Светлана Васильевна
0

Светлана Васильевна

Светлана Васильевна
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 3 года назад
  • Регистрация: 3 года назад

Анкета

Город:
Саранск
Возраст:
33 года

Стена пользователя

Загрузка...
Формирование речи у детей дошкольного возраста
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.

Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое «чувство языка», которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях.

С возрастом усвоение ребенком словарного состава родного языка изменяется количественно и качественно.

В становлении лексико-семантической системы у детей дошкольного возраста в отечественной литературе выделены четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе лексический запас ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов. На втором, «ситуационном» этапе в сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящиеся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На четвертом этапе возникает синонимия, и системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носителей языка.

На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности с взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.

Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.

По мере развития словарного запаса значение слова пояснение уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов.

На этапе от 3 до 5 лет, нормально развивающийся ребенок, овладевает предметной отнесенностью слова. Слово становится для ребенка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, конкретно отнесенные значения, ребенок овладевает логическими операциями.

По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Таким образом, процесс развития словаря достаточно трудоемкий для ребенка.
Загрузка...
Традиционные игры в детском саду
В самом названии игр – традиционные – заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, — культурных традиций. Для детей такие игры служат важным источником информации об окружающем мире, так приобретались знания, передавался родовой опыт деятельности, ценности. Универсальные качества в традиционной игре ребенку передаются, как правило, в самобытной форме, присущей конкретному эпосу.

Нужны ли современному ребенку такие игры? Со всей очевидностью можно ответить — нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа, способность обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально. Создание условий для развития традиционных игр связанно с содержательной работой по приобщению детей к традиционной (народной) культуре. Для этого с детьми проводится соответствующая работа. Она включает в себя следующие компоненты: занятия, наблюдения, чтения художественной литературы, просмотр фильмов, театрализованных постановок, посещение различных музеев, выставок, досуги и праздники, а также изобразительная и музыкальная деятельность. Сюда же включаем ознакомление дошкольников с наиболее яркими и доступными символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками). Все это в полной мере помогает понять, как устроен, образ жизни народа, установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызвать интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию.

Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Ознакомление ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между взрослыми и детьми, между взрослыми разных поколений (бабушки, дедушками, прабабушки и прадедушки и др.).

Традиционная игра – это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В любой игре есть свои правила, поэтому она приучает подчинять свои действия и мысли определенной задаче, воспитывает целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учиться справедливо оценивать себя и поступки своих товарищей.

Примеры игр, которые можно предложить детям.

Для детей 2 – 3 лет.

«Бычок пестренький».

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка. Бычок встает в центр, а дети идут по кругу и выполняют движения под песню.

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На лужок водили,

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорее догоняй.

Бычок им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» — и бежит за детьми.

«Куры и петух».

Воспитатель надевает на ребенка шапочку петушка. Петушок находится на одном конце комнаты, а на другом – куры, которые сидят полукругом или стоят свободно. Дети двигаются в соответствии с текстом.

Петя – Петя петушок,

Петя – красный гребешок,

Он по дворику гуляет,

Громко песни распевает:

«Ку-ка-ре-ку!»

К нему куры подбежали:

«Ко-ко-ко».

Куры крыльями махали:

«Ко-ко-ко»

Куры зерна собирали:

«Ко-ко-ко»

Клювом по земле стучали:

Тук-тук-тук.

Киска мурка увидала, всех распугала.

Игры для детей 3 – 5 лет.

Большинство игр для детей 3 – 4 лет носят подражательный характер и не имеют правил. Игры для детей данного возраста являются общими для девочек и мальчиков; большинство из них знакомят детей с семейным бытом

(«Курочка – хохлатка») и направлены на развитие различных движений («Заинька», «Шла коза по лесу»). Также в этом возрасте традиционные игры представлены несложными хороводами, которые вызывают у детей положительные эмоции, за счет того, что дети имеют возможность действовать так же, как взрослый и получать от этого удовольствие.

«Шла коза по лесу».

Игроки встают в круг, коза – в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза – влево. Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в круг.

«Солнышко».

