Проект
по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Автор: Сурдейкина Л.В., воспитатель МБДОУ «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок», Кадошкинского муниципального района.
Актуальность: В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети-педагоги-родители.
Возраст детей: 5-6 года.
Продолжительность — 1 неделя.
Цель проекта: Познакомить детей с сезонными изменениями, которые произошли в жизни леса и лесных зверей с приходом зимы; создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Познание: Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки). Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса)
Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц).
Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Социально — коммуникативное развитие: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время наблюдений; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Речевое развитие: учить читать наизусть стихотворения; развивать умения четко излагать свои мысли.
Художественно-эстетическое: передавать в рисунке форму; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение закрашивать развивать эстетическое восприятие; формировать эмоциональную отзывчивость.
Форма реализации:
Занятия по познавательной деятельности, развитию речи;
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные игры;
беседы, стихи, чтение художественной литературы, сказок;
рассматривание иллюстраций, картинок;
выполнение работы по ИЗО деятельности;
работа с родителями: оформление консультации для родителей «Одежда детей зимой», изготовление кормушек для птиц с детьми.
Ожидаемые результаты:
— развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
— формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
— обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
— развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;
— развитие детского творчества;
— воспитание бережного отношения к природе;
— привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
— укрепление ресурсного обеспечения группы;
Продукт проектной деятельности:
Коллективная работа детей «Зимний лес», изготовление совместно с родителями кормушек для кормления птиц.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
— Довести до детей важность проблемы.
— Информировать родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.
— Подобрать методическую литературу по данной теме; разработать конспекты занятий, наблюдений; подобрать настольно – печатные и дидактические игры, подвижные игры.
— Подобрать детскую, художественную литературу.
— Подобрать дидактические пособия, иллюстрации о зиме, о животных и птицах зимой.
— Рассматривание картин и иллюстраций в книгах.
— Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Механизм реализации проекта: проведение организованной образовательной деятельности; беседы с детьми о зимних изменениях в природе, о изменении жизни диких животных и птиц;-чтение художественной литературы по теме проекта; ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации; заучивание стихов, пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок; оформление наглядной информации; подборка дидактических, подвижных, речевых игр по теме; Открытое занятие «Путешествие в зимний лес» и показ презентации по данной теме.
Основной этап: Выполнение проекта.
Физическое развитие: Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные игры и физические упражнения. Утренняя гимнастика, физминутка, гимнастика пробуждения, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, массажная дорожка. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Бездомный заяц», «Снежная карусель», «Хитрая лиса», «Метелица» «Я мороз синий нос», «Парный бег».
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
С/и «Больница», «Аптека». Д/и «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Когда это бывает», «Отгадай по описанию», «Подбери слово», «Зимние забавы».
Познавательное развитие: формировать у детей устойчивый интерес к природным явлениям, замечать изменения, происходящие в природе, в жизни животных и птиц зимой, учить объяснять их.
Формирование целостной картины мира «Какие изменения произошли в природе?»
Формирование целостной картины мира «Снег и его свойства»
Формирование целостной картины «Какие изменения произошли в жизни животных и птиц зимой»
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Рисование «Зимний лес»;
Речевое развитие: формировать у детей понятие зимы, воспитывать любовь к природе, проявлять заботу о животных и птицах зимой, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.
Развитие речи: «Наконец пришла зима»
Чтение. М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».В. Даль «Девочка Снегурочка», В.Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Н. Сладков «Суд над декабрём», К. Бальмонт «Снежинка», С.Чёрный «На коньках», С. Есенин «Берёза», «Поёт зима», З. Александрова «Дед Мороз», Н.Саконская «Зимний праздник».
Беседы: «Гололед», «Осторожно! Сосульки», «Зимние дороги», «Зимой на горке»
Работа с родителями.
Консультации «Внимание! Зима», «Как одеть ребенка зимой на прогулку», «Зимние забавы», Памятка «Зима не лето, в шубу одета», «Наблюдаем за природой». Подборка стихов для разучивания с детьми дома.
Итоговый этап. Заключительный.
Открытое занятие «Путешествие в зимний лес», презентация по данной теме, коллективная работа детей «Зимний лес», изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
Ожидаемый результат:
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, о жизни животных и птиц зимой, приобрели новый познавательный опыт;
• знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на темы: «Зимний лес», «Жизнь животных зимой», «Как спасаются птицы от зимней стужи» и т.д;
• владеют расширенным словарным запасом;
• имеют представление о природе родного края;
• знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
• выставка творческих работ детей;
• разработаны рекомендации для родителей
Заключение
В ходе проекта мы обобщили и систематизировали представление детей о характерных признаках зимы. Научились находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширили представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывали бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Уточнили признаки зимы. Упражнялись в составлении предложений, рассказов, описания картин. Активизировали словарь по данной теме. Развивали внимание, прививали любовь к художественному слову, обучали вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовали формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывали доброжелательное отношение друг к другу. Развивали эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепляли навыки работы с кистью, бумагой, развивали мелкую моторику.
Литература:
1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», часть, Санк-Петербург,2004г.
2.С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
3.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
4. Г.Я, Снегирев «Про птиц и зверей.»
5. Н.Л. Соколов «Любите и охраняйте птиц»
6.Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Международный образовательный портал MAAM.RU
по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Автор: Сурдейкина Л.В., воспитатель МБДОУ «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок», Кадошкинского муниципального района.
