ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ -2024г. ( ЕГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ИНФОРМАТИКА»
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
1. Использовать в работе по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации методические рекомендации Федерального института педагогических измерений, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, а также рекомендуется использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Информатика».
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по информатике.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видео консультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по информатике «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10–11 классах задания, связанные с изучением тем: «Информация и информационные процессы. Кодирование информации. Системы счисления», «Логические основы компьютера», «Теория игр, игровые стратегии», «Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора» т др.
6. Начиная с 7 класса при решении задач регулярно предлагать школьникам задания, нацеленные на совершенствование умений создавать модели различных видов, осуществлять кодирование информации, использовать различные системы счисления и т.д.
7. Совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ЕГЭ по информатике; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования», Библиотеку цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
При подготовке выпускников к единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы, давать рекомендации по порядку выполнения заданий и распределению времени. Как показывают результаты экзамена, только часть его участников показали необходимый для продолжения образования на профильных специальностях уровень подготовки. Эта подготовка включает в себя умение использовать электронные таблицы для обработки статистических данных, в том числе результатов научных исследований, умение самостоятельно разрабатывать программы на языках программирования для решения практических задач обработки массивов данных. Поэтому при подготовке в 2024-2025 учебном году следует обратить внимание на такие разделы кодификатора содержания, как:
1.3.2 Математические модели.
1.5.1 Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания.
1.5.3 Индуктивное определение объектов.
1.5.4 Кодирование с исправлением ошибок.
1.5.5 Сортировка.
1.6.1 Формализация понятия алгоритма.
1.7.2 Основные конструкции языка программирования. Система программирования.
1.7.3 Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.
3.2 Технологии создания и обработки текстовой информации.
3.4.1 Обработка статистических данных.
3.4.2 Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
При подготовке к новой компьютерной форме ЕГЭ по информатике необходимо обратить внимание на то, что многие задания можно выполнять с помощью различных технологий и / или различных языков программирования.
При подготовке к экзамену целесообразно выделить последовательность базовых тем и соответственно им рассматривать задания из вариантов прошлых лет. К таким темам относятся:
1. Системы счисления (задание 14)
2. Логические выражения (задания 2 и 15)
3. Поиск и обработка информации (задания 1, 3, 4, 7, 12, 13, 23)
4. Задачи на вычисление объема информации (задания 7, 11)
Перечисленные задания в той или иной форме присутствуют в вариантах прошлых лет и имеют ряд разновидностей для каждого отдельного задания. При подготовке необходимо ознакомить учащихся со всеми подтипами, так как техника решения подтипов практически всегда идентична.
Далее следует дать основы техники алгоритмизации, на языке программирования Паскаль, Python или С++. Необходимо разобрать следующие темы:
1. Простейшая программа. Ввод/вывод данных.
2. Условный оператор.
3. Цикл с условием. Решение задач на выделение цифр из числа.
4. Цикл с заранее известным числом повторений. Решение задач на обработку последовательности чисел из заданного интервала. Поиск суммы, количества и максимального/минимального числа с заданными свойствами.
5. Поиск суммы, количества и максимального/минимального числа с заданным числом делителей (вложенный цикл).
6. Обработка одномерных массивов. Сортировка.
7. Ввод/вывод данных из файла.
8. Обработка строк.
o ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей информатики, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету, учителей информатики, вошедших в республиканский методический актив.
— Провести совещание руководителей методических объединений учителей информатики образовательных организаций Республики Мордовия, в рамках которого познакомить их с «Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ -2024 года по информатике» (ФИПИ) и материалами данного статистико-аналитического отчета с привлечением экспертов предметной комиссии ЕГЭ.
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2024 по информатике позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «Информатика»
1. К обсуждению на методических объединениях можно рекомендовать следующие темы:
• Результаты ЕГЭ прошедшего периода, причины неудач, планирование подготовки на будущее.
• Изменения в КИМ и экзаменационных моделях.
• Обзор пособий для подготовки к ЕГЭ.
• Обзор Интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ.
• Решение отдельных заданий ЕГЭ, вызывающих наибольшие трудности у педагогов и учащихся (технологии поиска и хранения информации, технология создания и обработки графической и мультимедийной информации, информация и ее кодирование, элементы теории алгоритмов).
• Планирование межмуниципальных мероприятий по обмену опытом, семинаров, курсов повышения квалификации по подготовке к ЕГЭ.
• Отдельные вопросы методики преподавания предмета (общие умения решения задач, приемы и способы решения заданий и пр.).
2. Возможные направления повышения квалификации (для учителей):
• Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности.
• Методика преподавания отдельных разделов информатики (Информация и ее кодирование, Логика и алгоритмы, Программирование, Элементы теории алгоритмов и др.).
• Содержание отдельных разделов информатики (Системы счисления, Логика и алгоритмы, Элементы теории алгоритмов, Обработка числовой информации и др.).
• Организация подготовки к ЕГЭ.
