Основная информация

Администратор группы:
Пивкина Нина Николаевна
Рейтинг: 105705
Создана 10 лет назад

Стена группы

Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Информатика» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ЕГЭ -2022

Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2022 по информатике позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
1. Необходимо своевременно изучать нормативно-правовые документы, кодификатор и спецификацию ЕГЭ по информатике, методические рекомендации ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материалы, размещенные по адресу fipi.ru/ege.
2. Необходимо ознакомиться с содержанием КИМ ЕГЭ 2023 года. Информация об изменениях в КИМ ЕГЭ-2023 по информатике будет опубликована до 1 сентября 2022 года.
3. В процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по информатике 2022 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки и затруднения обучающихся.
4. Необходимо рационально распределить учебное время, отведенное на изучение новых тем курса информатики 11 класса и подготовку к ЕГЭ с учетом особенностей обучающихся. Поэтому надо провести корректировку календарно-тематического планирования (КТП) с учётом вышеуказанных проблемных тем. Вариант оформления КТП представлен ниже в таблице 1.


5. При подготовке старшеклассников к сдаче ГИА-11 по информатике целесообразно познакомить их с опубликованными вариантами работ, критериями оценивания заданий. Необходимо также ознакомить обучающихся с обобщённым планом подготовки к итоговой аттестации в предстоящем году. На основе информации, размещенной по адресу (https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege#ma – Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике), следует дать им рекомендации по самостоятельному планированию и повторению учебного материала в течение учебного года. Одним из главных в подготовке обучающихся должен стать принцип активного обучения, когда каждый школьник становится мотивированным субъектом этого процесса.
6. Задача учителя при подготовке к ГИА-11 по информатике – не просто подготовить обучающихся к итоговой аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ЕГЭ по информатике – качественное изучение информатики, ликвидация пробелов в базовых знаниях по предмету. Главной задачей подготовки к итоговой аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса информатики. Необходимо учить универсальным приёмам и подходам к решению заданий на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМ.
7. Параллельно с изучением новых тем курса информатики в XI классе следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
8. При организации подготовки к единому государственному экзамену по информатике, отработке материала следует уделить особое внимание дифференцированному обучению школьников с разным уровнем предметной подготовки.
9. Важная часть подготовки к ЕГЭ – организация учителем чётко спланированной, системы диагностики, использование современных способов проверки знаний, умений и навыков обучающихся и оценочных материалов (в том числе электронных), обеспечивающих в течение всего времени подготовки своевременный и качественный контроль учебных достижений обучающихся, в частности, содержащихся в банке оценочных материалов ФИПИ.
10. На основе постоянной диагностики недостатков изучения понятий и методов информатики целесообразно составить и корректировать индивидуальную траекторию подготовки обучающихся к ГИА. Организацию входной диагностики знаний и умений по информатике в 11 классе можно осуществить в начале текущего учебного года через проведение контрольной работы. Тексты контрольной работы могут быть разработаны районными или школьными МО учителей информатики. При составлении текстов контрольных работ можно использовать: сборники тестовых заданий, изданных на федеральном уровне, тексты банка задач сайта разработчиков КИМ ЕГЭ по информатике www.statgrad.org/, www.fipi.ru. Обращаем внимание, что индивидуальные карты учета успехов, учащихся не являются обязательными. Вопрос об их ведении и форме должен решаться на МО учителей информатики школы или муниципалитета.
11. Для успешной подготовки к экзамену учащимся рекомендуется составить индивидуальный план подготовки (вариант которого представлен в college.spbstu.ru/userfiles/files/Metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-k-KEGE.pdf), учитывающий текущий уровень освоения учебного материала.
12. В ходе организации итогового повторения и систематизации знаний учащихся в целях подготовки к ГИА, необходимо текущие контрольные задания для учащихся формировать в соответствии с их уровнем подготовки и в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по информатике (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-2).
13. Ошибки являются обязательным элементом обучения, полностью избежать ошибок обучающимися невозможно. Поэтому требует внимания изучение информации о типах допускаемых обучающимися ошибок., наиболее часто допускаемые обучающимися. Практически значимо знакомиться не только с рекомендациями за текущий год, но и с материалами предыдущих лет для того, чтобы получить наиболее полное представление обо всех разделах экзамена и типичных ошибках, допускаемых экзаменуемыми. На уровне ОО также необходимо провести анализ ошибок и выработать систему мероприятий по их предупреждению и устранению.
14. Важно в процессе подготовки к сдаче ГИА-11 осуществлять выявление причин ошибок, которые возникают у ученика. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не формируются навыки самоконтроля и др.).
15. Для преодоления типичных грубых ошибок у обучающихся учителю следует предусмотреть:
­ организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
­ включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы;
­ включение в дидактические материалы уроков задач из банка задач базового уровня, размещенного на сайте ФИПИ в соответствии с программой обучения курса, начиная с 10 класса;
­ формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной речи.
16. Описание конкретных технологий подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике, приемы работы учителей практиков можно найти в ряде публикаций:
cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-podgotovki-shkolnikov-k-ege-po-informatike-iikt
media.foxford.ru/kak-podgotovitsia-k-ege-po-informatike/
videouroki.net/razrabotki/metody-podgotovki-uchashchikhsya-k-ege-po-informatike.html
17. На практике учителю информатики представляется целесообразным использовать различные интернет-ресурсы, в частности:
gia.edu.ru/- официальный информационный портал ГИА 9 класс;
www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ;
fipi.ru/ – сайт Федерального института педагогических измерений, тренажеры для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в компьютерной форме, навигаторы для самостоятельной подготовки к ГИА;
inf-ege.sdamgia.ru- разбор заданий ЕГЭ, тренировочные online-тесты;
inf-oge.sdamgia.ru/ — разбор заданий ОГЭ, тренировочные online-тесты;
labs-org.ru/ — видеуроки, теоретический материал, разбор заданий ОГЭ и ЕГЭ;
www.kpolyakov.spb.ru/- сайт Полякова К.Ю., теоретический материал, разбор заданий ОГЭ и ЕГЭ, большая библиотека заданий, тренировочные тесты.
18. Электронные образовательные ресурсы по информатике
ideone.com/ — онлайновая система программирования, компиляторы для любого языка программирования;
acmp.ru- школа программиста, алгоритмы решения олимпиадных задач, онлайновая система проверки выполнения заданий;
o informatics.mccme.ru -дистанционная подготовка по информатике;
www.rosolymp.ru – сайт Всероссийской олимпиады школьников;
www.kpolyakov.spb.ru/ – сайт учителя информатики, автора учебников Ю.К.Полякова, методические материалы для учителя;
acm.timus.ru/ — задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой – TimusOnlineJudge;
disk.yandex.ru/i/EcJXxO6UmhqS0w — программное обеспечение для проведения ГИА по информатике (ссылки для инсталляции программ. Кумир 1.9.1, PascalABC.Net, Python, C++ и сред программирования).

