Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее значение в разработке целей и содержания современного образования имеет гуманистическая идеология, обуславливающая признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов, становление его ценностного самосознания, убежденности в безграничных возможностях и способностях к самосовершенствованию.
В работах Е. А. Аркина, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, П. Ф. Лесгафта и др. обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание педагогических условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни.
Практические наблюдения, анализ научно-педагогическойи методологической литературы позволили констатировать наличие следующих противоречий: между декларируемыми ценностными установками и реализацией их в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений; между необходимостью построения валеологически целесообразной образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.
Указанные противоречия позволили сформулироватьпроблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста возможна при соблюдении следующих педагогических условий: 1) повышение образовательного уровня педагогов в области здоровья; 2) здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно. Говоря о повышении образовательного уровня педагогов в области здоровья, мы считаем, что формирование профессиональной компетентности педагогов в рассматриваемой области знаний выступает одним из основных факторов, влияющих на воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровью.
При планировании работы с родителями педагог, в первую очередь, должен изучить осведомленность последних и выявить их интересы в области здоровья. Формировать у детей представление о том, что такое здоровье и воспитывать ценностное к нему отношение можно только в содружестве с родителями. Ведь если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться будет очень трудно. Следовательно, просвещение родителей в области здоровья – важный и сложный курс общего педагогического процесса в дошкольном учреждении, который во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы всего коллектива с учетом всех компонентов содержания.
Следующее педагогическое условие, обеспечивающее формирование здоровья детей, является здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении, которое в основе реализации имеет следующие задачи и содержание:
1. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к внутренней отделке помещений; к оборудованию помещений; к организации режима дня и учебной ООД и т. д. согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
2. Осуществление оздоровительных мероприятий. Традиционные формы работы: закаливание; физиотерапия; массаж для профилактики простудных заболеваний; психофизическое оздоровление в структурах учебного процесса и т. д
3. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. Утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительная ООД; подвижные и динамические игры; профилактическая гимнастика; спортивные игры; занятия в спортивных секциях; занятия ритмикой и т. д.
4. Создание атмосферы психологического комфорта. Эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций); позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка); благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами); успешность в сфере деятельности.
5. Обеспечение безопасности детей. Техника безопасности при организации учебного процесса и свободного времени; своевременный ремонт мебели и оборудования ДОУ и т. д.
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью детей6-7 лет решаются следующие задачи:
1. Формирование представлений, умений через изучение и усвоение: — особенностей внешнего строения человека, индивидуального своеобразия внешнего вида каждого человека, половой дифференциации, особенностей внутреннего строения человека, функций основных органов и систем; условий, обеспечивающих их работоспособность; — сущности здоровья и факторов его определяющих, резервных возможностей здорового организма; — правил безопасного поведения в различных ситуациях.
2. Развитие потребности в здоровье через формированиеи закрепление навыков: культурно-гигиенических; закаливания; физической культуры; безопасной жизнедеятельности на улице, в детском саду, дома; оказание первой помощи в необходимых случаях (ожоги, обморожения, травмы, ранения).
3. Воспитание ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, соблюдение педагогических условий будет способствовать повышению процесса формирования ценностного отношения к здоровью
Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее значение в разработке целей и содержания современного образования имеет гуманистическая идеология, обуславливающая признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов, становление его ценностного самосознания, убежденности в безграничных возможностях и способностях к самосовершенствованию.
В работах Е. А. Аркина, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, П. Ф. Лесгафта и др. обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание педагогических условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни.
Практические наблюдения, анализ научно-педагогическойи методологической литературы позволили констатировать наличие следующих противоречий: между декларируемыми ценностными установками и реализацией их в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений; между необходимостью построения валеологически целесообразной образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.
Указанные противоречия позволили сформулироватьпроблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста возможна при соблюдении следующих педагогических условий: 1) повышение образовательного уровня педагогов в области здоровья; 2) здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно. Говоря о повышении образовательного уровня педагогов в области здоровья, мы считаем, что формирование профессиональной компетентности педагогов в рассматриваемой области знаний выступает одним из основных факторов, влияющих на воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровью.
При планировании работы с родителями педагог, в первую очередь, должен изучить осведомленность последних и выявить их интересы в области здоровья. Формировать у детей представление о том, что такое здоровье и воспитывать ценностное к нему отношение можно только в содружестве с родителями. Ведь если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться будет очень трудно. Следовательно, просвещение родителей в области здоровья – важный и сложный курс общего педагогического процесса в дошкольном учреждении, который во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы всего коллектива с учетом всех компонентов содержания.
Следующее педагогическое условие, обеспечивающее формирование здоровья детей, является здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении, которое в основе реализации имеет следующие задачи и содержание:
1. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к внутренней отделке помещений; к оборудованию помещений; к организации режима дня и учебной ООД и т. д. согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
2. Осуществление оздоровительных мероприятий. Традиционные формы работы: закаливание; физиотерапия; массаж для профилактики простудных заболеваний; психофизическое оздоровление в структурах учебного процесса и т. д
3. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. Утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительная ООД; подвижные и динамические игры; профилактическая гимнастика; спортивные игры; занятия в спортивных секциях; занятия ритмикой и т. д.
4. Создание атмосферы психологического комфорта. Эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций); позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка); благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами); успешность в сфере деятельности.
5. Обеспечение безопасности детей. Техника безопасности при организации учебного процесса и свободного времени; своевременный ремонт мебели и оборудования ДОУ и т. д.
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью детей6-7 лет решаются следующие задачи:
1. Формирование представлений, умений через изучение и усвоение: — особенностей внешнего строения человека, индивидуального своеобразия внешнего вида каждого человека, половой дифференциации, особенностей внутреннего строения человека, функций основных органов и систем; условий, обеспечивающих их работоспособность; — сущности здоровья и факторов его определяющих, резервных возможностей здорового организма; — правил безопасного поведения в различных ситуациях.
2. Развитие потребности в здоровье через формированиеи закрепление навыков: культурно-гигиенических; закаливания; физической культуры; безопасной жизнедеятельности на улице, в детском саду, дома; оказание первой помощи в необходимых случаях (ожоги, обморожения, травмы, ранения).
3. Воспитание ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, соблюдение педагогических условий будет способствовать повышению процесса формирования ценностного отношения к здоровью
Загрузка...