ОСОБОЕ ДЕТСТВО – ОСОБЫЙ ПОДХОД
Инклюзивное образование
В период пандемии Московский Центр лечебной педагогики «Особое детство» перешел на работу онлайн и оказал помощь 300 семьям с особенными детьми.
В режиме самоизоляции многим семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, потребовалась помощь и поддержка специалистов, пандемия сильно ударила по таким семьям, изменила и нарушила привычный образ жизни. Чтобы найти выход из ситуации, ЦЛП «Особое детство» предложил особым детям и их родителям новые формы занятий в режиме онлайн, максимально быстро перестроив формат работы.
Елена Антонова, психолог ЦЛП «Особое детство»:
«Для нас это новый опыт, раньше мы не делали такие группы в онлайн-формате. Мы собрали семьи, которые вместе со своими детьми уже были на первичном приеме в ЦЛП, но из-за коронавируса не успели начать заниматься. Формат занятий – не просто лекция, а информационно-психологическая группа, где родители сами выбирают темы, которые им интересно рассмотреть. Группа – это полностью безопасное пространство, где мы не только изучаем тему, но и разбираем случаи для каждой семьи.»
В онлайн-группах дети занимались индивидуально и в командах 1 – 3 раза в неделю, занятия длились от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и состояния детей. Для родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра были организованы группы поддержки.
Занятия охватывали множество тем, самые актуальные из которых:
- поиск ресурсов для родителей;
- отношение социума к семье с ребенком с РАС;
- подбор образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
- как запустить речь;
- ситуация с самообслуживанием;
- как и во что играть с ребенком;
- как превратить неконструктивное действие ребенка в развивающую игру;
- как наладить коммуникацию.
Во время занятий педагоги отвечали на волнующие родителей вопросы, в совместной беседе находили индивидуальные ходы для каждого ребенка.
Результаты опроса родителей и педагогов показали, что опыт перехода ЦЛП «Особое детство» на дистанционные занятия оказался в целом успешным. Больше половины опрошенных хотели бы сохранить такой формат как резервный, на случай, когда очные занятия с ребенком становятся невозможны по ряду обстоятельств. Конечно, дистанционное взаимодействие не может полностью заменить живое взаимодействие специалистов с особыми детьми, и традиционные занятия останутся основным форматом работы ЦЛП. Однако дистанционные занятия и консультации будут по-прежнему доступны для семей, не имеющих возможности регулярно приезжать в Центр, в том числе – семей из других регионов.
Дарья Бережная, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство:
«Нашей главной задачей было поддержать семьи, в которых живут особые люди, а также детей и взрослых в интернатах. В период изоляции мы продолжали проводить занятия, бесплатные консультации, супервизии для коллег, конференции и вебинары. Наши сотрудники набирали волонтеров и вместе с ними работали в семьях, где особые люди оставались без поддержки, когда заболевали их близкие. В сотрудничестве с БФ «Жизненный путь» мы эвакуировали особых взрослых из московских интернатов на квартиры сопровождаемого проживания, а также организовали надомную волонтерскую программу для нескольких детей из подмосковных интернатов. Всего за период изоляции более 300 семей из разных регионов получили помощь Центра».
В планах ЦЛП – с 26 июля по 27 августа провести семейный интегративный лагерь на Валдае, если сложится благоприятная эпидемиологическая ситуация. Лагерь планируется как продолжение реабилитации детей с инвалидностью на природе в окружении друзей, семьи, педагогов и волонтеров.
Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/osoboe-detstvo-osobyj-podhod/
В режиме самоизоляции многим семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, потребовалась помощь и поддержка специалистов, пандемия сильно ударила по таким семьям, изменила и нарушила привычный образ жизни. Чтобы найти выход из ситуации, ЦЛП «Особое детство» предложил особым детям и их родителям новые формы занятий в режиме онлайн, максимально быстро перестроив формат работы.
Елена Антонова, психолог ЦЛП «Особое детство»:
«Для нас это новый опыт, раньше мы не делали такие группы в онлайн-формате. Мы собрали семьи, которые вместе со своими детьми уже были на первичном приеме в ЦЛП, но из-за коронавируса не успели начать заниматься. Формат занятий – не просто лекция, а информационно-психологическая группа, где родители сами выбирают темы, которые им интересно рассмотреть. Группа – это полностью безопасное пространство, где мы не только изучаем тему, но и разбираем случаи для каждой семьи.»
В онлайн-группах дети занимались индивидуально и в командах 1 – 3 раза в неделю, занятия длились от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и состояния детей. Для родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра были организованы группы поддержки.
Занятия охватывали множество тем, самые актуальные из которых:
- поиск ресурсов для родителей;
- отношение социума к семье с ребенком с РАС;
- подбор образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
- как запустить речь;
- ситуация с самообслуживанием;
- как и во что играть с ребенком;
- как превратить неконструктивное действие ребенка в развивающую игру;
- как наладить коммуникацию.
Во время занятий педагоги отвечали на волнующие родителей вопросы, в совместной беседе находили индивидуальные ходы для каждого ребенка.
Результаты опроса родителей и педагогов показали, что опыт перехода ЦЛП «Особое детство» на дистанционные занятия оказался в целом успешным. Больше половины опрошенных хотели бы сохранить такой формат как резервный, на случай, когда очные занятия с ребенком становятся невозможны по ряду обстоятельств. Конечно, дистанционное взаимодействие не может полностью заменить живое взаимодействие специалистов с особыми детьми, и традиционные занятия останутся основным форматом работы ЦЛП. Однако дистанционные занятия и консультации будут по-прежнему доступны для семей, не имеющих возможности регулярно приезжать в Центр, в том числе – семей из других регионов.
Дарья Бережная, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство:
«Нашей главной задачей было поддержать семьи, в которых живут особые люди, а также детей и взрослых в интернатах. В период изоляции мы продолжали проводить занятия, бесплатные консультации, супервизии для коллег, конференции и вебинары. Наши сотрудники набирали волонтеров и вместе с ними работали в семьях, где особые люди оставались без поддержки, когда заболевали их близкие. В сотрудничестве с БФ «Жизненный путь» мы эвакуировали особых взрослых из московских интернатов на квартиры сопровождаемого проживания, а также организовали надомную волонтерскую программу для нескольких детей из подмосковных интернатов. Всего за период изоляции более 300 семей из разных регионов получили помощь Центра».
В планах ЦЛП – с 26 июля по 27 августа провести семейный интегративный лагерь на Валдае, если сложится благоприятная эпидемиологическая ситуация. Лагерь планируется как продолжение реабилитации детей с инвалидностью на природе в окружении друзей, семьи, педагогов и волонтеров.
Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/osoboe-detstvo-osobyj-podhod/