19. Большое значение в решении поставленных задач имеет плодотворная работа муниципальных методических объединений учителей информатики. Задача методических объединений – оказывать помощь учителям по следующим направлениям:
— развитие творческой инициативы учителя информатики посредством участия в различных профессиональных конкурсах;
— регулярное посещение учителями-наставниками уроков информатики молодых (малоопытных) учителей информатики (возможна организация непрерывно действующих семинаров по обмену опытом);
— организация семинаров-практикумов для учителей по анализу демонстрационного варианта ЕГЭ с использованием материалов открытого банка заданий, опубликованного на официальном сайте ФИПИ, для подготовки, как учителей, так и школьников к решению задач новой перспективной модели ЕГЭ;
— вовлечение учащихся с целью развития творческих способностей в различные конкурсы, проекты, олимпиады по информатике.
В августе – сентябре 2022 г. на заседаниях школьных / городских / муниципальных методических объединений обсудить результаты ЕГЭ-2022 по информатике, а также комплекс мер по планированию и организации подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 по информатике.

Учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 11 классов 2022 г., ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» необходимо продолжить системную работу по совершенствованию процесса преподавания информатики в Республике Мордовия и улучшению подготовки учащихся по предмету. В связи с этим рекомендуется:
1. Обсудить в августе – сентябре 2022 г. (в частности, в рамках Республиканских августовских педсоветов) результаты ЕГЭ-2022 по информатике.
2. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
3. Организовать в рамках деятельности лаборатории математического образования и информатики обучающие семинары и вебинары и другие образовательные события по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
4. Продолжить работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2022 года), для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») в течение 2022 – 2023 учебного года.
5. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
6. Организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей информатики «Педагог 13.ру» socpedagog13.edurm.ru/groups/16
Загрузка...