По считалочке выбирают водящего – солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом к друг другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Традиционные игры детей 4 – 5 лет выполняют функцию постепенного приобщения их к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Дети знакомятся с народным игровым календарем, который делится на два больших периода: зимний и летний. Каждое время года имеет свои забавы. Каждому празднику соответствуют свои игры: зимой – игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах; весной – «Катание яиц» на Пасху, «Весна – Весняночка» и др. Таким образом, постепенно определенные праздники в сознании ребенка ассоциируются с определенными играми и забавами.

Традиционные игры для детей этого возраста отличаются появлением в них простых правил, разнообразием сюжета и предметов, используемых в игре («Зеленая репка», «Съедобное – несъедобное», «Яблочко» и др.)

«Зеленая репка».

Все игроки, взявшись за руки, встают в круг, поют песню:

Зеленая репка, держись крепко,

Кто оборвется, тот не вернется.

Раз, два, три.

На счет «три» все поворачиваются вокруг, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвет руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

«Царь – горох».

По считалочке выбирается Царь Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке. Играют по 5-7 человек, так как большой группе играющих труднее и дольше договорится. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно руками, ногами, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Игроки, выбрав Царя Гороха, отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: «Здравствуй, Царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились.

Царь Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» Тогда рассказывают задуманное, затем загадывают снова. Если Царь Горох угадывает, то догоняет детей.

«Как у бабушки Ларисы».

Все игроки становятся в круг, один из них – водящий – в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы,

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Все на бабашку глядели,

Разом делали вот так……

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана…»

Для детей 5 – 7 лет.

В период от 5 до 7 лет традиционные игры старших дошкольников вступают в пору своего расцвета. Дети старшего дошкольного возраста хорошо знакомы и с удовольствием играют в традиционные игры. Нередко они сами их затевают «Колечко-колечко», «Ручеек», «Бояре» и др.) Большинство традиционных игр детей этого возраста формируют у ребенка универсальные человеческие качества: они связанны с ориентировкой в пространстве, умением управлять своими движениями, действовать. Подчиняясь правилу и определенной ситуации, развивают координацию и мелкую моторику и др.

«Золотые ворота».

Двое детей стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки, подняв их к вверх, образуя ворота. Остальные берутся за руки и проходят цепочкой через ворота по несколько раз, пока звучит песня:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз разрешается,

А на третий раз не пропустим вас!

С последними словами двое игроков, изображающие ворота, резко опускают руки, пытаясь поймать в свой круг кого-нибудь. Кого поймают – тот встает вместе с воротами. Теперь в цепочке меньше детей и больше дырок, куда можно проходить в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего.

«Кухня».

Каждый игрок выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д. Один из игроков начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя: «Это что у вас на носу?» Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: «Тарелка».

— Что на лице?

— Тарелка

— На чем сидите?

— На тарелке и т. д.

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, с него берут фант.

И в заключении хочется сказать, что приобщение к национальной культуре, обеспечивает личностное и эмоциональное обогащение детей. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая в полной мере станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры.

Загрузка...
Развитие ребенка раннего дошкольного возраста
В раннем возрасте дети активно начинают познавать окружающий мир. Развивается активный и пассивный словарь ребенка.

Важным фактором для развития ребенка, является правильно подобранная среда. Она должна быть светлой, просторной, эстетично оформлена, предпочтительно в светлых тонах. Среда должна соответствовать возрасту, росту, индивидуальным особенностям детей.

Взрослый должен выступать в роли помощника, не мешает ребенку, а только при необходимости помогает, наставляет. Ребенок сам решает, с чем ему играть, исходя из своих интересов и предпочтений.

Из чего должна состоять среда, для активного развития ребенка:

1) пирамидки, вкладыши, погремушки;

2) конструктор с крупными деталями;

3) машины, куклы, игрушечные звери (домашние и дикие), мозаика;

4) настольный театр;

5) природный материал для экспериментирования;

6) раскраски, трафареты, карандаши;

7) мешочки с крупой для развития мелкой моторики рук;

8) книги в соответствии с возрастом;

9) игры с прищепками.

