"Особенности развития и социализации детей раннего дошкольного возраста"

На сегодня проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и образования РК является создание условий для развития детей раннего дошкольного возраста, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума.

Воспитатель в ДОУ является главным модератором, который актуализирует тенденцию к личностному росту ребенка, ставит его в ситуацию активного деятеля, создает условия для развития его самостоятельности. Ребенок уже с раннего возраста способен усваивать то, что он хочет из позиции «я могу, я хочу».
В связи с этим я планирую следующие задачи:

— уметь анализировать желания ребенка, формировать и стимулировать его действия, интересы, желания;

— формировать представления о социальном мире и о себе в нем;
— воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения ребенка к окружающей действительности;
— формировать активную позицию ребенка во взаимодействии с миром, его личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость;

— создавать атмосферу комфортности и эмоциональной сферы для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;

‒ воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости;

‒ развивать коммуникативную компетентность ребенка;

— развивать способность слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;

‒ развивать социальные навыки детей;

‒ обогащать предметно-пространственную среду постоянно, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

Мы знаем, что в раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослыми и сверстниками должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами — ведущей деятельностью.

Главными условиями формирования успешной социализации детей в дошкольной организации является игровая деятельность.

В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов. Формирование игровых умений детей необходимо начинать с самого раннего возраста.

Работая с детьми группы раннего возраста, я буду учитывать следующие правила:

Правило первое: не предлагать малышам для постоянного пользования игрушки, с которыми проводите игры, чтобы у них не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее убираем из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Всегда надо стремиться, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого заменяем игру на новую и внимание ребенка снова оживает.

Буду брать за основу следующие игры в адаптационный период с детьми раннего возраста 2-3 лет:

«Хоровод», «Нежно гладим мы зверят», «Заиньки», «Игра с собачкой», «Игра с кистями рук» (имитация разных движении с использованием звука) и др.

В связи с психофизиологическими возрастными особенностями детей раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику рук.

Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

С учетом этих позиций, работая в группе раннего возраста по развитию мелкой моторики рук необходимо уделять большое внимание на следующее:

-необходимо всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, погладить, бросить, намочить, порвать, покрасить, даже попробовать на вкус, тем самым изучить свойства окружающих предметов и объектов;

-организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, необходимо активизировать у детей сенсорные основы познания, обучать малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения;

— уделять внимание развитию мотивационной сферы детей, как любознательность, творчество, желание познавать;

-активно использовать разнообразные игровые тренажеры для пальцев и кистей рук.

Планирую использовать игровые тренажеры:

Любимые игры многих малышей;

— «Тактильные дощечки и мячики» с различным наполнением, лабиринты

-«Логика»;

— пазлы «Сложи картинку», игры «Разноцветные прищепки». К самостоятельным действиям побуждают малышей развивающие пособия, типа «Леп-бук», «Кукла — тренажер «Одеваюсь сама»», «Тантамарески и пальчиковые дорожки», «Настенные тренажеры», «Бизи-Борд» и пр., а также «Книга-развивай-ка» и прочие.

Все пособия должны быть доступны детям, ребёнок должен иметь возможность использовать пособие по внутреннему побуждению самостоятельно, а также педагог будет применять пособие в организованной образовательной деятельности в индивидуальной и подгрупповой форме.

Все виды деятельности детей должны прослеживаться в течение всего дня пребывания его в детском саду: двигательная активность и игра, познавательно-исследовательская деятельность и игра, самообслуживание и игра, эмоциональное общение и игра и пр.

Используя игровые приемы и средства в образовательном процессе нужно следовать принципу доброжелательности, эмоциональной поддержки и радостной обстановки, положительной атмосферы сотрудничества с взрослым и сверстниками, поощрением любых выдумок и фантазий ребенка. Только в таком случае будет обеспечена социализация и развитие раннего возраста.

202
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!