конспект нод интегрированного занятия для подготовительной группы "О чем рассказала весна"
О чем рассказала весна
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие".
Цели:
1. Развитие познавательных способностей
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
3. Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Программное содержание:
1.Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
2.Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, устанавливая последовательность событий. Составлять предложения по заданным схемам, определять количества слов в предложении.
3.Сравнивать явления природы по признакам различия и сходства, узнавать реальные признаки весны в их поэтическом выражении.
4.Закреплять понятия: звук, слово, предложение; умения отвечать на вопросы полными предложениями, точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова, придумывать слова со звуком «л», «в», «с», «м».
5.Учить согласованию в речи существительных с прилагательными
6.Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, зрительное внимание, речь, развивать мелкую моторику рук.
7.Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Оборудования: Мольберт, картина М.Г. Пишванова «Весна», дидактические игры и картинки с изображением птиц, деревьев; детали из картона для цветов на каждого ребенка, схемы предложений, слоговая таблица, буквы, мяч, деревья из бумаги, бабочка, магнитофон.
Предварительная работа: Беседа о признаках весны. Чтение и заучивание стихов и рассказов о весне. Рисование весенней природы, рассматривание иллюстраций и картин на тему «Весна», «Прилет птиц», «Звери весной».
Индивидуальная работа: Следить за правильным построением предложений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поэтому давайте поздороваемся со всеми и постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. (Слушание музыки)
-Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная)
-А какое время года она вам напоминает? (весна)
-Вы правы, это звучала музыка П.И.Чайковского «Подснежник»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о весне.
-Сколько слогов в слове «весна»?
-Сколько букв в алфавите? (тридцать три)
-Что из букв можно составить? (слова)
-Что можно составить из слов? (предложения)
-Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем, а звуки произносим)
— Чем гласные звуки отличаются от согласных? (согласные при произношении встречают преграду: зубы, язык; гласные- нет)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
Воспитатель: в народе март зовут «капельником». Как вы думаете почему? (в это время начинает тает снег, появляются первые проталины, с крыш капает «весенняя капель»)
Воспитатель: в старину месяц апрель называли «снегогон». Почему? (именно в апреле быстро «начинал» сходить снег, появляются первые подснежники и травка)
Воспитатель: Месяц май в народе называли «травень». Как вы думаете почему? (весна уже полностью хозяйничает по земле. Льды и снега остались в прошлом. Земля покрывается травой, распускаются листья на деревьях и кустарниках. Множество цветов и птиц- все это дарит нам месяц –май).
Воспитатель:Ребята, давайте вспомним пословицы о весне.
Дети: «Март зиму ломает, весне пуль очищает»
«Апрельский цветок ломает снежок»
«Апрельский скворец будет весны гонец»
«Майская травка и голодного кормит»
«Май леса принаряжает, лето в гости ожидает»
«Март с водой, апрель с водой, май с цветами»
«Весенний день –год кормит»
«Вода с гор потекла-весну принесла»
«Май весну кончает, лето начинает»
Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одну пословицу «Матушка весна- всем красна».
-Сколько слов в этой пословице?
-Перед вами две схемы предложений. Найдите схему, которая относится к нашей пословице.
— Составьте предложение из трех(четырех) слов на тему –весна.
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. А давайте поиграем в игру, я вам буду говорить слова, а вы мне будете давать определения.
Физкультминутка с мячом «Дать определение»
-весна какая? (теплая, красивая, долгожданная, солнечная, бурливая)
-солнце какое? (теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное)
-небо какое? (голубое, синее, чистое)
-лес какой? (зелёный, красивый)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию (картинку)
-Какое время года изображено на картинке? (весна)
-Докажите, что это весна, а не другое время года.
-Давайте придумаем название этой картинке.
— А теперь составим небольшой рассказ по этой картинке, но прежде дадим имена детям, которые здесь изображены.
Составление рассказа.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня картинки с деревьями. Давайте вспомним, как они называются.
Дети: берёза, ель, рябина, клен и т.д.
Воспитатель: Ребята, я сейчас предлагаю, чтобы вы стали сейчас деревьями.
Физкультминутка «Деревцо»
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только сосны? (сосновый бор)
— лес, состоящий из одних берез? (березовая роща)
— лес, состоящий из лиственных деревьях? (смешанный лес)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что деревья отличаются друг от друга.
-Рябина-лиственное дерево, ель-…(хвойное)
-Сосна высокая, осина -…(небольшое).
-Кора березы светлая, а кора лиственницы -….(темная)
-Листья осины широкие, а листья рябины- ….(узкие)
Воспитатель: На столе лежат картинки, где изображены семена и листочки от разных деревьев, их нужно правильно определить от какого они дерева.
Дидактическая игра «С какой ветки детки»
(дуб-желудь, береза-сережки, рябина-плоды и т.д.)
Воспитатель: С приходом весны появились насекомые.
— Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (птицы)
-Как называются птицы, которые улетают от нас в теплые края? (перелетные)
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
— Как вы думаете, почему перелетные птицы не зимуют у нас? (холодно, нет корма-исчезают насекомые, убрали урожай с полей)
— Перед вами картинки с птицами. Кто отберет зимующих птиц прочитает на слоговой таблице.
Чтение на слоговой таблице.
(синица, воробей, дятел, сорока, ворона, сова)
Воспитатель: Весной все вокруг оживает. Появляются листочки, просыпаются животные.
-Какие животные ложатся спать на зиму? (медведь, ежик, барсук)
-А вы знаете, кто из животных меняет «летнюю» шубу на «зимнюю»?(белка, заяц)
Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько глаз у светофора? (3)
3. Сколько пальцев на одной руке? (5)
4. Сколько солнышек на небе? (1)
5. Сколько лап у двух собак? (8)
6. Сколько пальцев на двух руках? (10)
7. Сколько в неделе выходных дней? (2)
8. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
9. Сколько яблок на березе? (0)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех на лесную поляну отдохнуть. Встаньте в круг и давайте поиграем в игру.
Игра «Зверь, птица, насекомое»
Дети идут по кругу, взявшись за руки: «Мы по лесу шли, колпачок нашли, Зверь, птица, насекомое?». Воспитатель показывает «букву» и дети произносят слово на заданную букву, например «в»- ворона, воробей и т.д.
Воспитатель: придумайте слова со звуком «л» (например: лиса, ласточка), со звуком «с» (например: соловей, сорока, скворец)
Молодцы ребята много слов придумали.
Воспитатель: Дети посмотрите, к нам на лужайку прилетела бабочка, но она огорчена, как вы думаете почему? Ребята, а вы хотите помочь бабочке?
Каждый из вас сделает цветок, и мы украсим эту поляну. Дети собирают из деталей цветок (ручной труд). Подведение итогов.
Воспитатель: Весна прекрасное время года. О весне много написано стихов. Кто из вас прочтет стихи о весне?
Пришла весна, растаяли снега
Журчит ручей, очнувшись ото сна.
Кричат грачи и зеленеет травка
И я в Мордовию Все больше влюбл