Консультация – практикум для родителей «Эмоциональная поддержка ребенка в роли будущего школьника»

Цели:

обсудить мнение родителей о роли семьи в период ожидания школы.

помочь осознать родителям о важности их вклада в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.

На первой встрече мы разобрали понятие «психологическая готовность», познакомились с основными компонентами готовности к обучению в школе. Сегодня подробнее остановимся на «новой социальной роли школьника», и в вашем вкладе (вкладе семьи) в личностно-мотивационной готовности подготовленности ребенка к школьной жизни.

Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника».

Вам необходимо выбрать одного из персонажей, который ассоциируется с вашим ребенком (Чиполлино, Буратино, кукла, Карлсон, разные домашние животные).Выделите черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. Поставьте своего выбранного героя на одну из 3 дорожек ведущих к школе.

черная — сильное беспокойство

красная – нет беспокойства

синяя – умеренное состояние

вопрос: от чего или от кого на ваш взгляд зависит нормальное самочувствие в семье накануне школы?

Проведениеанкетирования «Готовы ли вы быть родителем школьника».

Упражнение «Закончи предложение».

Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо учиться в школе» означает…» поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.

Теоретическая часть.

«Социальная позиция» (позиция школьника) выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к образу и роли учителя.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, интеллектуальных способностей будет трудно в школе. Это выражается в том, что делают задание небрежно, наспех, им трудно достигнуть результата, они пасут перед трудностями.

Зачастую бывает так, что неправильная подготовка нарушает формирование этой позиции. Начиная интенсивно обучать, нагружать ребенка, мы забываем о том, что игра – это ведущий вид деятельности, именно в внутри игровой деятельности, складывается учебная деятельность.

Необходимо «учиться играя», тогда ребенок в учению относится как к игре с определенными правилами. Выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементами учебной деятельности.

«Внутренняя позиция школьника» — сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, что позволяет ребенку включиться в учебный процесс и выражается в формировании и исполнении намерений и целей или другими словами «произвольном поведении ученика».

Как правило, одна из причин несформированности этой позиции – результат ошибок воспитания.

Такие дети имеют проблемы в адаптации ребенка к школе, часто психологи, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая выражается в школьных страхах, неврозах у ребенка, школьной тревожности. Симптомами школьной тревожности являются волнение, беспокойство, ожидание плохого отношения к себе, отрицательных оценок других. Школьная тревожность возникает в результате ошибок неправильного воспитания: гиперопека, повышенная требовательность и формирует неадекватную самооценку, неумение самоутвердиться, строить отношения в социуме, в обществе.

К школьной тревожности могут привести на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения (родителям предлагаются карточки с фразами).

Задание: «поразмышляйте над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания.

1.

Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.
Ты, наверное, будешь двоечником?
Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!
2..
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!Родителям кажется, что их самовыражение зависит от оценок ребенок. Иными словами, взрослый, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка. («Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживание», возникает двойная нагрузка «веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо»). Часто такой психологический груз приводит ребенка к неврозу.
3.
Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойноНе искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
4.
Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Любое обращение к ребенку, не дающее подпитки его самоценности, чувству собственной значимости, можно считать неудачным.

Упражнение «Найди нужное».

Родителям предлагаются карточки с фразами. Одна из них в категоричной негативной форме, другая- высказывание позитивного характера. Постарайтесь определить и оценить педагогический эффект каждого.

Суждения и высказывания должны носить:

безоценочное обращение

демонстрировать поддержку

«Я ...» — выражать чувства взрослого по поводу поведения ребенка

«Ты …» — говорящие, ребенку о том, что взрослый понял в его поведении, чувствах, желаниях.

Упражнение «Ответь ребенку, демонстрируя ему поддержку».

«А вдруг я получу двойку?»

«А вдруг все будут смеяться надо мной, ведь я еще плохо читаю и не все буквы умею писать.

495
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!