Таким образом, взрослый играет важную роль в развитии ребенка. Он должен оборудовать среду, помогать ребенка, выступать в роли помощника, играть, читать, рисовать, экспериментировать вместе с ребенком.
Загрузка...
Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы для будущего овладения письмом.
Сегодня мне хочется рассказать о нетрадиционных техниках развития мелкой моторики рук, которые я использую в своей работе. Это такие техники, как:
— пластилинография,
— пластилиновая мандала.
В работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными. Развивается внимание, мышление, память, восприятие, речь, усидчивость, дисциплинированность и аккуратность.
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Пластилинография подразумевает рисование пластилином. Очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик. Пластилин следует подбирать ярких оттенков, пластичный, хорошо поддающийся лепке. Также потребуется: дощечка для лепки, стеки, специальные скалочки для раскатывания пластилина, формочки, шприц с разными насадками, бросовый материал для декорирования поделки.
Пластилинография — это не только размазывание пластилина по образцу, но и создание сюжетной работы способом налепа готовых частей.
Следующая техника — это пластилиновая мандала. Слово «мандала» в переводе означает круг. От создания мандал дети получают огромное удовольствие, развивается мелкая моторика, тренируется усидчивость и аккуратность, раскрывается творческий потенциал.
Ребенку на выбор дается карточка с мандалом и предлагается придумать узор, используя любые цвета пластилина и любую технику. Можно размазывать пластилин, смешивать цвета, отщипывать небольшие кусочки пластилина и создавать мозаичные мандалы, также использовать всевозможные колбаски, шарики. Мандалы для детей — это отличный способ выразить свое настроение и эмоции, снять напряжение.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные виды деятельности, можно добиться положительных результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаза, мелкая моторика пальцев и кистей рук; развивается воображение, логического мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Загрузка...
Проблемы подготовки старших дошкольников к систематическому изучению математики в школе