Уважаемые коллеги!

Информируем вас о том, что
16 — 17 августа 2022 года

Группа компаний «Просвещение» проводит

Всероссийский августовский онлайн-педсовет «Образовательная среда, которую мы
создаём: время новых решений».


Ключевыми темами августовских совещаний станут:
 переход на обновлённые ФГОС в начальной и основной школе,
 использование цифровых образовательных ресурсов для формирования навыков
XXI века у учеников,
 современные подходы к организации воспитательной работы,
 взаимодействие с родителями,
 навыки, которые помогут педагогу справляться с современными вызовами
образования.

Расписание мероприятий:
16 августа в 12.00 (мск) – для руководителей ОУО, директоров и заместителей
директоров ОО
17 августа в 12.00 (мск) – для педагогов 1-11 классов, педагогов-психологов, методистов,
педагогов дополнительного образования, тьюторов
17 августа в 12.00 (мск) – для руководителей, воспитателей дошкольных образовательных
организаций.

В работе августовских совещаний примут участие представители Академии
Минпросвещения России, РАО, ГК «Просвещение», региональных организаций системы ДПО,
руководители ОО, педагоги-практики.

Получить подробную информацию по программе и зарегистрироваться можно по ссылке:
clck.ru/sXL5u
Загрузка...


АКТУАЛЬНЫЕ ВЕБИНАРЫ АПРЕЛЯ

1. Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту для учащихся 8-11 классов
Дата и время: 11 апреля 2022 года 13:00-14:00 о МСК
Ведущий: Рудченко Т. А.
Ссылка для участия: events.webinar.ru/39793577/10880329
Ссылка на запись: Видеозапись пока недоступна

2. Тема: Организация образовательной деятельности по информатике для детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста
Дата: 18.04.22. 14:00-15:00 мск
Ведущий: Шапиро Константин Вячеславович
Ссылка: events.webinar.ru/39793577/10880913

3. Тема: Решение задач ЕГЭ по информатике с применением языка программирования Python"
Анонс:
Будут разобраны варианты решения задач №17 и №25 из ЕГЭ по информатике. Python. Особое внимание будете уделено темам: работа с файлами, понятие диапазона, работа со списками (включая генераторы списков), использование функций. Также будут рассмотрены вопросы повышения эффективности программного кода при решении данного типа задач.
Дата :27 апреля, 16-30 мск.
Ведущий: Шеина Татьяна Юрьевна, автор УМК, старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики Пермского государственного национального исследовательского университета, зам. директора по учебной работе «Компьютерной школы ПГУ»,
Ссылка: events.webinar.ru/39793577/10882287
Загрузка...


Вниманию учителей информатики!

ЗАПИСИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО АКТУАЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Записи мероприятий от ООО «Просвещение-СОЮЗ»

Информатика и обновленный ФГОС ООО: ключевые моменты, требования, особенности
Анонс: Особенности обновлённого ФГОС ООО, требования к базовому и углублённому изучению информатики на уровне основного общего образования. Примерная рабочая программа по информатике для основной школы (базовый уровень) и перспективные программы по информатике для основной школы (углубленный уровень). Основные изменения в содержании УМК по информатике для основной школы. Варианты работы по учебникам информатики из действующего Федерального перечня учебников при переходе на обновленный ФГОС и примерную рабочую программу
Ссылка на запись events.webinar.ru/39793577/9149065/record-new/9381021
Спикер: Босова Людмила Леонидовна, д.п.н, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ, автор УМК «Информатика»
«Решение заданий практической части КИМ ОГЭ по информатике»

Анонс: Особенности подготовки к итоговой аттестации по информатике в основной школе.
Разбор задач базового и повышенного уровня сложности, решение задач № 11, 12, 13.1, 13.2., 14
Спикер:Босова Людмила Леонидовна, д.п.н, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ, автор УМК «Информатика»
Ссылка на запись youtu.be/EnY_Fp0p8FA
Загрузка...
Площадка продуктивного педагогического опыта лаборатории математического образования и информатики «Деятельность современного учителя информатики: новые вызовы, эффективные технологии, лучшие практики»: диалог между регионами состоялся

