ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МАДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Один из основных методов обучение – наглядность. Данное правило было установлено Я. А. Коменским, известным педагогом, которым также определено и «золотое правило дидактики». К тому же, именно он с психологической точки зрения устанавливал, почему именно наглядность является главным методом в обучении [4, с. 76]. К. Д. Ушинский утверждал, что наглядность должна быть в единстве с речевой способностью. Педагог считал, что наглядность не должна присутствовать как отдельный предмет на протяжении всего обучения, а именно, когда дети уже научились читать, важно совмещать его с объяснительным чтением. «Если не может говорить свободно, то ему надо начать показывать картинки, и тогда он начнет говорить непринужденно». К. Д, Ушинский также говорил, что при помощи наглядного метода очень легко развиваются очень важные умственные процессы, а также с его помощью можно легко запоминать изучаемый материал, именно поэтому он считается главным методом [7, с. 117].
Л. С. Выготский считал, что умственно отсталый ребенок зачатую может производить какие-либо действия только в том случае, если имеется перед глазами тот или иной материал, наглядная ситуация, которая смогла бы подтолкнуть его к действию или действиям [1, с. 68].
Данный метод достаточно широко изучался и рассматривался в качестве основного у Марии Монтессори. Проводя занятия с такой категорией детей, она сделала заключение, что важный этап в обучении – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, так как это помогло бы им развивать практическую деятельность, поскольку самостоятельным образом рассматривали тот или иной объект. В школах Марии Монтессори большое внимание уделялось развитию такого ощущения как осязание, поскольку она считала, что именно осязание – это основное чувство человека, «фундамент чувств» [5, с. 92].
Моделирование высказывания очень часто выделялось Л. С. Выготским, утверждавшим, что каждая часть высказывания должна быть последовательной, и каждый элемент должен сменяться следующей частью вовремя. [1, с. 281].
Связная речь, по мнению большинства психологов, а также логопедов, может развиваться благодаря использованию простых схематических моделей.
Умственно отсталый ребенок должен постоянно повторять материал, который уже был пройден, так как их внимание не стабильно и на основании этого оно рассеивается, многократно снижается концентрация. Таким образом, уже изученную информацию приходится повторять заново с использованием разных способов. Образовательный процесс таких детей должен быть, в первую очередь, разнообразным, и только после этого у них будет проявляться к ней интерес. Ребенок должен быть увлечен материалом, который должен преподноситься с уникальностью, которая будет создавать эмоциональный фон ребенка, и задавать дальнейшую основу для обучения. Наглядное моделирование – уникальный метод, задающий процессу обучения эффективность и привлекательность.
Под моделированием необходимо понимать свойства того или иного изучаемого объекта, которые непосредственно воспроизводятся, а также производится работа с заместителем объекта.
Именно благодаря моделированию абстрактные понятия теперь можно представлять при помощи зрительных функций, и, таким образом, работать с данными понятиями, поскольку умственно отсталый ребенок будет решать задачу по большей части благодаря внешним средствам. Как уже говорилось ранее, вербальный материал усваивается значительно хуже, нежели наглядный.
Не только обычный ребенок, но и также умственно отсталые дети очень часто будут встречать на своем пути различные модели и схемы. Такими, например, могут быть плакаты в транспорте, вывески в супермаркетах и пр. Такие объекты очень нравятся ребенку, и он их быстро запоминает, а что самое главное – понимает значение данных знаков.
Современный этап моделирования в научной литературе в области педагогики определяется как применение различных наглядных моделей (О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер). Как утверждают в последнее время ученые, наглядные модели больше всего подходят для обучения детей с умственной отсталостью. Ребенок, который обучается при использовании метода наглядного моделирования, может легко производить замещение и, следовательно, представлять, о чем ведут диалог взрослые и т.д. Основные преимущества такого моделирования, прежде всего, заключаются в следующем:
— умственно отсталый ребенок быстро утомляется при обычной схеме обучения и теряет интерес к таковому. Метод моделирования значительно повышает интерес детей к обучению, и, на основании этого внимание возрастает;
— материал легче усваивается, если используются различные аналогии. Таким образом, можно использовать старое правило: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
— получаемые знания многократно систематизируются при использовании моделирования.
Основная мысль метода такова, что мышление умственно отсталого ребенка не обходимо развивать с использованием в обучении модели, схемы. Такие формы обучения легко могут показывать те или иные свойства изучаемого предмета, которые могут быть скрытыми.
Наглядное моделирование включает в себя следующие составляющие:
– мнемотаблицы;
– пиктограммы;
– предметы заместители.
Один из видов моделирования – это замещение. Данный вид моделирования предполагает замещение каких-либо объектов реально-условными: овалы, квадраты, которые могут быть разными в цветовой гамме, а также различными по величине.