В условиях вариативности образования по-прежнему происходит внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам обучения и воспитания детей. В связи с этим, все более актуальной становится проблема разработки таких подходов к построению системы непрерывного математического образования дошкольников и младших школьников, при которых будут соблюдены современные требования к организации личностно-ориентированного образовательного процесса, подразумевающее полноценное развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Подобное развитие охватывает различные «стороны» ребенка, которые выражаются в его потребностях и переживаниях, возникающих на разных стадиях взросления. Например: потребность в познании, организации собственной деятельности, переживание различных чувств и эмоций и т.п. А.В. Запо¬рожец отмечал, что, если соответствующие интеллектуальные и эмоцио¬нальные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии до¬школьного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в ста-новлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невоз¬можно.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др). Особое внимание уделяется психологическим за¬кономерностям интеллектуального развития личности, способам его сти¬мулирования и т.д. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиа¬же, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса по¬знавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений — мощное средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Проблема интеллектуального развития у дошкольников отражена в исследованиях различных авторов, которые осуществлялись в области математического развития дошкольников (Л.Н. Вахрушева, Е. В. Соловьева), Н.Г. Белоус, Р.Л. Бере¬зина, З.А. Грачева, Е.А. Но-сова). [1] Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие по¬знавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному от¬ношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
Также, опыт показывает, что в дошколь¬ных образовательных учреждениях не всегда уделяется должное внима¬ние формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью де¬тей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу со¬временной школы. Явно недооцениваются на практике такие вопросы ин¬теллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, то есть тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоя¬щей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей зачастую ос¬таются нереализованными. Эти и другие недостатки во многом объясня¬ются некритическим отношением воспитателей к современным про¬граммам обучения и воспитания, несовершенством их научно-методической подготовки, особенно по вопросам педагогической психологии, низким уровнем культуры общения в логике личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Одной из проблем формирования элементарных математических представлений у дошкольников является обеспечение преемственности в работе детского сада и школы, а в связи с этим: появление эффективных методов и приемов обучения. Изучение математики в начальной школе предусматривает уверенную ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Современное обучение в детском саду не всегда в полной мере решает эти задачи.
Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одной из причин такого уровня знаний является недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, которые содействуют развитию у них познавательных интересов и способностей, логического мышления.
До сих пор в методике обучения математике в детском саду нет четких показателей математического развития дошкольников. Государственные стандарты требуют конкретной экспериментальной проверки. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством этих знаний. В связи с этим очень остро стоит проблема разработки принципов отбора и систематизации математических знаний на основании государственных стандартов, индивидуализации и дифференциации обучения. Решение этих проблем позволит достичь наиболее высокого уровня математического развития детей. Сегодня, важнейший принцип в дошкольной педагогике — принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития».
Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитателю следует помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей. То есть, нам надо не научить ребенка самим, а помочь ему научиться, подготовить его к восприятию материала. [1] Например, известно, что мышление ребенка проходит свой путь развития: от практических действий с конкретными предметами или их изображениями к оперированию понятиями, то есть к логическим действиям. При ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их практическую деятельность. Дети действуют с совокупностями (множеством) однородных предметов: перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве, равномощных и неравномощных совокупностях (красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т. д.). Позже практические действия, которые обеспечивают сравнение, сменяются проговариванием, обозначением действий словами, а потом процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну — их по три). Одним из главных факторов успешного развития ребенка является учет его индивидуально-типологических качеств (тип темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог может опираться на такие показатели, как: характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу); уровень знаний и умений (осознанность, действенность); работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость); уровень самостоятельности и активности; отношение к обучению; характер познавательных интересов; уровень волевого развития.
На занятиях педагогу следует избегать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу педагога; подвижному ребенку, который часто отвлекается от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д. Мы должны помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении.
Необходимо выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его возможности, дать ему почувствовать радость успеха от познания чего –то нового, преодоления трудностей. Так, например, более результативной будет индивидуальная работа, если она предшествует изучению нового материала. За день до занятия можно сказать ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а я тебе сейчас скажу, только ты постарайся запомнить. Это ромб (конус, треугольник)». Накануне занятия нужно еще раз напомнить, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справится с заданиями и, как правило, будет активным на занятии.
Также необходимо учитывать их эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени формируются у детей в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей, особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления, а также их эмоциональность, легкая возбудимость, быстрая утомляемость. В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают специальной математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур, параметров величины, арифметических действий и др.).
Педагог, по нашему мнению, должен помнить, что отдельные слова и выражения, сложные для детей даже старшего дошкольного возраста, не следует вводить в словарь ребенка. Например, типы арифметических задач, компоненты арифметических действий, особенности величины и многое другое. Однако для развития ребенка усвоение сути этих математических категорий очень важно. Воспитатель передает ребенку их смысл в простой и доступной форме. Он не называет: «арифметическая задача», «типы задач» и т.п., а заменяет его такими словами: история, ситуация, давайте посмотрим, что изменилось, а как еще мы можем рассказать нашу историю и т.д.
Ведь главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов. Осознанное усвоение детьми знаний предполагает непосредственное активное участие в этом процессе воли и чувств. Вот почему, организуя математическую деятельность, педагог должен продумывать его содержание и методику так, чтобы усвоение материала осуществлялось на высоком уровне эмоционально-познавательного отношения к нему. Необходимо научить ребенка думать, находить ответы на поставленный вопрос, а не механическому запоминанию различных терминов.
Приведем пример из практики: в первом классе прошла итоговая контрольная работа по математике: из 25 человек без ошибок выполнили работу 18 человек, большинство ошибок было допущено в оформлении и решении текстовых задач (соответственно 8 и 4 ребенка). При работе над ошибками, выяснилось, что дети прекрасно оперируют терминами: «текстовая задача», «условие задачи» и др. Но не понимают самого алгоритма решения и записи данных задач. Дети механически заучили различные термины, а ведь мы, как педагоги, должны были научить их прежде всего размышлять и действовать. На практике как правило, в детском саду делают упор на количество знаний, а не на их качество. К этому приводит проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев).
При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал числами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в “элитную” школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Опрос детей 6-7 лет, которые приходят в группу подготовки к школьному обучению в гимназии, обнаружил, что большинство из них на вопрос«Хочешь ли ты в школу?»дали отрицательный ответ.
Ребята еще до школы устали учиться, им уже не интересно (большинство ответов). Пропадает одно из условий успешного обучения –познавательная активность самих детей, исчезает эффект новизны, такой важный для детей. Какой же выход можно найти из этой ситуации? Надо помнить о том, что в психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.

Загрузка...