На Гайдаровском форуме обсудили баланс очного и дистанционного образования
Учителя химии
Школы вернутся к прежней работе после пандемии, однако цифровые технологии и ряд подходов, которые использовались в этот период, не уйдут окончательно из образовательного процесса. Об этом рассказали участники Гайдаровского форума в рамках экспертной дискуссии «Как найти баланс очного и дистанционного образования».
В мероприятии приняли участие заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов, вице-президент по развитию Группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович, директор центра образования №686 «Класс-Центр», заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский, директор школы «Царицыно» № 548, народный учитель РФ Ефим Рачевский.
Несмотря на непростые условия, перевод школ всего мира в «дистант» выявил преимущества, которые не стоит забывать при возврате к очному обучению, считают эксперты. По словам директора Школы антропологии будущего РАНХиГС Александра Асмолова, пандемия поделила людей на два лагеря: так, некоторые родители смотрели на новые условия как на препятствия, другие же находили в «дистанте» возможности.
По словам заместителя министра просвещения Виктора Басюка, говорить о том, что система образования и школы не были готовы к цифровизации – неправильно: «Большое количество контента педагоги уже применяли в учебном процессе, мы его агрегировали и дали возможность использовать целым школам. Но возник другой вопрос – насколько этот контент верифицирован, насколько соответствует тем образовательным задачам и целям, которые сегодня определяет наша нормативная база».
Замминистра подчеркнул, что школы после пандемии вернутся к прежнему режиму, однако технологии, к которым обращались педагоги, ученики и родители, не исчезнут, поскольку уже повлияли на взаимоотношения и процесс обучения. «Здесь нельзя выстроить жестких регламентов, как учить и воспитывать по «цифре». Как раз основное наше движение – управление через взаимодействие. И особенно важен диалог между родителем и учителем», – отметил Виктор Басюк.
С ним согласился вице-президент по развитию ГК «Просвещение» Павел Зенькович:
«Мы по-другому стали относиться к школе как к институту и возможностям, поскольку в ней происходят важные процессы социализации, понимание ответственности и своих прав. Многие родители по-новому взглянули на роль, которую в жизни семьи играет учитель, на востребованность и необходимость этой профессии. Пандемия позволила оценить, как цифровые технологии в наше время могут быть использованы. Поэтому сегодня мы в первую очередь должны говорить о балансе – о совмещении школы с ресурсами, которые дало дистанционное обучение. Вероятно, в будущем каждая школа найдет свой баланс, оптимальный для себя», – сказал он.
Заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский, в свою очередь, добавил, что сложившиеся условия стали той неопределенностью, которая заставляет людей проявлять активность и находить новые подходы в развитии обучения. Аналогичной точки зрения придерживается и Ефим Рачевский:
«Во время пандемии мы все одновременно начали учиться: педагоги, дети и их родители. В связи с этим тема баланса будет актуальной только в том случае, если это не будет административным решением, а личной инициативой: самостоятельность дает свободу, но предполагает и ответственность», – рассказал педагог.
Участники дискуссии согласились, что дистанционное образование не является для школ универсальным. Гармоничное сочетание различных технологий, смешанное обучение станет востребованным, если будет вызывать доверие со стороны участников учебного процесса, в первую очередь – педагогов и родителей.