Проект «Будь здоров». (ОО. «Социально –коммуникативное развитие».) (Средняя группа)
МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
Порткина С. А.
В современном образовании метод проектов является наиболее эффективным способом полностью раскрыть ту или иную тему, донести информацию до воспитанников, и получить предполагаемые результаты.
Слушая рассказы детей о впечатлениях и наблюдениях, которые они получают от бесед с родителями и от просмотра телевизора, выяснилось, что дети часто интересуются вопросом: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым и не болеть?». У ребят появляется много вопросов о правильном питании и витаминах, ответы на которые мы вместе ищем в научной и художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся с правилами здорового образа жизни, правильном и полезном питании; получат научно-достоверные знания о пользе витаминов; обогатиться их речь, пополнится словарный запас.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Будь здоров»
Продолжительность проекта: 1 неделя
Тип проекта: информационно- творческий
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема: дети мало знают о здоровом образе жизни.
Цель проекта: Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОО таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Изучить с детьми здоровые принципы питания, пользу витаминов.
Задачи проекта:
Для детей:
Физическая культура:
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Социализация:
Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми в ходе коллективных мероприятий.
Безопасность:
Получить знания о безопасном поведении во время проведения подвижных игр на прогулке и в группе.
Познание:
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
5. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростные, координационные и др.);
7. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
8. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.
9. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
10. Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.
Коммуникация:
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Художественное творчество:
Закреплять навыки работы с пластилином и красками.
Художественная литература:
Обучать навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
Для педагогов:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
3. Воспитывать положительные черты характера;
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
8. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
9. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участию в проекте.
Для родителей:
1. Создание физкультурного уголка в группе.
2. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.
3. Принять участие в реализации проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурное мероприятие.
Название итогового мероприятия проекта: Физкультурное мероприятие: «Движение с радостью».
Продукты проекта:
-для детей: пластилин графия на тему «Репка»; Рисунки «Мой веселый звонкий мяч», физкультурный уголок в группе, нестандартное физкультурное оборудование.
-для педагогов: картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, малоподвижных игр, выставка детских работ.
-для родителей: Консультация для родителей на тему «Закаливающие процедуры как профилактика простудных заболеваний».
Ожидаемые результаты:
-для детей:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня физической готовности;
3. Сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
-для педагогов:
Создать необходимые условия для организации деятельности ДОО по обучению детей дошкольного возраста здоровому образу жизни:
-Игрушки и игровое оборудование;
-Наглядно-дидактические пособия;
-Картотека дидактических игр;
-Картотека подвижных игр;
-Физкультурный уголок в группе.
-для родителей:
Активное включение родителей в педагогический процесс ДОО, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап — Подготовительный:
1. Взаимодействие с детьми и их родителями.
2. Выбор темы проекта.
3. Постановка целей, задач.
4. Определение методов.
5. Подбор художественной литературы.
6. Подбор пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
7. Библиотека: Сказки, стихи, потешки для развития мелкой моторики. Загадки.
2 этап — основной:
Работа с детьми:
I этап – Эмблема. Гигиена;
II этап – Овощи и фрукты («Приключения в стране витаминов»);
III этап – Закаливание. Первая помощь;
IV этап – «Веселые старты»;
Работа с родителями: консультации, памятки, беседы.
3 этап — Завершающий:
1. Создание выставки детских работ.
2. Создание физкультурного уголка в группе.
3. Презентация проекта.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «Будь здоров»
Игровая:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Дидактическая игра: «Шар по кругу», «Приготовим суп», «С какого дерева упало», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», «Съедобное – несъедобное», «Что где растет?».
Сюжетно ролевая игра: «Овощной магазин», «У врача».
Двигательная:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Кот и мыши», «Найди свой цвет», «Поезд», «Два мороза», «Бездомный заяц».
Малоподвижные игры: «На водопой», «Снегири».
Пальчиковые игры по теме: «Умывалочка», «Овощи», «Фрукты», «Зубная щетка», «Зарядка».
Познавательное развитие:
1. Беседа: «Мой режим дня»
2. Беседа: «Витамины укрепляют организм»
3. Беседа: «В здоровом теле здоровый дух».
4. Беседа: «Подружись с зубной щеткой».
5. Беседа: «Откуда берется здоровье?».
Чтение художественной литературы:
Рассматривание иллюстраций к сказкам: К. Чуковский: «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Мойдодыр».