• Реализация дифференцированного обучения информатике в классе с использованием технологического подхода.
• Обеспечение трансляции опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ.
3. Рекомендовать в качестве методической помощи учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ использовать материалы:
открытый банк заданий ЕГЭ сайт ФИПИ www.fipi.ru;
Сайт К. Полякова. – www.kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Тренажер для подготовки к КЕГЭ. – kompege.ru/.
Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ по информатике-2024
vpr-ege.ru/ege/2390-videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-ege-2024
Марафон по подготовке к ЕГЭ по информатике «ЕГЭ – это про100!»
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по информатике:
кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по информатике;
банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками на уроке.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
По уровню предметной подготовки можно выделить три основных группы обучающихся:
1) группа с низким уровнем подготовки. Обучающихся этой группы не достигают базового уровня подготовки по информатике, то есть их знания не являются системными, содержание основных понятий курса освоено недостаточно, что не позволяет им применять понятия, решать несложные задания по предмету, не сводящиеся к прямому применению алгоритмов. К этой группе можно отнести и обучающихся из группы риска, чьи результаты не являются стабильными в достижении базового уровня.
2) группа с базовым уровнем подготовки. Обучающихся этой группы обладают системой знаний, которая позволяет им понимать содержание и область применения основных понятий, решать несложные задания по информатике, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, способны применять знания и умения в практической ситуации.
3) группа с повышенным уровнем подготовки. Обучающихся этой группы способны решать комплексные задачи, интегрирующие знания из разных тем курса, владеют широким набором способов решения теоретических и практических заданий по информатике.
Обучение группы школьников с низким уровнем подготовки связано с проведением коррекционной работы, направленной на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях по каждому учебному разделу курса информатики среднего общего образования, созданием условий для достижения обучающимися базового уровня подготовки по информатике.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо разработать:
– систему коррекционных материалов по каждой единице содержания учебного материала, подлежащего повторению или повторному изучению. Эти коррекционные материалы должны содержать следующие разделы: справочные материалы (определения, свойства, правила, способы решения и др.), примеры решения типовых задач, задания для самостоятельной работы, эталоны для контроля, критерии оценки;
– диагностические работы по каждой единице содержания учебного материала, подлежащего повторному изучению и новому материалу;
– альтернативные материалы – задания, позволяющие достичь планируемых результатов освоения раздела в соответствии с теорией поэтапного формирования действий, отличающиеся от заданий УМК наличием опор, подсказок, альтернативных способов выполнения задания при освоении нового материала в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, организующих тренинг осваиваемых действий;
– средства организации самостоятельной учебной деятельности: инструкций, памяток, образовательных маршрутов.
Для реализации коррекционной и учебной деятельности обучающихся с низким уровнем подготовки целесообразно использовать: технологии обучения по индивидуальным образовательным маршрутам, технологии формирующего оценивания, технологии полного усвоения знаний.
Обучение группы школьников с базовым уровнем подготовки должно быть направлено на создание условий для прочного осознанного освоения учебного материала и достижения всеми обучающимися уровня подготовки по информатике, не ниже базового, развития функциональной грамотности, позволяющей осваивать программы профессионального образования.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо:
диагностично формулировать планируемые результаты освоения каждой единицы содержания (раздела, темы, вопроса, вида знания, др.) учебного материала и критерии оценки достижения базового уровня освоения этой единицы содержания;
подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки уровня достижения планируемых результатов освоения программы по данной единице содержания;
структурировать учебный материал УМК (выделить типы задач) в соответствии с планируемыми результатами освоения данной единицы содержания, целями развития функциональной грамотности, дидактическими задачами (актуализации опорных знаний и опыта, изучения нового материала, применения знаний и способов действий, контроля и оценки, обобщения и систематизации знаний и умений);
подготовить методические материалы для организации самостоятельной учебной деятельности: инструкции, памятки и др.
Для реализации учебной деятельности обучающихся с базовым уровнем подготовки целесообразно использовать технологии обучения: формирующего оценивания, коллективного способа обучения и др.
Обучение группы школьников с повышенным уровнем подготовки должно быть направлено на создание условий для развития способностей обучающихся самостоятельно встраивать новые знания, открываемые при освоении нового учебного материала в систему имеющихся знаний, свободно оперируя системой понятий, методами познания: сравнением, анализом, синтезом, моделированием, решать предметные задачи повышенного и высокого уровней сложности, учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на оценку функциональной грамотности.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо:
диагностично формулировать планируемые результаты освоения каждой единицы содержания (раздела, темы, вопроса, вида знания, др.) учебного материала и критерии оценки достижения повышенного уровня освоения этой единицы содержания;
подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки уровня достижения планируемых результатов освоения программы по данной единице содержания;
структурировать учебный материал УМК (выделить типы задач) в соответствии с планируемыми результатами освоения данной единицы содержания на повышенном и высоком уровнях сложности, целями развития функциональной грамотности, видами деятельности: анализом, синтезом, доказательством, поиском решения, исследованием, моделированием и др.;
подготовить методические и дидактические материалы для организации самостоятельной учебной деятельности: инструкции, тексты исследовательский задач, учебно-познавательных задач, контекстных задач, задач на межпредметной основе.
Для реализации учебной деятельности обучающихся с повышенным уровнем подготовки целесообразно использовать технологии обучения: проблемного, проблемно-модульного обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, решения исследовательских задач, обучения по индивидуальным образовательным маршрутам и др.
При подготовке в 2024/2025 уч. г. в связи с проведением ЕГЭ в компьютерной форме необходимо сделать дополнительный упор на формирование навыков алгоритмизации и программирования.
Для группы сильных школьников в разделе программирования можно придерживаться следующего плана:
1. Обработка чисел с заданной значностью.
2. Условный оператор. Поиск максимального из трех чисел и т. д.
3. Оператор цикла с предусловием. Разбиение числа на цифры (поиск суммы / количества заданных цифр, наибольшей / наименьшей цифры).
4. Оператор цикла с заданным числом итераций. Поиск делителей в числе. Обработка чисел из заданного диапазона. Поиск в заданном диапазоне суммы, количества, максимального/минимального из чисел с заданными свойствами.
5. Обработка массива. Поиск элемента с заданным свойством, проверка свойств массива (упорядоченность, симметричность), преобразование элементов массива (замена, увеличение / уменьшение). Сортировка массива.
6. Обработка вложенного цикла. Поиск в заданном диапазоне чисел суммы, количества, максимального / минимального из чисел с заданным количеством делителей.
7. Построение рекурсивных функций.
8. Обработка строк. Поиск в строке некоторой подстроки. Обработка нескольких строк (например, поиск количества строк с заданным свойством).
9. Обработка набора чисел без использования массива. Поиск первого и второго максимума, формирование массивов остатков при делимости и т. д.
10. Ввод / вывод данных из файла.
11. Изучение теоремы об остатках, обработка циклических конструкций.
Для группы сильных учащихся рекомендуется показывать различные способы решения заданий. С одной стороны, учащийся выберет для себя наиболее понятный вариант решения, с другой – у него в распоряжении будет проверочная схема решения задания.
Для группы слабых обучаемых, но планирующих участвовать в ЕГЭ по Информатике и ИКТ, рекомендуется следующий план обучения:
1. Разбиение числа с заданной значностью на цифры (например, в трехзначном числе найти сумму цифр).
2. Условный оператор (верно ли, что в четырехзначном числе сумма первых двух цифр больше суммы последних двух цифр).
3. Выделение цифр в числе с помощью оператора цикла с предусловием (в целом числе найти сумму его четных цифр).
4. Обработка чисел из заданного диапазона с помощью цикла (среди чисел от 1200 до 3400 найти количество (сумму, максимальный / минимальный) чисел, оканчивающихся на заданные цифры).
5. Построение рекурсивных функций, основанных на рекуррентных соотношениях.
6. Организация перебора множества значений.
Администрациям образовательных организаций
1.Обеспечить реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности, к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
2. Рассмотреть возможность включения в учебный план дополнительные учебные курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с её спецификой и возможностями.
3. В рамках внутришкольного контроля проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).
4. Обеспечить своевременное прохождение курсовой подготовки учителей информатики с целью совершенствования предметных компетенций.
5. Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Информатика», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира».
6. Обеспечить использование материально-технической базы центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», в том числе для формирования метапредметных компетенций у обучающихся и организацию внеурочной деятельности по предмету «Информатика» в рамках подготовки к ГИА.
Муниципальным органам управления образованием.
— Продолжить мониторинг реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-
— Развивать систему межведомственного взаимодействия и социального партнерства с высшими учебными заведениями Республики Мордовия (МГУ им. Н. П. Огарева), Центра ДНК им. Е.М. Дианова, центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб» с целью вовлечения обучающихся в мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики.
Прочие рекомендации.
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ЕГЭ по информатике, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников, учителей информатики, вошедших в республиканский методический актив.
Для обучающихся с хорошим и высоким уровнем подготовки, способных самостоятельно повторять и закреплять теоретический и практический материал по информатике, предлагать задания высокого уровня сложности.
Привлекать обучающихся к участию в различных конкурсных мероприятиях в области IT технологий, например:
в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на бесплатные курсы программирования в рамках проекта «Код будущего»;
Всероссийская онлайн-олимпиада «IT-логика»;
Всероссийская олимпиада по программированию в среде Scratch «Программный кот» и др.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Направлениями повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование могут быть следующие:
Решение заданий ЕГЭ по информатике с помощью электронных таблиц.
Анализ программы с подпрограммами.
Анализ рекурсивных подпрограмм (процедур и функций).
Дерево игры. Поиск выигрышных стратегий.
Программные схемы решения заданий математической логики.
Обработка символьных данных.
Обработка целочисленных данных.
Для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников могут быть рекомендованы следующие темы:
«Обоснование выбора структуры данных для решения задачи». Здесь необходимо рассмотреть задачи, решаемые как с использование массива, так и без него. Показать эффективные решения. Сюда относятся приемы поиска второго максимума, определение массива остатков при делении, определение массива фиксированной длины для учета расстояния между парами элементов и т. д. Полезной будет изучение темы «Метод двух указателей». Необходимо ознакомиться с методикой преподавания подобной тематики. Рассматриваемые приемы можно применять для решения задания 27.
«Методика освоения учащимися формального исполнения алгоритмов». Необходимо раскрыть приемы прочтения готовых алгоритмов, научить обучаемых навыкам генерации значений для перебора решений. Такие приемы будут полезны учащимся для успешного решения заданий 6, 15. Здесь же можно рассмотреть методику построения рекурсивных алгоритмов, основанных на рекуррентных соотношениях. Разработать наборы заданий в соответствии с заданиями 6, 15, 16 в формате ЕГЭ.
«Особенности программирования на языке Python». Необходимо показать преимущества решения некоторых задач на языке Python. Так, например, задания 6 и 14 достаточно просто алгоритмизируется на Python, на других языках это достаточно проблематично. Показать преимущества обработки строк в этом языке, сортировку массива и др.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Возможные направления повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей ОО):
Организация подготовки к ЕГЭ на уровне ОО.
Организация мониторинга готовности учащихся к ЕГЭ по информатике.
Контроль за преподаванием информатики в школе с учетом ЕГЭ.
Профессиональная переподготовка учителей, не имеющих специального образования в области информатики.
На методических объединениях учителей-предметников представлять опыт педагогов, показывающих устойчиво высокие результаты обучения информатике.
Повышение квалификации учителей информатики по освоению продуктивных образовательных технологий при подготовке школьников к ЕГЭ.
Организация в школах консультаций по информатике для школьников с разным уровнем предметной подготовки.
Оснащение образовательной среды: различные дополнительные материалы в печатном или электронном виде (схемы, таблицы), видео, аудио, электронные книги и ресурсы Интернета, материалы ФИПИ, специальные онлайн-программы, учебные диски и виртуальные комнаты для занятий.
Организация образовательной деятельности учителей информатики с обучающимися группы риска.
Проведение консультаций по корректировке образовательной деятельности педагога с обучающимися по результатам диагностических работ и регионального мониторинга.
Разработка программ внеурочной деятельности по информатике, способствующих популяризации предмета и расширению знаний и умений школьников.
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителей информатики.
Основные подходы к преподаванию предмета «Информатика» в условиях реализации обновленных ФГОС.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике в 2025.
socpedagog13.edurm.ru/groups/16
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Заседание предметной лаборатории учителей информатики «Результаты ГИА по информатике: Анализ. Задачи на новый учебный год» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания». Учителя информатики
2 Семинар-практикум по вопросам использования цифровых ресурсов и оборудования на уроках информатики Учителя информатики
3 Образовательный практикум «Методика выполнения заданий с развернутым ответом (основные подходы) по информатике на конкретных примерах» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя информатики
4 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Учителя информатики
5 Вебинар «Эффективные практики подготовки обучающихся к ГИА по информатике.
Место проведения: МОУ «Лицей № 43» г.о. Саранск Учителя информатики
6 Семинар для экспертов предметной комиссии по физике ЕГЭ «Структура и содержание КИМ по предмету, назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципы и методы их разработки».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Председатель, эксперты
7 Проведение консультаций для учителей информатики на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Учителя информатики
8 Функционирование работы сетевого профессионального сообщества учителей информатики «Педагог13.ру» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя информатики
9 Реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-Р Учителя информатики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Эффективные практики подготовки к ГИА по информатике в рамках Всероссийского педагогического марафона «Зимняя школа учителя-2025». на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 Семинары и мастер-классы учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по информатике (МОУ «Лицей №7», МОУ «Лицей №43»
3 Тиражирование лучших практик учителей информатики на платформе Ютуб-канала «Точка роста» – «Технологии успеха»
www.youtube.com/channel/UCz9AI3l6XW8vnVA9IylbuaA/videos
4 Проведение открытых уроков педагогами, выпускники
которых показали лучший результат ЕГЭ по информатике или получили высокий балл по предмету (ГБОУ РМ «Республиканский лицей, Лицей МГУ Н.П. Огарёва, МОУ „Лицей № 7“, МОУ „Лицей №43“, МОУ „Лицей №4“)
5 Тиражирование опыта работы школ с высокими результатами по информатике, рассмотрение возможности открытия на их базе стажировочных площадок, площадок передового педагогического опыта.
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей информатики в ОО с низкими образовательными результатами.
Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах ЕГЭ с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.3. Работа по другим направлениям
Организация наставничества над молодыми учителями информатики.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Протченко Алексей Николаевич Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одарённых детей», учитель информатики высшей квалификационной категории
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ИНФОРМАТИКА»
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
1. Использовать в работе по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации методические рекомендации Федерального института педагогических измерений, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, а также рекомендуется использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Информатика».