Под пиктограммами необходимо понимать изображения, которые будут заменять слова. В основном, такой вид применяется либо при работе с детьми, у которых имеется расстройство аутистического спектра, либо при работе с неговорящими детьми. В данном случае используется система PECS. К тому же, применение пиктограмм находит себя при работе с детьми, чья умственная отсталость считается умеренной. Для развития ребенка были разработаны специальные рабочие тетради, серия которых называется «Я говорю». Задания в тетради основываются на принципе пиктограммы, письменного знака. Данные тетради разрабатывались Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, а также Л. В. Лопатиной.
Мнемотехника – система, благодаря которой можно развивать память при помощи ассоциаций. Данные приемы могут значительным образом облегчать запоминание. Мнемотехнику необходимо использовать при проведении занятий с умственно отсталыми детьми, поскольку, как уже упоминалось выше, у них внешние средства играют большую роль при выполнении мыслительных заданий. Зрительная информация достаточно легко перерабатывается и в дальнейшем воспроизводится, в чем и есть главное преимущество мнемотаблиц.
Т. А. Ткаченко наряду с другими авторами, которые разрабатывали специальные пособия по наглядному моделированию, составляла схемы, предназначавшиеся для формирования рассказов, и также создала определенные модели, помогавшие составлять данный рассказ [6, с. 3].
Т. А. Ткаченко выяснила, что подобный метод будет значительно облегчать процесс развития связной речи. Части предложенной схемы выделяют главные признаки объекта: материал, действия, форма и т.д.
В. К. Воробьева — это еще один автор, которая занималась составлением эффективной методики для развития связной речи. Ее основное пособие включает, прежде всего, авторскую диагностику, а также предлагаются различные тесты, помогающие настоящее состояние монологической речи.
Первый этап в рассматриваемой методике – использование различных геометрических фигур, по форме и цвету замещающие изучаемый объект. Так, например, ель можно заменить геометрической фигурой – зеленым треугольником. А дальше, ребенок должен выбрать заместитель, но при это ориентиром должны выступать только качественные характеристики.
И. Н. Садовникова и Л. Н. Ефименкова выделяют, что: «элементом плана рассказа может быть не только изображение каких-либо объектов, которое непосредственно присутствует на картине, но и также другие, косвенные элементы» [2, с. 80].
Ю. Ф. Гаркуша предлагала использовать при составлении рассказа не только различные геометрические фигуры, но и также силуэты. Она утверждала, что: «рассказ ребенка должен быть последовательным, и для этого предназначена наглядная модель».
Анализируя специальную литературу про рассматриваемой теме, можно выделить виды высказываний, которые будут являться не только простыми, но и также сложными для детей. Мнение ученых таково, что самое простое это пересказ, поскольку в данном случае у ребенка имеется уже готовая основа и на основании этого важно выделить только основную или основные части, связать их и далее составлять рассказ.
Ребенок, при составлении рассказа по сюжетной картине должен уметь выделять не только основные лица, которые задействованы в сюжете, но и также главные объекты, отмечать особенности фона и обосновывать те или иные взаимосвязи между героями, или произошедшей ситуацией и т.д.
Большую сложность для детей могут представлять рассказы, составляемые на основе описания по пейзажной картине, поскольку на них не имеются живые объекты.
Фрагментарное рассказывание – это метод, который может значительным образом упростить процесс формирования рассказа. Для начала, ребенок может составить по отдельности маленькие рассказы о персонажах или о других элементах, а далее – соединять каждую часть по отдельности. Такой метод можно реализовать при помощи листочка, которым закрываются части картины по очереди, и постепенно поднимая листочек ребенок будет описывать картину дальше.
При составлении описательных рассказов также применяются схемы Ткаченко Т. А., потому что благодаря им можно описывать не только отдельные элементы, но и также выделять их признаки, свойства.
На основании проанализированной литературы и всего вышесказанного мы можем сделать такие выводы:
Связная речь – это сложная форма речевой деятельности. У умственно отсталого ребенка связная речь может формироваться продолжительное время и достаточно затруднительным образом. Следовательно, при поступлении в школу она может представлять из себя предложения, никак не связанные между собой, что бывает часто.
У ребенка с умственной отсталостью в большинстве случаев не имеется мотивации развивать связную речь, так как нет понимания того, что собеседник должен четко осознавать, что он доносит. Учитель должен предпринимать меры по внесению в учебный процесс новых методов по закреплению изученных навыков, а также для увеличения внимания ребенка.
Речевая система умственно отсталых детей нарушена полностью, а именно, грамматическое оформление, фонетика, звукопроизношение и т.д.
Для того, чтобы развить связную речь у умственно отсталых детей, применяются различные методы. Мы считаем, что метод наглядного моделирования самый основной и более эффективный в данном плане, для построения высказывания. Такое метод может использоваться в пересказе, описательных рассказах, рассказах по картине и т.д.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 — ти т. — Т.5.: Основы дефектологии./ Под ред. Т.А.Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — С.368.
2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. — М.: Просвещение, 1970.
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М.: Секачев В.Ю… ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — Т.1. — М.: АПН СССР / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 1982.
5. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. — М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – с. 148.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание. – М., 1991. – № 10. – С. 5–9.
7. УшинскийК. Д. О наглядном обучении. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1945