Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Информатика» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ЕГЭ -2022
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2022 по информатике позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
1. Необходимо своевременно изучать нормативно-правовые документы, кодификатор и спецификацию ЕГЭ по информатике, методические рекомендации ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материалы, размещенные по адресу
fipi.ru/ege.
2. Необходимо ознакомиться с содержанием КИМ ЕГЭ 2023 года. Информация об изменениях в КИМ ЕГЭ-2023 по информатике будет опубликована до 1 сентября 2022 года.
3. В процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по информатике 2022 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки и затруднения обучающихся.
4. Необходимо рационально распределить учебное время, отведенное на изучение новых тем курса информатики 11 класса и подготовку к ЕГЭ с учетом особенностей обучающихся. Поэтому надо провести корректировку календарно-тематического планирования (КТП) с учётом вышеуказанных проблемных тем. Вариант оформления КТП представлен ниже в таблице 1.
5. При подготовке старшеклассников к сдаче ГИА-11 по информатике целесообразно познакомить их с опубликованными вариантами работ, критериями оценивания заданий. Необходимо также ознакомить обучающихся с обобщённым планом подготовки к итоговой аттестации в предстоящем году. На основе информации, размещенной по адресу (https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege#ma – Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике), следует дать им рекомендации по самостоятельному планированию и повторению учебного материала в течение учебного года. Одним из главных в подготовке обучающихся должен стать принцип активного обучения, когда каждый школьник становится мотивированным субъектом этого процесса.
6. Задача учителя при подготовке к ГИА-11 по информатике – не просто подготовить обучающихся к итоговой аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ЕГЭ по информатике – качественное изучение информатики, ликвидация пробелов в базовых знаниях по предмету. Главной задачей подготовки к итоговой аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса информатики. Необходимо учить универсальным приёмам и подходам к решению заданий на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМ.
7. Параллельно с изучением новых тем курса информатики в XI классе следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
8. При организации подготовки к единому государственному экзамену по информатике, отработке материала следует уделить особое внимание дифференцированному обучению школьников с разным уровнем предметной подготовки.
9. Важная часть подготовки к ЕГЭ – организация учителем чётко спланированной, системы диагностики, использование современных способов проверки знаний, умений и навыков обучающихся и оценочных материалов (в том числе электронных), обеспечивающих в течение всего времени подготовки своевременный и качественный контроль учебных достижений обучающихся, в частности, содержащихся в банке оценочных материалов ФИПИ.
10. На основе постоянной диагностики недостатков изучения понятий и методов информатики целесообразно составить и корректировать индивидуальную траекторию подготовки обучающихся к ГИА. Организацию входной диагностики знаний и умений по информатике в 11 классе можно осуществить в начале текущего учебного года через проведение контрольной работы. Тексты контрольной работы могут быть разработаны районными или школьными МО учителей информатики. При составлении текстов контрольных работ можно использовать: сборники тестовых заданий, изданных на федеральном уровне, тексты банка задач сайта разработчиков КИМ ЕГЭ по информатике
www.statgrad.org/, www.fipi.ru. Обращаем внимание, что индивидуальные карты учета успехов, учащихся не являются обязательными. Вопрос об их ведении и форме должен решаться на МО учителей информатики школы или муниципалитета.
11. Для успешной подготовки к экзамену учащимся рекомендуется составить индивидуальный план подготовки (вариант которого представлен в
college.spbstu.ru/userfiles/files/Metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-k-KEGE.pdf), учитывающий текущий уровень освоения учебного материала.
12. В ходе организации итогового повторения и систематизации знаний учащихся в целях подготовки к ГИА, необходимо текущие контрольные задания для учащихся формировать в соответствии с их уровнем подготовки и в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по информатике (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-2).
13. Ошибки являются обязательным элементом обучения, полностью избежать ошибок обучающимися невозможно. Поэтому требует внимания изучение информации о типах допускаемых обучающимися ошибок., наиболее часто допускаемые обучающимися. Практически значимо знакомиться не только с рекомендациями за текущий год, но и с материалами предыдущих лет для того, чтобы получить наиболее полное представление обо всех разделах экзамена и типичных ошибках, допускаемых экзаменуемыми. На уровне ОО также необходимо провести анализ ошибок и выработать систему мероприятий по их предупреждению и устранению.
