Дискуссия на внеурочных занятиях физики- как активная форма обучения

Учителя физики

Предлагаем Вашему вниманию рассмотреть дискуссию на внеурочном занятии физики, которая раскрывает одну из активных технологий внеурочной деятельности в условиях новых требований ФГОС.

Сегодня такие методы работы: как беседа, рассказ, лекция и семинар не решают больше проблемы мотивации деятельности, в них нет аспекта вхождения ученика в сферу социальных отношений. В целом, все традиционные методы и приемы работы с детьми, которые мы использовали раньше, просто направлены на передачу определенной суммы знаний и формирование навыков практической деятельности. Задача учащегося, получается, была — это выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Сегодня внеурочная деятельность согласно требованиям ФГОС – это важная часть основного образования и она способствует расширению образовательного пространства, создаѐт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Поэтому мы предлагаем вам рассмотреть на примере одной из активных форм обучения конкретную ситуацию. Когда развивается у обучающихся самостоятельное мышление, способности решать нестандартные задачи. Главный акцент ставится на личный опыт. Ведь следует отметить, что самое главное в жизни — это собственный опыт. Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Мы хотели бы разобрать сегодня активную форму обучения и воспитания учащихся — дискуссию.

Термин «дискуссия» обозначает – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Признаки дискуссии:

-работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;

-соответствующая организация места и времени работы;

процесс общения протекает как взаимодействие участников;

-взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

-направленность на достижение учебных целей.

Дискуссия развивает коммуникативную компетентность участников: умение доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.

На примере одного проекта, рассмотрим основные аспекты воспитательного преимущества перед обычной беседой или рассказом учителя.

Итак, дискуссия. Она подразумевает три основных этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.

На подготовительном этапе нашего воспитательного мероприятия учитель определяет тему, место и категорию участников.

Тема наша определена так: «Андрей Дмитриевич Сахаров– выдающаяся личность XX века». В свете последних мировых потрясений с военными конфликтами, последствиями научных разработок в области вирусологии и природными катаклизмами, вызванными деятельностью человека. Разговор с учащимися об этом ученом как нельзя, кстати, так как Андрей Дмитриевич как деятель, правозащитник и ученый всю свою жизнь работал с решением этих проблем.

Далее учитель определяет категорию слушателей — это учащиеся 9-11 классов. Так как яркий образ такого ученого может определить вектор дальнейшего развития ученика старших классов. Может ответить на актуальные вопросы молодого человека «Куда двигаться?, «На что ориентироваться?» и «Каким я хочу стать?».

Во время подготовительного этапа учитель предлагает учащимся самостоятельно разбиться на 4 группы.

1группа «А. Д. Сахаров-ученый»;

2 группа «А. Д. Сахаров-политик»;

3 группа «А. Д. Сахаров-человек».

В каждой группе должно быть по регламенту по три учащихся с самостоятельным распределением ролей: это «спикер» (выступающий от группы), it- логист (осуществляющий навигацию по Интернету), аналитик (собирающий всю информацию). Остальные учащиеся самостоятельно определяются в группу «Оппоненты». Длится наш подготовительный этап от 7 до 10 дней. За это срок идет формирование групп и ознакомление с материалами дискуссии. Предлагается как домашнее задание-просмотр фильма:

АНДРЕЙ САХАРОВ: ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА (документальный фильм)

https://www.youtube.com/watch?v=ed7YsXNrE1Y

Кроме этого на общем форуме предварительного обсуждения материалов выставляется Сахаровский сборник, который необходимо прочитать каждому молодому человеку:

https://www.litmir.me/br/?b=246857&p=58

Таким образом, в течении, почти недели, осуществляется моральная, эмоциональная, психологическая подготовленность учащихся к дискуссии.

Далее начинается основной этап ведения дискуссии, который включает в себя :

1.Постановка проблемы, здесь звучит, выведенный на главный экран проблемный вопрос. «А. Д. Сахаров– ученый, политик или человек?». В последующем формулировка этой проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения. Интересное в том, что на подготовительном этапе при делении на группы сам этот проблемный вопрос уже напрашивался как бы сам собой.

Далее на интерактивной доске высвечиваются проблемные вопросы для 3-х групп, на которые каждая группа должна представить ответы с учетом своей направленности. Причем логист помогает найти аналитику нужный материал на рекомендуемых сайтах, спикер готовит выступление с ответами на вопросы и работает с аналитиком и логистом.

Учитель заранее разрабатывает вопросы, которые не предусматривают односложного ответа, а требуют настоящего «мозгового штурма» от ученика. Причем в вопросах обязательно должна присутствовать предметность и мета предметность. Главное же в предполагаемом ответе должен незримо быть заложен вывод на самый главный проблемный вопрос. (15 слайд) Мы предлагаем вам примерные эти 4 вопроса для групп:

«Временная лента»

«Когда появился А. Д. Сахаров — ученый, политик, человек

«Личность»

«Какой багаж оставил нам потомкам А. Д. Сахаров — ученый, политик, человек

«Слово»

«Самое яркое высказывание А. Д. Сахарова — ученого, политика, человека

«Дорога»

«Какой была дорога А. Д. Сахарова — ученого, политика, человека

«История»

«История из жизни А. Д. Сахарова — ученого, политика, человека

«Ты»

«Что думаешь ты о А. Д. Сахарове — ученом, политике, человеке

Пока группы пытаются подготовить ответы на все эти вопросы-остальные участники дискуссии, а именно группа «оппоненты» просматривают документальный фильм «Горький. Сахаров»

(по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=KHmoEUPgx8s)

В данном фильме не звучит однозначный ответ на проблемный вопрос, а лишь приводятся факты из жизни ученого.

Через 30 минут мозгового штурма и просмотра фильма, начинается непосредственно дискуссия. Ребята слушают выступления спикеров от каждой группы. Здесь очень важно со стороны учителя не прерывать, не наставлять и не критиковать. Ребята-оппоненты могут задавать вопросы спикеру по его выступлению. По окончании выступлений наступает кульминационный этап дискуссии. Предлагаем вам с помощью программы Kahoot провести он- лайн голосование среди всех детей, как это делается на современных ток –шоу на главный волнующий вопрос.

После этого предложить ребятам прокомментировать результаты голосования. Пояснить суть вопроса и разумеющегося ответа на вопрос «А. Д.Сахаров — уникальный человек, который шел нелегкой дорогой правды. Он – ученый, политик или человек». Настолько здесь будет многое зависеть от умения учителя подвести учащихся к выводу и глубокому пониманию многогранности этого человека, что может это и станет их самопознанием.

Подчеркнем напоследок достоинства новой активной формы-дискуссии

1. Привлекают к активному участию всех присутствующих.

2. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

3. Побуждают к самоанализу.

4. Возможность использования дополнительных материалов.

5. Воспитывается терпимость, умение слышать других.

6. Позволяют углубить знания по предмету.

7. Позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.

В завершение хочу сказать: не нам ли физикам надо говорить об этом человеке — «глыбе» нашей современности.

Вот о ком нужно сегодня смело говорить с детьми!

Спасибо!

487
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!