Условия для успешного восприятия дистанционного курса.
Мало кто всерьез задумывается об оптимизации текстов под чтение с экрана. Это — дополнительные траты времени и денег, и трудно объяснить руководителю и инвестору проекта, зачем «издеваться» над текстами лекций уважаемого преподавателя или «авторитетным» учебником. Гораздо проще нажать Copy/Paste и вставить текст в рамку с кнопочками и интерактивным оглавлением. То, что пользователь «сломается» уже через несколько минут изучения такого курса, никого, в сущности, не интересует. Информация предоставлена? Предоставлена! А как воспринимает ее человек, и воспринимает ли он ее вообще — это дело третье. В конце концов, для проверки знаний в курсе предусмотрено интерактивное тестирование!
Механический перенос в электронную оболочку текстов академических учебников — это еще половина беды. Многие разработчики электронных курсов не учитывают особенностей человеческой мотивации к обучению. Когда школьник входит в класс , берет в руки учебник и рабочую тетрадь — он настроен учиться, и готов принять обучение. Включаются некие механизмы, которые закладываются с первых шагов в школе. И содержание урока, даже самое сложное и «замороченное», воспринимается легче.
Когда человек садится за компьютер — у него включается несколько иная «программа». Не секрет, что 80% людей используют компьютер главным образом для серфинга по развлекательным сайтам, общения и игр. Поиск информации в интернете происходит динамично, страницы оформлены броско, а в одном документе могут одновременно присутствовать несколько разных типов контента. «Рваному», квантованному восприятию информации способствуют и наше медиа-окружение: короткие, динамичные сюжеты теленовостей, клипы музыкальных каналов, перенасыщенные образами и действием рекламные ролики. Подсознательно пользователь ожидает того же самого (или хотя бы чего-то похожего) от электронного учебного курса. Но его встречает «текст в рамочке» в сочетании с полным отсутствием контроля и мотивирующего воздействия со стороны преподавателя. Курс-то удаленный и предполагает самостоятельное обучение! У нас нет «пряника» и «плетки», чтобы подстегнуть нерадивого ученика, мы не можем поставить ему «неуд в зачетку». Безусловно, каждый электронный курс содержит тестирования для проверки знаний. Но в электронном обучении (особенно если речь идет о дополнительном образовании) тестирования служат скорее для закрепления знаний и выявления «слабых мест». Мотивирующая сила оценочных баллов не слишком велика.
Итак, перед разработчиками электронных учебных курсов стоит нетривиальная задача. Даже если у нас есть прекрасный учебный материал, мы не можем заставить людей учиться и не можем жестко контролировать процесс обучения. Что же делать? Формировать мотивацию, способствующую обучению.
Необходимо выполнить два условия:
• оптимизировать исходный материал для целей электронного обучения;
• применить модель Келлера (внимание, значимость, уверенность, удовлетворение) для создания и поддержания мотивации к обучению.
Эти две задачи, техническая и творческая, тесно связаны между собой. Интерес пользователя к курсу сильно зависит от технической реализации (визуальное оформление, текса, картинки, игры, диаграммы, прочие «фишки»). В то же время даже сделанный на высоком техническом уровне курс может быть скучен и «непроходим», если его создатели забыли о мотивации обучаемого.
Механический перенос в электронную оболочку текстов академических учебников — это еще половина беды. Многие разработчики электронных курсов не учитывают особенностей человеческой мотивации к обучению. Когда школьник входит в класс , берет в руки учебник и рабочую тетрадь — он настроен учиться, и готов принять обучение. Включаются некие механизмы, которые закладываются с первых шагов в школе. И содержание урока, даже самое сложное и «замороченное», воспринимается легче.
Когда человек садится за компьютер — у него включается несколько иная «программа». Не секрет, что 80% людей используют компьютер главным образом для серфинга по развлекательным сайтам, общения и игр. Поиск информации в интернете происходит динамично, страницы оформлены броско, а в одном документе могут одновременно присутствовать несколько разных типов контента. «Рваному», квантованному восприятию информации способствуют и наше медиа-окружение: короткие, динамичные сюжеты теленовостей, клипы музыкальных каналов, перенасыщенные образами и действием рекламные ролики. Подсознательно пользователь ожидает того же самого (или хотя бы чего-то похожего) от электронного учебного курса. Но его встречает «текст в рамочке» в сочетании с полным отсутствием контроля и мотивирующего воздействия со стороны преподавателя. Курс-то удаленный и предполагает самостоятельное обучение! У нас нет «пряника» и «плетки», чтобы подстегнуть нерадивого ученика, мы не можем поставить ему «неуд в зачетку». Безусловно, каждый электронный курс содержит тестирования для проверки знаний. Но в электронном обучении (особенно если речь идет о дополнительном образовании) тестирования служат скорее для закрепления знаний и выявления «слабых мест». Мотивирующая сила оценочных баллов не слишком велика.
Итак, перед разработчиками электронных учебных курсов стоит нетривиальная задача. Даже если у нас есть прекрасный учебный материал, мы не можем заставить людей учиться и не можем жестко контролировать процесс обучения. Что же делать? Формировать мотивацию, способствующую обучению.
Модель Келлера для повышения мотивации учащихся
Американский исследователь систем обучения Джон Келлер предложил модель повышения мотивации к обучению ARCS, главными компонентами которой являются внимание (Аttention), значимость (Relevance), уверенность (Confidence) и удовлетворение(Satisfaction). Келлер говорил о том, что сначала нужно привлечь внимание обучаемого, затем нужно убедить его в важности и значимости обучения, после чего необходимо поддержать его уверенность в себе и, в конце концов, добиться удовлетворенности учащегося. Эффективность модели Келлера подкреплена результатами исследования: через год после внедрения этой технологии число участников, бросивших учебу, снизилось вдвое с 44% до 22%. Заключение
Итак, подведем итоги. Что же нужно сделать, чтобы наш электронный учебный курс стал содержательным, и в то же время легким для восприятия и интересным? Необходимо выполнить два условия:
• оптимизировать исходный материал для целей электронного обучения;
• применить модель Келлера (внимание, значимость, уверенность, удовлетворение) для создания и поддержания мотивации к обучению.
Эти две задачи, техническая и творческая, тесно связаны между собой. Интерес пользователя к курсу сильно зависит от технической реализации (визуальное оформление, текса, картинки, игры, диаграммы, прочие «фишки»). В то же время даже сделанный на высоком техническом уровне курс может быть скучен и «непроходим», если его создатели забыли о мотивации обучаемого.
Код PHP: