ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Исследованием речевого развития детей с умственной отсталостью занимались многие изыскатели и специалисты В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Э. Сеген, А. И. Грибоедова, Г. А. Кашн, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и другие.
В специальной отечественной литературе представлены данные, доказывающие то, что дети с интеллектуальной недостаточностью, не имея слуховых повреждений, отклонений строения речевого аппарата, приобретают речь заметно позже, чем их сверстники с нормой в развитии. Это связано с когнитивной функцией речи, тесной связью процессов речевого развития и познавательной деятельностью ребенка.
Э. Сеген, описывая особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, отмечал, что «он только развивается медленнее, нежели нормальные дети его возраста, а эта медленность вызывает то, что расстояние между отстающим ребенком и нормальным с течением времени все более и более возрастает; в конце концов, между ними складывается непроходимая пропасть» [1, с. 7].
Специалисты отмечают, что появление первых слов у детей с нарушением интеллектуального развития приходиться не на первый и начало второго года, как должно быть, а на конец второго, третьего года жизни.
По исследованиям А. И. Грибоедова, у 71 % детей с интеллектуальной недостаточностью происходит отставание в речевом развитии. У 40 % детей первые слова, согласно данным Е. Н. Правдиной-Винарской (1957), появляются к концу третьего года жизни.
А. А. Катаева и Е. А. Стребелева также отмечают отставание в речевом развитии у детей с нарушением интеллекта. Отставание «начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу к дошкольному возрасту у них нет готовности к устной речи». Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему миру, развитие эмоционально-волевой сферы, имеет место отставание фонематического развития и произносительных навыков.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными признаками недоразвития речи детей с интеллектуальной недостаточностью является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей всех анализаторов». В результате медленного развития дифференцированных условиях связей в зоне речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не может различать звуки речи, не дифференцировать слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно понимает чужую речь.
По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых детей страдают все стороны речи: фонетическая, грамматическая и лексическая.
В. Г. Петрова полагает, что детям с умственной отсталостью присуще фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточном слуховом различении близких по звучанию звуков и затрудненности фонематического анализа и синтеза слов.
Г. А. Каше так же считала, что признаком фонематического недоразвития детей является незавершенность становления и различения фонем, отличающихся артикуляционными или акустическими свойствами: свистящих и шипящих звуках, [р] и [л], реже – твердых и мягких, звонких и глухих, взрывных и фрикативных [2, с. 5].
Наблюдаются сложности звукобуквенного анализа и синтеза, понимания и усваивания речи. В конечном итоге отмечаются различные виды нарушения письма, чтения, сокращается желание детей в общении.
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности во всех формах фонематического анализа, как при выделении фонем на фоне слова, выделении первого звука, так и при установлении последовательности их в слове, их количества и места.
Дети плохо различают акустически схожие фонемы. Так, отбирая изображения, в названии которых есть звук [ш], дети откладывают также и изображения, в названии которых этот звук отсутствует или схожий по фонации [с]. Ошибки схожие этим можно заметить и тогда, когда в произношении эти звуки не путаются [3, с. 105].
Недоразвитие фонематического восприятия оказывает негативное влияние на выполнение заданий по фонематическому разбору слова. Умственно отсталые дети не в состоянии выполнять задания по выделению звука на фоне слова, так как не всегда проводят параллель отдельно названного звука со звуком в речевом потоке.
Выделение первого и последнего звука из слова, когда звук не называется, является еще более непростой задачей. При этом определение последнего согласного звука детьми осуществляется с большей трудностью, чем определение изначального согласного, а выделение начального согласного звука вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного. Преимущественно простым заданием является нахождение начального гласного из слова или ряда гласных звуков [4, с. 135].
Определение последовательности, количества и места звука в слове, считается самой сложной формой фонематического разбора. Поэтому развитие умения вычислять количество, последовательность, место звуков в слове у детей с умственной отсталостью осуществляется очень медленно и с трудом.
В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети не улавливают на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не увеличивается теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. И по той же причине не формируется грамматическая сторона речи.
Нарушение фонематического восприятия сказывается на дальнейшее отрицательное развития навыков письма и чтения, влечет к стойким специфическим ошибкам при чтении и письме, и, следовательно, к неуспеваемости в школе, ряду поведенческих и психологических проблем.
- Список литературы
1. Буслаева Е. Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 17-23.
2. Развитие фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекоменд. для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей // Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. – Новокуйбышевск, 2008. – 88 с.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Национальный книжный центр. – 2008. – 144 с.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителей-логопедов. – М.: ВЛАДОС. – 2001. – 224 с.