Профессиональная деятельность учителя информатики в современных условиях сложна и многогранна. Ежедневно каждому из них приходится решать значительное количество разноаспектных профессиональных задач и проблем. Поэтому с целью обсуждения возможностей их решения 5 апреля 2022 года в рамках Всероссийского педагогического марафона «Весенняя школа учителя-2022» состоялась работа Площадки продуктивного педагогического опыта лаборатории математического образования и информатики «Деятельность современного учителя информатики: новые вызовы, эффективные технологии, лучшие практики». Мероприятие было проведено Лабораторией математического образования и информатики на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Цель мероприятия – обсуждение с сообществом учителей, работающих в предметной области «Информатика», практически значимых вопросов их профессиональной деятельности. В работе площадки приняли участие учителя информатики и руководители ШМО общеобразовательных организаций г. Перми, г. Пенза, Ульяновской области, г. о. Саранск и Республики Мордовия. Общее количество участников семинара – 106 человек. Модератор мероприятия – Журавлева Ольга Николаевна, руководитель Лаборатории математического образования и информатики, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»», кандидат педагогических наук.

В начале мероприятия молодые учителя из городов Перми и Саранска представили свой продуктивный опыт решения проблемы подготовки обучающихся к КЕГЭ по информатике:
— «Алгоритмы в КЕГЭ по информатике» – Проворова Анна Александровна, учитель информатики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики», г. Пермь;
— «Возможности табличного процессора для решения задач КЕГЭ по информатике» – Данилина Юлия Николаевна, учитель информатики Лицея ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.
Значительный интерес вызвало выступление Константина Вячеславовича Шапиро, заместителя директора по научно-методической работе и методиста Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, кандидата педагогических наук, почетного работника образования, Лауреата президентской премии в области образования «Воспитание подрастающего поколения – будущее России». В своем выступлении «Использование интерактивных тетрадей в преподавании алгебры логики» он раскрыл возможности использования современных электронных средств обучения для решения наиболее сложных вопросов обучения информатике. К. В. Шапиро – член авторского коллектива учебных пособий, входящих в ФПУ, поэтому представленный им практический опыт представляет интерес для учителей информатики.
Практико-ориентированный характер носило и выступление Надежды Николаевны Лукиенко, ведущего методиста отдела внедрения развивающего обучения и новых продуктов ООО «Просвещение-Союз» (г. Москва). Надежда Николаевна активно и на постоянной основе сотрудничает с ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»». Цель ее выступления «Инженерное и IT-образование. Пособия для успешной работы учителя и подготовки школьников к реальной жизни» – знакомство учителей с новинками учебной и учебно-методической литературы, выпускаемыми ООО «Просвещение-Союз» (г. Москва). Через подробные характеристики более 10 разных изданий спикером было раскрыто актуальное в современных условиях содержание обучения информатике и специфика организации обучения информатике школьников.
В содержание мероприятия были включено обсуждение еще нескольких важных и инновационных направлений практической деятельности учителя информатики:
— «Введение в Python через модуль «Черепашка»» – Савчук Иван Владимирович, учитель информатики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики», г. Пермь;
— «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики» –Станкина Елена Ивановна, учитель информатики МОУ «Лицей № 43», г. Саранск;
— «Формирование проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО средствами робототехники» – Сироткин Владимир Алексеевич, учитель информатики МОУ «Центр образования «Тавла» – Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Саранск.
Работа площадки была продолжительной, длилась более двух с половиной часов. Но, несмотря на это, участники мероприятия высказали мнение, что состоялся интересный, плодотворный и профессионально полезный обмен опытом между регионами по значимым сегодня проблемам для учителя информатики. Было решено продолжить сотрудничество по всем актуальным направлениям педагогической деятельности.

С материалами семинара можно ознакомиться по ссылке
cloud.mail.ru/public/8Bsn/NgwgPXBbD

Видеозапись мероприятия расположена по ссылке cloud.mail.ru/public/YPAD/2afheghEM
Загрузка...