Актуальность: В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети-педагоги-родители.
Возраст детей: 5-6 года.
Продолжительность — 1 неделя.
Цель проекта: Познакомить детей с сезонными изменениями, которые произошли в жизни леса и лесных зверей с приходом зимы; создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Познание: Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки). Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса)
Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц).
Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Социально — коммуникативное развитие: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время наблюдений; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Речевое развитие: учить читать наизусть стихотворения; развивать умения четко излагать свои мысли.
Художественно-эстетическое: передавать в рисунке форму; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение закрашивать развивать эстетическое восприятие; формировать эмоциональную отзывчивость.
Форма реализации:
Занятия по познавательной деятельности, развитию речи;
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные игры;
беседы, стихи, чтение художественной литературы, сказок;
рассматривание иллюстраций, картинок;
выполнение работы по ИЗО деятельности;
работа с родителями: оформление консультации для родителей «Одежда детей зимой», изготовление кормушек для птиц с детьми.
Ожидаемые результаты:
— развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
— формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
— обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
— развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;
— развитие детского творчества;
— воспитание бережного отношения к природе;
— привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
— укрепление ресурсного обеспечения группы;
Продукт проектной деятельности:
Коллективная работа детей «Зимний лес», изготовление совместно с родителями кормушек для кормления птиц.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
— Довести до детей важность проблемы.
— Информировать родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.
— Подобрать методическую литературу по данной теме; разработать конспекты занятий, наблюдений; подобрать настольно – печатные и дидактические игры, подвижные игры.
— Подобрать детскую, художественную литературу.
— Подобрать дидактические пособия, иллюстрации о зиме, о животных и птицах зимой.
— Рассматривание картин и иллюстраций в книгах.
— Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Механизм реализации проекта: проведение организованной образовательной деятельности; беседы с детьми о зимних изменениях в природе, о изменении жизни диких животных и птиц;-чтение художественной литературы по теме проекта; ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации; заучивание стихов, пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок; оформление наглядной информации; подборка дидактических, подвижных, речевых игр по теме; Открытое занятие «Путешествие в зимний лес» и показ презентации по данной теме.
Основной этап: Выполнение проекта.
Физическое развитие: Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные игры и физические упражнения. Утренняя гимнастика, физминутка, гимнастика пробуждения, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, массажная дорожка. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Бездомный заяц», «Снежная карусель», «Хитрая лиса», «Метелица» «Я мороз синий нос», «Парный бег».
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
С/и «Больница», «Аптека». Д/и «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Когда это бывает», «Отгадай по описанию», «Подбери слово», «Зимние забавы».
Познавательное развитие: формировать у детей устойчивый интерес к природным явлениям, замечать изменения, происходящие в природе, в жизни животных и птиц зимой, учить объяснять их.
Формирование целостной картины мира «Какие изменения произошли в природе?»
Формирование целостной картины мира «Снег и его свойства»
Формирование целостной картины «Какие изменения произошли в жизни животных и птиц зимой»
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Рисование «Зимний лес»;
Речевое развитие: формировать у детей понятие зимы, воспитывать любовь к природе, проявлять заботу о животных и птицах зимой, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.
Развитие речи: «Наконец пришла зима»
Чтение. М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».В. Даль «Девочка Снегурочка», В.Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Н. Сладков «Суд над декабрём», К. Бальмонт «Снежинка», С.Чёрный «На коньках», С. Есенин «Берёза», «Поёт зима», З. Александрова «Дед Мороз», Н.Саконская «Зимний праздник».
Беседы: «Гололед», «Осторожно! Сосульки», «Зимние дороги», «Зимой на горке»
Работа с родителями.
Консультации «Внимание! Зима», «Как одеть ребенка зимой на прогулку», «Зимние забавы», Памятка «Зима не лето, в шубу одета», «Наблюдаем за природой». Подборка стихов для разучивания с детьми дома.
Итоговый этап. Заключительный.
Открытое занятие «Путешествие в зимний лес», презентация по данной теме, коллективная работа детей «Зимний лес», изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
Ожидаемый результат:
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, о жизни животных и птиц зимой, приобрели новый познавательный опыт;
• знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на темы: «Зимний лес», «Жизнь животных зимой», «Как спасаются птицы от зимней стужи» и т.д;
• владеют расширенным словарным запасом;
• имеют представление о природе родного края;
• знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
• выставка творческих работ детей;
• разработаны рекомендации для родителей
Заключение
В ходе проекта мы обобщили и систематизировали представление детей о характерных признаках зимы. Научились находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширили представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывали бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Уточнили признаки зимы. Упражнялись в составлении предложений, рассказов, описания картин. Активизировали словарь по данной теме. Развивали внимание, прививали любовь к художественному слову, обучали вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовали формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывали доброжелательное отношение друг к другу. Развивали эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепляли навыки работы с кистью, бумагой, развивали мелкую моторику.
Литература:
1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», часть, Санк-Петербург,2004г.
2.С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
3.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
4. Г.Я, Снегирев «Про птиц и зверей.»
5. Н.Л. Соколов «Любите и охраняйте птиц»
6.Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Международный образовательный портал MAAM.RU
Загрузка...