Особенности учебной деятельности детей с ДЦП на уроках географии
Инклюзивное образование
Дерин В.В., учитель географии МБОУ СОШ №10 Рузаевского муниципального района.
Среди части педагогического сообщества, да и в части родительского сообщества существует разное мнение и неоднозначное отношение к необходимости инклюзивного образования в средних общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование несет огромное количество положительных моментов, но и большое количество проблем. Несмотря на неоднозначное отношение к инклюзии, согласно закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школа и педагоги обязаны обеспечить инклюзивное образование в полном объеме для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Главная цель инклюзивного образования – предоставление права на образование детям с ОВЗ, преодоление социальных, психологических, физиологических барьеров на пути формирования личности ребенка с ОВЗ, приобщение к жизни в современном социуме и развитие у ребенка имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей, воспитание в обществе толерантного отношения к людям с особенностями здоровья.
В школе, в которой я работаю, а это обычная, средняя общеобразовательная школа, обучаются несколько детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Это дети с церебральным параличом. Все они имеют среднюю или легкую степень выраженности двигательных нарушений. эти дети могут самостоятельно передвигаться, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения они выполняют неправильно или с большими затруднениями. Поэтому родители таких детей предпочли домашнее обучение аудиторному.
Двигательные нарушения этих детей сочетаются с речевыми нарушениями, задержкой формирования отдельных психических функций, задержкой формирования школьных навыков, зрительными расстройствами, задержкой формирования понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедностью психологического опыта.
Работая с такими детьми, замечаю, что у них неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость и недостаток концентрации внимания на изучаемом материале. В то же время это очень жизнерадостные, добрые и открытие дети, с хорошим воспитанием и мотивацией к обучению. Из-за недостатка памяти они не могут работать с большим объемом информации, однако обладают упорством, любят работать с текстом учебника, географическими картами и таблицами, схемами, электронными тестами.
Одной из форм работы с детьми с ОВЗ, которые я использую на занятиях, является чтение текста. При чтении, у обучающихся возникают некоторые проблемы, самой главной из которых является не умением удерживать рабочую строку, когда взгляд ребенка соскальзывает с одной строки на другую. Результатом является непонимание смысла прочитанного. То, что дети не могут сконцентрироваться на строке, или линии, очень сильно мешает изучению материала. Например, при изучении темы «Изображение рельефа горизонталями» обучающемуся необходимо определить по горизонталям абсолютную высоту точки. Однако, вследствие вышеуказанной проблемы, ребенку очень трудно сконцентрировать взгляд на линии горизонтали, что ведет к неправильному определению высоты. Второй пример основан на изучении темы «Географические координаты». Обучающемуся необходимо пол линиям параллелей и меридианов определить широту и долготу точки. Это вполне простая задача, у ребенка с ДЦП вызывает большие затруднения.
У детей с ДЦП не сформировано пространственное представление и математические навыки, которые являются базовыми для понимания материала по географии и для решения географических задач. Даже выполнение элементарных математических задач на сложение и вычитание у таких подростков вызывает значительные затруднения. Дети с ДЦП плохо ориентируются во времени и в пространстве. С трудом перечисляют правильную смену времен года, или плохо соотносят название месяцев с соответствующими временами года. Все это затрудняет освоение материала по расположению частей света, показа по карте правильного направления течения рек. Особенно большие проблемы возникают при решении задач по теме «Температура воздуха», «Атмосферное давление», «Свойства воды мирового океана» и т.д.
При чтении текста вслух, даже в 7 классе, дети с ДЦП допускают нарушения речи, выражающееся в неправильном произношении звуков, слов. Некоторые слова вообще не произносятся («проглатываются»), либо произносятся с искажением. Речь ребенка при чтении или устном ответе сопровождается непроизвольным движением рук, появлением определенной мимики на лице. При проверке домашнего задания, такие обучающиеся любят отвечать кратко, не могут пересказать большой текст, составить рассказ и очень любят отвечать на вопросы учителя. Во время занятия дети быстро устают, что выражается в позевывании и временном отключении внимания от урока.
Мой опыт работы с детьми с ОВЗ не очень большой, поэтому определенной методики работы с ними еще не сформировалось. На данный момент я на занятиях веду работу над изучением психо — физиологических особенностей поведения таких детей и формирования базовой методики учебных действий на занятиях. На основе краткого опыта работы, стало понятно, что при работе с детьми с ДЦП необходимо проявлять терпение, осторожность, соблюдать медленный темп работы (не стоит торопить ученика), т.к. его речь замедленна и непонятна. Для учителя очень важно уловить суть ответа, из-за нарушенной дикции ребенка.
Дети с ДЦП любят работать с картой. Однако и такая форма работы им дается с трудом. Не всегда получается правильно показать и обвести границы материков, горных хребтов, линии рек, границы стран. Однако работа по карте развивает моторику пальцев рук, прививает навыки ориентации в пространстве. Развивать работу рук помогает рисование географических схем, например схемы строения речной системы. При объяснении материала рисую вместе с ребенком логические опорные схемы (ЛОХ), которые очень хорошо помогают ребенку освоить материал. При использовании ЛОХ дети очень хорошо дети отвечают домашнее задание.
С удивлением обнаружил, что дети с ДЦП очень хорошо владеют навыками работы с персональным компьютером, поиском информации в сети Интернет, что использую при изучении программного материала. Работа с электронными презентациями, рисунками, картинками, схемами, тестами видеороликами значительно облегчают понимание обучающимися с ДЦП темы урока.
Опыт работы с детьми с ДЦП привел к пониманию, что наиболее эффективно они работают первые 10-15 минут. После этого наступает фаза утомляемости и снижения понимания и работоспособности. Эмоциональную разгрузку провожу с помощью веселой физкультминутки или мини-игры.
Резюмируя сказанное, для качественного получения знаний на уроках географии при работе с детьми с ДЦП среди прочего необходимо:
- терпение, доброжелательная атмосфера урока, так по отношению к ребенку;
- создание ситуации успеха;
- широкое использование иллюстративного материала, работа с картой;
- организация работы по развитию мелкой моторики рук, путем создания рисунков, схем, таблиц;
- перемена видов деятельности (чередование занятия с физкультминуткой или игрой);
- опора на жизненный опыт ребенка;
- использование игровых технологий;
- многократное повторение материала урока;
- чтение вслух;
- использование заданий, с опорой на образец;
- поощрение, похвала и эмоциональная поддержка ребенка.
Очень важна правильная оценка ответов ученика с ОВЗ. Стандартная оценка знаний в этом случае не пригодна. Поэтому необходимо разработать и использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями ребенка.
В заключении хочется сказать, что несмотря ни на какие трудности, школа должна помочь каждому ребенку, независимо от обстоятельств, в которые он попал, полностью реализовать его потенциал и приносить пользу обществу став его полноценным членом. И самая главная оценка вложенных усилий – это видеть после урока веселое настроение ребенка с ОВЗ и благодарные глаза его родителей, когда они говорят учителю простое искреннее «спасибо».