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по информатике.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видео консультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по информатике «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10–11 классах задания, связанные с изучением тем: «Информация и информационные процессы. Кодирование информации. Системы счисления», «Логические основы компьютера», «Теория игр, игровые стратегии», «Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора» т др.
6. Начиная с 7 класса при решении задач регулярно предлагать школьникам задания, нацеленные на совершенствование умений создавать модели различных видов, осуществлять кодирование информации, использовать различные системы счисления и т.д.
7. Совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ЕГЭ по информатике; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования», Библиотеку цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
При подготовке выпускников к единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы, давать рекомендации по порядку выполнения заданий и распределению времени. Как показывают результаты экзамена, только часть его участников показали необходимый для продолжения образования на профильных специальностях уровень подготовки. Эта подготовка включает в себя умение использовать электронные таблицы для обработки статистических данных, в том числе результатов научных исследований, умение самостоятельно разрабатывать программы на языках программирования для решения практических задач обработки массивов данных. Поэтому при подготовке в 2024-2025 учебном году следует обратить внимание на такие разделы кодификатора содержания, как:
1.3.2 Математические модели.
1.5.1 Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания.
1.5.3 Индуктивное определение объектов.
1.5.4 Кодирование с исправлением ошибок.
1.5.5 Сортировка.
1.6.1 Формализация понятия алгоритма.
1.7.2 Основные конструкции языка программирования. Система программирования.
1.7.3 Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.
3.2 Технологии создания и обработки текстовой информации.
3.4.1 Обработка статистических данных.
3.4.2 Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
При подготовке к новой компьютерной форме ЕГЭ по информатике необходимо обратить внимание на то, что многие задания можно выполнять с помощью различных технологий и / или различных языков программирования.
При подготовке к экзамену целесообразно выделить последовательность базовых тем и соответственно им рассматривать задания из вариантов прошлых лет. К таким темам относятся:
1. Системы счисления (задание 14)
2. Логические выражения (задания 2 и 15)
3. Поиск и обработка информации (задания 1, 3, 4, 7, 12, 13, 23)
4. Задачи на вычисление объема информации (задания 7, 11)
Перечисленные задания в той или иной форме присутствуют в вариантах прошлых лет и имеют ряд разновидностей для каждого отдельного задания. При подготовке необходимо ознакомить учащихся со всеми подтипами, так как техника решения подтипов практически всегда идентична.
Далее следует дать основы техники алгоритмизации, на языке программирования Паскаль, Python или С++. Необходимо разобрать следующие темы:
1. Простейшая программа. Ввод/вывод данных.
2. Условный оператор.
3. Цикл с условием. Решение задач на выделение цифр из числа.
4. Цикл с заранее известным числом повторений. Решение задач на обработку последовательности чисел из заданного интервала. Поиск суммы, количества и максимального/минимального числа с заданными свойствами.
5. Поиск суммы, количества и максимального/минимального числа с заданным числом делителей (вложенный цикл).
6. Обработка одномерных массивов. Сортировка.
7. Ввод/вывод данных из файла.
8. Обработка строк.
o ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей информатики, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету, учителей информатики, вошедших в республиканский методический актив.
— Провести совещание руководителей методических объединений учителей информатики образовательных организаций Республики Мордовия, в рамках которого познакомить их с «Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ -2024 года по информатике» (ФИПИ) и материалами данного статистико-аналитического отчета с привлечением экспертов предметной комиссии ЕГЭ.
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2024 по информатике позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «Информатика»
1. К обсуждению на методических объединениях можно рекомендовать следующие темы:
• Результаты ЕГЭ прошедшего периода, причины неудач, планирование подготовки на будущее.
• Изменения в КИМ и экзаменационных моделях.
• Обзор пособий для подготовки к ЕГЭ.
• Обзор Интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ.
• Решение отдельных заданий ЕГЭ, вызывающих наибольшие трудности у педагогов и учащихся (технологии поиска и хранения информации, технология создания и обработки графической и мультимедийной информации, информация и ее кодирование, элементы теории алгоритмов).
• Планирование межмуниципальных мероприятий по обмену опытом, семинаров, курсов повышения квалификации по подготовке к ЕГЭ.
• Отдельные вопросы методики преподавания предмета (общие умения решения задач, приемы и способы решения заданий и пр.).
2. Возможные направления повышения квалификации (для учителей):
• Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности.
• Методика преподавания отдельных разделов информатики (Информация и ее кодирование, Логика и алгоритмы, Программирование, Элементы теории алгоритмов и др.).
• Содержание отдельных разделов информатики (Системы счисления, Логика и алгоритмы, Элементы теории алгоритмов, Обработка числовой информации и др.).
• Организация подготовки к ЕГЭ.
• Реализация дифференцированного обучения информатике в классе с использованием технологического подхода.
• Обеспечение трансляции опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ.
3. Рекомендовать в качестве методической помощи учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ использовать материалы:
открытый банк заданий ЕГЭ сайт ФИПИ www.fipi.ru;
Сайт К. Полякова. – www.kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Тренажер для подготовки к КЕГЭ. – kompege.ru/.
Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ по информатике-2024
vpr-ege.ru/ege/2390-videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-ege-2024
Марафон по подготовке к ЕГЭ по информатике «ЕГЭ – это про100!»
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по информатике:
кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по информатике;
банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками на уроке.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
По уровню предметной подготовки можно выделить три основных группы обучающихся:
1) группа с низким уровнем подготовки. Обучающихся этой группы не достигают базового уровня подготовки по информатике, то есть их знания не являются системными, содержание основных понятий курса освоено недостаточно, что не позволяет им применять понятия, решать несложные задания по предмету, не сводящиеся к прямому применению алгоритмов. К этой группе можно отнести и обучающихся из группы риска, чьи результаты не являются стабильными в достижении базового уровня.
2) группа с базовым уровнем подготовки. Обучающихся этой группы обладают системой знаний, которая позволяет им понимать содержание и область применения основных понятий, решать несложные задания по информатике, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, способны применять знания и умения в практической ситуации.
3) группа с повышенным уровнем подготовки. Обучающихся этой группы способны решать комплексные задачи, интегрирующие знания из разных тем курса, владеют широким набором способов решения теоретических и практических заданий по информатике.
Обучение группы школьников с низким уровнем подготовки связано с проведением коррекционной работы, направленной на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях по каждому учебному разделу курса информатики среднего общего образования, созданием условий для достижения обучающимися базового уровня подготовки по информатике.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо разработать:
– систему коррекционных материалов по каждой единице содержания учебного материала, подлежащего повторению или повторному изучению. Эти коррекционные материалы должны содержать следующие разделы: справочные материалы (определения, свойства, правила, способы решения и др.), примеры решения типовых задач, задания для самостоятельной работы, эталоны для контроля, критерии оценки;
– диагностические работы по каждой единице содержания учебного материала, подлежащего повторному изучению и новому материалу;
– альтернативные материалы – задания, позволяющие достичь планируемых результатов освоения раздела в соответствии с теорией поэтапного формирования действий, отличающиеся от заданий УМК наличием опор, подсказок, альтернативных способов выполнения задания при освоении нового материала в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, организующих тренинг осваиваемых действий;
– средства организации самостоятельной учебной деятельности: инструкций, памяток, образовательных маршрутов.
Для реализации коррекционной и учебной деятельности обучающихся с низким уровнем подготовки целесообразно использовать: технологии обучения по индивидуальным образовательным маршрутам, технологии формирующего оценивания, технологии полного усвоения знаний.
Обучение группы школьников с базовым уровнем подготовки должно быть направлено на создание условий для прочного осознанного освоения учебного материала и достижения всеми обучающимися уровня подготовки по информатике, не ниже базового, развития функциональной грамотности, позволяющей осваивать программы профессионального образования.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо:
диагностично формулировать планируемые результаты освоения каждой единицы содержания (раздела, темы, вопроса, вида знания, др.) учебного материала и критерии оценки достижения базового уровня освоения этой единицы содержания;
подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки уровня достижения планируемых результатов освоения программы по данной единице содержания;
структурировать учебный материал УМК (выделить типы задач) в соответствии с планируемыми результатами освоения данной единицы содержания, целями развития функциональной грамотности, дидактическими задачами (актуализации опорных знаний и опыта, изучения нового материала, применения знаний и способов действий, контроля и оценки, обобщения и систематизации знаний и умений);
подготовить методические материалы для организации самостоятельной учебной деятельности: инструкции, памятки и др.
Для реализации учебной деятельности обучающихся с базовым уровнем подготовки целесообразно использовать технологии обучения: формирующего оценивания, коллективного способа обучения и др.
Обучение группы школьников с повышенным уровнем подготовки должно быть направлено на создание условий для развития способностей обучающихся самостоятельно встраивать новые знания, открываемые при освоении нового учебного материала в систему имеющихся знаний, свободно оперируя системой понятий, методами познания: сравнением, анализом, синтезом, моделированием, решать предметные задачи повышенного и высокого уровней сложности, учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на оценку функциональной грамотности.
Для достижения поставленной цели педагогам необходимо:
диагностично формулировать планируемые результаты освоения каждой единицы содержания (раздела, темы, вопроса, вида знания, др.) учебного материала и критерии оценки достижения повышенного уровня освоения этой единицы содержания;
подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки уровня достижения планируемых результатов освоения программы по данной единице содержания;
структурировать учебный материал УМК (выделить типы задач) в соответствии с планируемыми результатами освоения данной единицы содержания на повышенном и высоком уровнях сложности, целями развития функциональной грамотности, видами деятельности: анализом, синтезом, доказательством, поиском решения, исследованием, моделированием и др.;
подготовить методические и дидактические материалы для организации самостоятельной учебной деятельности: инструкции, тексты исследовательский задач, учебно-познавательных задач, контекстных задач, задач на межпредметной основе.