Чтение: К. Чуковский: «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Мойдодыр»,
Альберт Иванов «Как Хома зимой купался», Виктор Голявкин «Про Вовкину физкультуру», В. Н. Бондаренко «Где здоровье медвежье?».
Рассказывание: Виктор Голявкин «Про Вовкину физкультуру», В. Н. Бондаренко «Где здоровье медвежье?».
Чтение стихов и загадок: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата», «Зарядка», «Умываемся».
Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: Комплекс № 9.
Художественно-эстетическое развитие:
1. ООД Лепка «Репка»
2.ООД Рисование «Мой веселый звонкий мяч»
3. Конструирование «Гараж для машины, которая возит фрукты»
4. Раскрашивание раскраски «Фрукты и овощи»
Содержание проектной деятельности:
Понедельник: Постановка проблемы. Выдвижение гипотез – путей решения. Планирование деятельности, выбор форм продукта.
В первую половину дня:
1. Пальчиковая гимнастика: «Умывалочка»
2. ОО по ХЭ: «Мой веселый звонкий мяч»
3. П/и «Найди свой цвет»
4. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр»
Во вторую половину дня:
1. Беседа «Мой режим дня»
2. Дидактическая игра: «Шар по кругу»
3. Малоподвижная игра «На водопой»
4. Чтение художественной литературы: Альберт Иванов «Как Хома зимой купался».
Вторник: «Приключения в стране витаминов»
В первую половину дня:
1. Беседа «Витамины укрепляют организм».
2. Пальчиковая гимнастика: «Овощи»
4. п/и «Овощи и фрукты»
5. Д/и «С какого дерева упало?»
6. Пересказ: Альберт Иванов «Как Хома зимой купался».
Во вторую половину дня:
1. Д/и «Приготовим суп»
2. Малоподвижная игра «Снегири»
3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
4. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».
Среда: Закаливание. Первая помощь.
В первую половину дня:
1. Беседа «В здоровом теле здоровый дух»
2. Пальчиковая гимнастика: «Зарядка»
2. Викторина: «Ситуации». (Тема: Закаливание. Первая помощь.)
3. П/и «Кот и мыши»
4. Чтение художественной литературы: Виктор Голявкин «Про Вовкину физкультуру».
Во вторую половину дня:
1. Сюжетно-ролевая игра: «У врача».
2. Дидактическая игра «Узнай на вкус».
3. Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит».
Четверг: Веселые старты.
В первую половину дня:
1. Беседа «Подружись с зубной щеткой».
2. Пальчиковая гимнастика: «Зубная щетка»
3. Дидактическая игра «Съедобное не съедобное»
4. П/и «Поезд»
5. Пересказ: Виктор Голявкин «Про Вовкину физкультуру».
Во вторую половину дня:
1. Физкультурное мероприятие «Веселые старты»
2. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
3. Предложить детям раскраски по теме: «Фрукты и овощи»
4. Чтение стихов: Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата», «Зарядка», «Умываемся».
Пятница: Закаливающие процедуры как профилактика простудных заболеваний.
В первую половину дня:
1. ОО ХЭ (лепка) «Репка».
2. Беседа: «Откуда берется здоровье?»
3. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»
4. Дидактическая игра «Что где растет?»
5. П/и «Два мороза»
Во вторую половину дня:
1. Конструирование: «Гараж для машины, которая возит фрукты»
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
3. П/и «Бездомный заяц»
4. Предложить детям раскраски по теме: «Фрукты и овощи»
5. Чтение стихов: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…», С. Капутикян «Хлюп-хлюп».
Работа с родителями:
• Создание физкультурного уголка в группе.
Консультация для родителей на тему «Закаливающие процедуры как профилактика простудных заболеваний».
3. Итоговый этап.
• Создание выставки детских работ.
• Презентация проекта.
ВЫВОДЫ:
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и знания о здоровом образе жизни, необходимости соблюдать режим дня, правильно питаться, соблюдать гигиену, заниматься физкультурой, вести активный образ жизни. Дети проявили заинтересованность данной темой.
В результате проведенной работы с родителями повысился процент заинтересованности данной темой, в следствии чего они стали активными участниками проекта.
Литература:
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
3. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?» Картотека тематических пальчиковых игр. Издательство «Учитель» 2012 г.
4. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Издательство: «Детство-Пресс» 2016 г.