14. Важно в процессе подготовки к сдаче ГИА-11 осуществлять выявление причин ошибок, которые возникают у ученика. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не формируются навыки самоконтроля и др.).
15. Для преодоления типичных грубых ошибок у обучающихся учителю следует предусмотреть:
организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы;
включение в дидактические материалы уроков задач из банка задач базового уровня, размещенного на сайте ФИПИ в соответствии с программой обучения курса, начиная с 10 класса;
формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной речи.
16. Описание конкретных технологий подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике, приемы работы учителей практиков можно найти в ряде публикаций:
cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-podgotovki-shkolnikov-k-ege-po-informatike-iikt
media.foxford.ru/kak-podgotovitsia-k-ege-po-informatike/
videouroki.net/razrabotki/metody-podgotovki-uchashchikhsya-k-ege-po-informatike.html
17. На практике учителю информатики представляется целесообразным использовать различные интернет-ресурсы, в частности:
gia.edu.ru/- официальный информационный портал ГИА 9 класс;
www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ;
fipi.ru/ – сайт Федерального института педагогических измерений, тренажеры для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в компьютерной форме, навигаторы для самостоятельной подготовки к ГИА;
inf-ege.sdamgia.ru- разбор заданий ЕГЭ, тренировочные online-тесты;
inf-oge.sdamgia.ru/ — разбор заданий ОГЭ, тренировочные online-тесты;
labs-org.ru/ — видеуроки, теоретический материал, разбор заданий ОГЭ и ЕГЭ;
www.kpolyakov.spb.ru/- сайт Полякова К.Ю., теоретический материал, разбор заданий ОГЭ и ЕГЭ, большая библиотека заданий, тренировочные тесты.
18. Электронные образовательные ресурсы по информатике
ideone.com/ — онлайновая система программирования, компиляторы для любого языка программирования;
acmp.ru- школа программиста, алгоритмы решения олимпиадных задач, онлайновая система проверки выполнения заданий;
o
informatics.mccme.ru -дистанционная подготовка по информатике;
www.rosolymp.ru – сайт Всероссийской олимпиады школьников;
www.kpolyakov.spb.ru/ – сайт учителя информатики, автора учебников Ю.К.Полякова, методические материалы для учителя;
acm.timus.ru/ — задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой – TimusOnlineJudge;
disk.yandex.ru/i/EcJXxO6UmhqS0w — программное обеспечение для проведения ГИА по информатике (ссылки для инсталляции программ. Кумир 1.9.1, PascalABC.Net, Python, C++ и сред программирования).
19. Большое значение в решении поставленных задач имеет плодотворная работа муниципальных методических объединений учителей информатики. Задача методических объединений – оказывать помощь учителям по следующим направлениям:
— развитие творческой инициативы учителя информатики посредством участия в различных профессиональных конкурсах;
— регулярное посещение учителями-наставниками уроков информатики молодых (малоопытных) учителей информатики (возможна организация непрерывно действующих семинаров по обмену опытом);
— организация семинаров-практикумов для учителей по анализу демонстрационного варианта ЕГЭ с использованием материалов открытого банка заданий, опубликованного на официальном сайте ФИПИ, для подготовки, как учителей, так и школьников к решению задач новой перспективной модели ЕГЭ;
— вовлечение учащихся с целью развития творческих способностей в различные конкурсы, проекты, олимпиады по информатике.
В августе – сентябре 2022 г. на заседаниях школьных / городских / муниципальных методических объединений обсудить результаты ЕГЭ-2022 по информатике, а также комплекс мер по планированию и организации подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 по информатике.
Учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 11 классов 2022 г., ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» необходимо продолжить системную работу по совершенствованию процесса преподавания информатики в Республике Мордовия и улучшению подготовки учащихся по предмету. В связи с этим рекомендуется:
1. Обсудить в августе – сентябре 2022 г. (в частности, в рамках Республиканских августовских педсоветов) результаты ЕГЭ-2022 по информатике.
2. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
3. Организовать в рамках деятельности лаборатории математического образования и информатики обучающие семинары и вебинары и другие образовательные события по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
4. Продолжить работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2022 года), для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») в течение 2022 – 2023 учебного года.
5. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
6. Организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей информатики «Педагог 13.ру» socpedagog13.edurm.ru/groups/16