Как сохранить эмоциональное здоровье ребенка в условиях дистанционного обучения

Учителя биологии

Как сохранить эмоциональное здоровье ребенка в условиях дистанционного обучения

Как эмоции влияют на обучение

В образовательном процессе традиционно не принято уделять много внимания эмоциям ученика, однако, несмотря на то, что за обучение отвечают когнитивные (познавательные) функции мозга, именно эмоции запускают сам процесс. Чем больше положительных чувств вызовет предмет, учитель или способ донесения информации на уроке, тем более эффективным будет обучение. Или наоборот: какие-то неприятные моменты прямо пропорционально снижают уровень интереса ребенка к учебной деятельности. Поэтому не удивляйтесь, если школьники, которые раньше обожали ваш предмет, теперь работают спустя рукава на удаленке после всех технических неполадок, отсутствия прямого контакта с вами, волнений из-за вируса и нескольких часов, проведенных за компьютером на неудобном стуле.

Чтобы возродить или привить интерес к вашему предмету на дистанте, необходимо не только организовывать онлайн-конференции, но и делать занятия более прикладными и эмоционально-насыщенными. Для этого нужно привносить в уроки больше практики, чем теории, ведь как говорится: «Суха теория, мой друг, но древо жизни зеленеет». К тому же, игровой или активный подход, в отличие от надоевших за дистант тестов, демонстрирует прикладную сторону получаемых знаний, способы их применения в реальной жизни.

Опрос LEGO Education и Harris Interactive показал, что практико-ориентированное обучение не только помогает детям лучше понимать содержание уроков, но и укреплять такие социально-эмоциональные навыки, как общение и сотрудничество — компетенции, жизненно необходимые в 21 веке. По мнению доктора Дженни Нэш, руководителя отдела образования LEGO Education, такой подход укрепляет уверенность и стойкость, которые крайне необходимы ученикам в нынешних условиях.

Новые вызовы дистанта

Опыт последних месяцев показывает, что для достижения хороших результатов на дистанционном обучении ребенок должен уметь себя организовывать и мотивировать, иметь свое рабочее место с постоянным доступом в интернет и находиться в правильном эмоциональном состоянии. ВШЭ провела исследование «Как семьи переживают дистант», в котором семьи с детьми оценили дистанционную учебу, и средний результат по десятибалльной шкале (1 — очень плохо, 10 — очень хорошо) составил 3, 6. В условиях вынужденных ограничений эмоциональное состояние зависит от микроклимата в семье, отношения людей к ситуации — стойкости и уверенности в том, что все хорошо. Также важным фактором, повлиявшим на ощущение благополучия, стало материальное положение. Поэтому ребенок из не самой богатой семьи во время дистанта испытывает еще больший стресс, что не может сказаться на учебе.

Кроме того, кружки и секции, в которых раньше ребенок мог отвлечься и реализовываться помимо школы и дома, сейчас оказались закрытыми. Только у 27 процентов детей дополнительные занятия перешли в онлайн, а остальные пока предоставлены сами себе.

Но примечательно то, что 9% детей в условиях дистанта стали заниматься совершенно новыми для них занятиями — семьи, которые были недовольны организацией дистанта, стали искать альтернативные и более эффективные возможности обучения.

Так что, если в вашей школе удаленка организована недостаточно хорошо, нынешняя ситуация — отличное время для экспериментов, новых методик и переноса акцента с теории на практику, чтобы снова заинтересовать детей учебой и дать им отвлечься от тревожной обстановки и вынужденного безделья.

Практика — простой способ «расшевелить» и увлечь

Возможно, концепция практико-ориентированного обучения звучит, как из бюрократического документа, но на саммом деле тут много простых инструментов и для ее внедрения в учебный процесс совсем не обязательно тратить много усилий и времени. Вот несколько примеров, которые вы можете взять на заметку и адаптировать их под свой предмет и класс.

Меняемся ролями

Попросите учеников придумать и записать на смартфон обучающее видео на какую-либо тему, например, математические вычисления. Как известно, лучший способ что-то выучить — объяснить эту тему другому. Пусть ваши ученики с помощью подручных средств придумают, как рассказать о вычислении или сложении своим одноклассникам. Например, ребенок может разложить на полу листы с числами и попробовать различные математические операции, шагая по этим листам.

Создаем мини-блог

Так как соцсети давно стали основным «местом обитания» школьников, про тренды в интернете и жизнь любимых блогеров они знают все. Сделайте урок в стиле ютуб-канала, разбейте учеников на пары и попросите их взять у друг друга интервью о поэме «Мертвые души» с целью PR-кампании книги. Пусть дети придумают нестандартные или заковыристые вопросы, честно расскажут о своем впечатлении, представят, что они бы ответили на просьбу Чичикова и т.д.

Выходим на улицу

Писать дневник наблюдений за природой в тетради или читать про закон Ньютона в учебнике — это довольно скучно, поэтому попросите детей, когда они выходят на улицу, фотографировать свои открытия или моделировать физические законы. Так можно создать целую фото- или видеовыставку. Если дети живут рядом, они сами удивятся, как по-разному можно воспринимать один и тот же вид или предмет. Плюс ко всему, выход на улицу — это возможность сменить деятельность, отдохнуть от экрана компьютера и расслабиться.

Чем хороши подобные задания? Помимо того, что дети понимают, зачем им это нужно, вы можете увидеть их с другой стороны, например, самый тихий ученик в классе может оказаться отличным фотографом или оператором. К тому же, практико-ориентированный подход не позволит ученикам списать домашнее задание, а наоборот, даст ему возможность отрефлексировать и выяснить про себя и своих одноклассников что-то новое. Школьник из пассивного получателя информации превращается в создателя учебного контента, в то время как учитель берет на себя организаторскую функцию.

Развиваем метапредметные навыки с LEGO EducationР

Еще один неоспоримый плюс практико-ориентированного подхода — размытие предметных рамок. Вы можете выйти за пределы своей специальности и делать «коллаборации» с другими смежными или не очень дисциплинами, сочетая гуманитарные и научно-технические практики в соответствии с принципами STEAM-подхода. Если у вас есть робототехнические наборы LEGO Education, сделать это очень просто, т.к. они предназначены для межпредметного использования, причем вариаций сборок, а соответственно, уроков, бесчисленное множество. Это идеальный вариант, например, для учителя математики, информатики, физики, биологии. Несколько полезных идей для междисциплинарного обучения с помощью робототехники можно почерпнуть из недавней международной онлайн-конференции робототехников.

Если же у вас и у ваших учеников нет в распоряжении робототехнических наборов LEGO Education, можно попробовать обойтись и тем, что наверняка есть под рукой. У многих детей точно есть обычные игровые конструкторы LEGO, и их можно отлично применять в обучении. Вот несколько вариантов, как обычные кубики LEGO могут сделать урок интереснее и развить метапредметные навыки.

Учим английские слова

Чтобы дети быстрее выучили английские предлоги, покажите их наглядно с помощью любой фигурки из наборов LEGO.

Переставляйте фигурку и кубики в соответствии с нужным предлогом. Дети гораздо быстрее запомнят, что слово «behind» означает предлог «за», если вы поставите фигурку за кубик, чем если бы они просто записали бы это слово в тетрадь. Попробуйте соединить английский с математикой, ведь если добавить систему координат, дети могут еще и определять точное местонахождение игрушечного человечка.

Изучаем дроби

Разнообразные кубики LEGO помогут вам наглядно продемонстрировать математические дроби. Пусть одна доля дроби будет одного цвета, а вторая — другого. Из кубиков можно строить башни, поэтому все зависит от воображения. Дроби можно соединить с музыкой и объяснить своим ученикам длительности нот.

Рисуем картины

LEGO Education можно соединить даже с искусством. Пусть дети соберут из деталей картину в стиле геометрического абстракционизма, а остальное дорисуют красками. Можно даже запустить конкурс на лучшую репродукцию картины в LEGO-стиле. В ходе урока расскажите им о Каземире Малевиче, и, возможно, в ходе сборки они поймут, что рисовать такие картины — не так просто, как кажется на первый взгляд.

3

Это лишь малая часть идей, которые могут стать отправной точкой для вашего воображения и творчества (возможного, совместного с учениками). Такие уроки, где чувствуется индивидуальность и увлеченность педагога, просто не могут оставить детей равнодушным. Используя подобные игровые и практико-ориентированные элементы в своих онлайн-занятиях, вы сделаете обучение более гибким, и у школьников будет больше возможности проявить себя, а значит, испытать положительные эмоции — любопытство, гордость за хороший результат, уверенность в себе и радость.

14:49
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!