Первый шаг к развитию образования
Учителя химии
В контексте обсуждения проекта НИУ ВШЭ про 12 шагов для развития образования хочу предложить структурные изменения, которые неизбежно запустят изменения во всей системе.
Возможные изменения мне видятся под углом зрения А. Г. Асмолова, задающего более системный вектор развития через индивидуализацию и признание пожизненности образования в противовес традиционному детско-подготовительному алгоритму.
Прежде всего, раз образование пожизненно, необходимо разделить функции образовательных организаций на обеспечивающие жизнедеятельность и формирующие образовательный процесс.
В логике жизнедеятельности перед образовательными организациями стоят задачи, которые принципиально ничем не отличаются от традиционных сервисов типа гостиниц. Некоторые особенности могут быть в отношении детских организаций, но они связаны с более жёсткими мерами безопасности. Поскольку организации предназначены для образовательного процесса, для них ключевым критерием оценки может служить количество ученикочасов в привязке к ресурсной базе.
Такое разделение позволяет выделить структуры жизнеобеспечения из образовательного ведомства и подчинить их местным структурам ЖКХ вместе с соответствующей долей бюджетного финансирования. Далее они должны лицензироваться на соответствие требованиям образовательного процесса для соответствующих возрастов без учета образовательной программы, потому что они за неё не отвечают.
Образовательный процесс должны вести специализированные образовательные организации, которые могут не иметь своей ресурсной базы и конкретной территории, ведь их ценность — образовательная программа и кадры. За их соответствие они и должны лицензироваться.
В соответствии с новыми тенденциями образовательные организации могут вести образовательный процесс как дистанционно, так и на территориях образовательных зданий/кампусов. Для этого они должны на конкурсной основе их арендовать на фиксированный срок до следующего конкурса. Оплата обучения должна идти в подушевой логике из федерального бюджета по принципу материнского капитала. Это позволит уравнять оплату учителя в единой логике по всей стране. Конвертацию образовательного капитала из подушевой логики в бюджет образовательных организаций можно поручить одному из государственных банков.
Разрыв подчинённости образовательной организации и органов власти в пользу гражданско-правовых отношений на основе конкурсных процедур реализует, наконец, логику самостоятельности образовательной организации, предусмотренную в законе с 1992 года.
Более глубокое реструктурирование отражено в тексте манифеста, написанного более двух лет назад. Более поздние соображения можно отследить по ссылкам в блоге. Поскольку про всё и сразу не верю, здесь описал только первый шаг.
P. S. Опасение-предостережение про высшее образование.
Встречал слухи про отделение от Минобрнауки высшего образования и науки. Считаю деление образования на части устаревшей логикой. Несмотря на то, что высшее образование выглядит более органично с наукой, чем со средним образованием, считаю отделение неправильным, отвечающим старой логике.
Высшее образование острее требует перестройки, поскольку в нём заметно меньше социальной составляющей. Однако в текущей логике высшего образования практически вся начальная его часть, вплоть до старших курсов, мало отличается от логики образования в школе. Отличие только в содержании программ. Если мы начинаем формировать индивидуальные программы обучения в школе, они на равных, в той же логике, могут переходить в профильные курсы, традиционно изучаемые в вузе.
Только старшие курсы вуза, где начинается непосредственная подготовка к профессии, могут заметно отличаться, особенно при наличии базовых кафедр с работой на реальных предприятиях.
- Именно здесь можно более адресно готовить ученых и прикладных специалистов.
- Именно на этом этапе наиболее важна перестройка «высшего образования» в направлении востребованных компетенций
- Именно поэтому отрыв высшего образования от средней школы в современной логике может усложнить адекватную перестройку для нового этапа в звене высшего образования.
Для высшего образования важнее сейчас, в новых условиях, отказаться от приёмных экзаменов, опираясь на открытый университет–платформу с дистанционными курсами. Для этого достаточно выложить в открытый доступ все учебные курсы начальных 1-2 курсов и обеспечить их прохождение/зачет в дистанционном режиме. Любой желающий сможет их изучать и доказывать освоение, не покидая дома. Кто освоит, будет продолжать обучение в штатном режиме. Это решает массу проблем вокруг ЕГЭ и поступления в вуз.
Армия не вписывается в эту логику. Но и для армии эта логика дает красивые модели, если отцы-командиры готовы к новым отношениям с мирными военнообязанными.