразных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения.
Предметные и метапредметные аспекты подготовки обучающихся (технологии):
– для повышения эффективности подготовки выпускников к ОГЭ по химии необходимо акцентировать на занятиях внимание на вопросах, связанных с методикой оценивания ответов. Это позволит обучающимся алгоритмизировать свой ответ, сделать его предельно четким и тем самым повысить вероятность получения максимального балла;
– важнейшее умение, которое обучающемуся нужно проявить на экзамене, – умение организовывать свое время. Поэтому необходимо провести с учениками несколько занятий, посвященных отработке учебно-организационных умений;
– одной из важнейших функций учителя на начальном этапе подготовки является разъяснение обучающимся принципов отбора и построения КИМ. Для правильного понимания требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников по химии, учитель должен не только иметь четкие представления о примерах заданий, включенных в демонстрационный вариант текущего года, но и быть знаком с содержанием кодификатора и спецификации КИМ ОГЭ по химии, важнейшей составляющей которой является обобщенный план экзаменационного варианта. Именно незнание содержание данного документа является одним из основных факторов, мешающих полноценному планированию процесса подготовки к экзамену как для учителя, так и для обучающихся;
– увеличивать в учебном процессе долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации;
– рекомендовать обучающимся участвовать в олимпиадах и конкурсах, а также к проектно-исследовательской деятельности;
– организовать работу обучающихся с Открытым банком заданий ОГЭ по химии на сайте
www.fipi.ru.
– Медведев Ю.Н.: ОГЭ 2022 Химия. 9 класс. Типовые варианты экзаменационных заданий. 12 вариантов, М. Издательство: Экзамен, 2022г. 80с.
www.labirint.ru/books/815123/;
–Доронькин В.Н., Февралева В.А.: ОГЭ 2022 Химия. 9 класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года. Издательство: Легион, 2021 г. 308с.
www.labirint.ru/books/820803/.