Для реализации учебной деятельности обучающихся с повышенным уровнем подготовки целесообразно использовать технологии обучения: проблемного, проблемно-модульного обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, решения исследовательских задач, обучения по индивидуальным образовательным маршрутам и др.
При подготовке в 2024/2025 уч. г. в связи с проведением ЕГЭ в компьютерной форме необходимо сделать дополнительный упор на формирование навыков алгоритмизации и программирования.
Для группы сильных школьников в разделе программирования можно придерживаться следующего плана:
1. Обработка чисел с заданной значностью.
2. Условный оператор. Поиск максимального из трех чисел и т. д.
3. Оператор цикла с предусловием. Разбиение числа на цифры (поиск суммы / количества заданных цифр, наибольшей / наименьшей цифры).
4. Оператор цикла с заданным числом итераций. Поиск делителей в числе. Обработка чисел из заданного диапазона. Поиск в заданном диапазоне суммы, количества, максимального/минимального из чисел с заданными свойствами.
5. Обработка массива. Поиск элемента с заданным свойством, проверка свойств массива (упорядоченность, симметричность), преобразование элементов массива (замена, увеличение / уменьшение). Сортировка массива.
6. Обработка вложенного цикла. Поиск в заданном диапазоне чисел суммы, количества, максимального / минимального из чисел с заданным количеством делителей.
7. Построение рекурсивных функций.
8. Обработка строк. Поиск в строке некоторой подстроки. Обработка нескольких строк (например, поиск количества строк с заданным свойством).
9. Обработка набора чисел без использования массива. Поиск первого и второго максимума, формирование массивов остатков при делимости и т. д.
10. Ввод / вывод данных из файла.
11. Изучение теоремы об остатках, обработка циклических конструкций.
Для группы сильных учащихся рекомендуется показывать различные способы решения заданий. С одной стороны, учащийся выберет для себя наиболее понятный вариант решения, с другой – у него в распоряжении будет проверочная схема решения задания.
Для группы слабых обучаемых, но планирующих участвовать в ЕГЭ по Информатике и ИКТ, рекомендуется следующий план обучения:
1. Разбиение числа с заданной значностью на цифры (например, в трехзначном числе найти сумму цифр).
2. Условный оператор (верно ли, что в четырехзначном числе сумма первых двух цифр больше суммы последних двух цифр).
3. Выделение цифр в числе с помощью оператора цикла с предусловием (в целом числе найти сумму его четных цифр).
4. Обработка чисел из заданного диапазона с помощью цикла (среди чисел от 1200 до 3400 найти количество (сумму, максимальный / минимальный) чисел, оканчивающихся на заданные цифры).
5. Построение рекурсивных функций, основанных на рекуррентных соотношениях.
6. Организация перебора множества значений.
Администрациям образовательных организаций
1.Обеспечить реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности, к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
2. Рассмотреть возможность включения в учебный план дополнительные учебные курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с её спецификой и возможностями.
3. В рамках внутришкольного контроля проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).
4. Обеспечить своевременное прохождение курсовой подготовки учителей информатики с целью совершенствования предметных компетенций.
5. Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Информатика», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира».
6. Обеспечить использование материально-технической базы центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», в том числе для формирования метапредметных компетенций у обучающихся и организацию внеурочной деятельности по предмету «Информатика» в рамках подготовки к ГИА.
Муниципальным органам управления образованием.
— Продолжить мониторинг реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-
— Развивать систему межведомственного взаимодействия и социального партнерства с высшими учебными заведениями Республики Мордовия (МГУ им. Н. П. Огарева), Центра ДНК им. Е.М. Дианова, центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб» с целью вовлечения обучающихся в мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики.
Прочие рекомендации.
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ЕГЭ по информатике, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников, учителей информатики, вошедших в республиканский методический актив.
Для обучающихся с хорошим и высоким уровнем подготовки, способных самостоятельно повторять и закреплять теоретический и практический материал по информатике, предлагать задания высокого уровня сложности.
Привлекать обучающихся к участию в различных конкурсных мероприятиях в области IT технологий, например:
в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на бесплатные курсы программирования в рамках проекта «Код будущего»;
Всероссийская онлайн-олимпиада «IT-логика»;
Всероссийская олимпиада по программированию в среде Scratch «Программный кот» и др.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Направлениями повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование могут быть следующие:
Решение заданий ЕГЭ по информатике с помощью электронных таблиц.
Анализ программы с подпрограммами.
Анализ рекурсивных подпрограмм (процедур и функций).
Дерево игры. Поиск выигрышных стратегий.
Программные схемы решения заданий математической логики.
Обработка символьных данных.
Обработка целочисленных данных.
Для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников могут быть рекомендованы следующие темы:
«Обоснование выбора структуры данных для решения задачи». Здесь необходимо рассмотреть задачи, решаемые как с использование массива, так и без него. Показать эффективные решения. Сюда относятся приемы поиска второго максимума, определение массива остатков при делении, определение массива фиксированной длины для учета расстояния между парами элементов и т. д. Полезной будет изучение темы «Метод двух указателей». Необходимо ознакомиться с методикой преподавания подобной тематики. Рассматриваемые приемы можно применять для решения задания 27.
«Методика освоения учащимися формального исполнения алгоритмов». Необходимо раскрыть приемы прочтения готовых алгоритмов, научить обучаемых навыкам генерации значений для перебора решений. Такие приемы будут полезны учащимся для успешного решения заданий 6, 15. Здесь же можно рассмотреть методику построения рекурсивных алгоритмов, основанных на рекуррентных соотношениях. Разработать наборы заданий в соответствии с заданиями 6, 15, 16 в формате ЕГЭ.
«Особенности программирования на языке Python». Необходимо показать преимущества решения некоторых задач на языке Python. Так, например, задания 6 и 14 достаточно просто алгоритмизируется на Python, на других языках это достаточно проблематично. Показать преимущества обработки строк в этом языке, сортировку массива и др.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Возможные направления повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей ОО):
Организация подготовки к ЕГЭ на уровне ОО.
Организация мониторинга готовности учащихся к ЕГЭ по информатике.
Контроль за преподаванием информатики в школе с учетом ЕГЭ.
Профессиональная переподготовка учителей, не имеющих специального образования в области информатики.
На методических объединениях учителей-предметников представлять опыт педагогов, показывающих устойчиво высокие результаты обучения информатике.
Повышение квалификации учителей информатики по освоению продуктивных образовательных технологий при подготовке школьников к ЕГЭ.
Организация в школах консультаций по информатике для школьников с разным уровнем предметной подготовки.
Оснащение образовательной среды: различные дополнительные материалы в печатном или электронном виде (схемы, таблицы), видео, аудио, электронные книги и ресурсы Интернета, материалы ФИПИ, специальные онлайн-программы, учебные диски и виртуальные комнаты для занятий.
Организация образовательной деятельности учителей информатики с обучающимися группы риска.
Проведение консультаций по корректировке образовательной деятельности педагога с обучающимися по результатам диагностических работ и регионального мониторинга.
Разработка программ внеурочной деятельности по информатике, способствующих популяризации предмета и расширению знаний и умений школьников.
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителей информатики.
Основные подходы к преподаванию предмета «Информатика» в условиях реализации обновленных ФГОС.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике в 2025.
socpedagog13.edurm.ru/groups/16
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Заседание предметной лаборатории учителей информатики «Результаты ГИА по информатике: Анализ. Задачи на новый учебный год» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания». Учителя информатики
2 Семинар-практикум по вопросам использования цифровых ресурсов и оборудования на уроках информатики Учителя информатики
3 Образовательный практикум «Методика выполнения заданий с развернутым ответом (основные подходы) по информатике на конкретных примерах» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя информатики
4 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Учителя информатики
5 Вебинар «Эффективные практики подготовки обучающихся к ГИА по информатике.
Место проведения: МОУ «Лицей № 43» г.о. Саранск Учителя информатики
6 Семинар для экспертов предметной комиссии по физике ЕГЭ «Структура и содержание КИМ по предмету, назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципы и методы их разработки».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Председатель, эксперты
7 Проведение консультаций для учителей информатики на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Учителя информатики
8 Функционирование работы сетевого профессионального сообщества учителей информатики «Педагог13.ру» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя информатики
9 Реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-Р Учителя информатики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Эффективные практики подготовки к ГИА по информатике в рамках Всероссийского педагогического марафона «Зимняя школа учителя-2025». на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 Семинары и мастер-классы учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по информатике (МОУ «Лицей №7», МОУ «Лицей №43»
3 Тиражирование лучших практик учителей информатики на платформе Ютуб-канала «Точка роста» – «Технологии успеха»
www.youtube.com/channel/UCz9AI3l6XW8vnVA9IylbuaA/videos
4 Проведение открытых уроков педагогами, выпускники
которых показали лучший результат ЕГЭ по информатике или получили высокий балл по предмету (ГБОУ РМ «Республиканский лицей, Лицей МГУ Н.П. Огарёва, МОУ „Лицей № 7“, МОУ „Лицей №43“, МОУ „Лицей №4“)
5 Тиражирование опыта работы школ с высокими результатами по информатике, рассмотрение возможности открытия на их базе стажировочных площадок, площадок передового педагогического опыта.
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей информатики в ОО с низкими образовательными результатами.
Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах ЕГЭ с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.3. Работа по другим направлениям
Организация наставничества над молодыми учителями информатики.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Протченко Алексей Николаевич Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одарённых детей», учитель информатики высшей квалификационной категории
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Загрузка...