по совершенствованию методики преподавания
учебного предмета «Литература» (ОГЭ)
Анализ КИМ и результатов выполнения экзаменационной работы по литературе показывает актуальность некоторых наиболее общих рекомендаций по внедрению современных подходов к преподаванию литературы в основной школе, данных членами федеральной и региональной предметной комиссии по литературе в предыдущие годы: ·
— обратить особое внимание на формирование у учащихся умения анализировать лирическое и лироэпическое произведение в единстве формы и содержания, что в полной мере соответствует задачам курса 9 класса и имеет большое значение для дальнейшего изучения литературы в 10-11 классах на базовом и углублённом уровнях
— начиная с 5 класса вести последовательную систематическую работу по обучению учащихся написанию связного текста на основе литературного материала, проводить специальные уроки обучения сочинению, широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие аудиторные письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут
-оценивать точность ответа на поставленный вопрос, глубину понимания учащимися авторской идеи и умение ее истолковать, сформированность умения логически мыслить· -обращать особое внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении, формулировать собственное отношение к героям и т.п.
— добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов в практике школьного анализа художественного произведения, систематически работать над формированием навыка грамотного и уместного использования литературоведческой терминологии
— широко использовать в образовательном процессе банк открытых заданий Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
— в урочной и внеурочной деятельности через проблемные ситуации создавать условия, способствующие формированию заинтересованности учеников в освоении программных произведений русской литературы
— практиковать «медленное» чтение литературного произведения, чтение «под микроскопом» как средство, развивающее внимание к художественному слову и его роли в воплощении авторского замысла; учить школьников находить тропы и фигуры речи, объяснять их функцию
— подготовку к экзамену начинать с проработки демоверсии, кодификатора, спецификации, особое внимание уделить критериям оценивания и структуре КИМ
— проводить внутренние и внешние диагностические процедуры, близкие к формату ОГЭ, и анализировать их результаты
— создавать условия для формирования и развития читательской грамотности обучающихся.
Рекомендации должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся
• Учителям, методическим объединениям учителей.
Анализ результатов основного государственного экзамена позволяет дать учителям литературы следующие рекомендации:
— при планировании образовательного процесса на уровне основного общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Литература».
— при подготовке к ОГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку в 2024 году.
— необходимо формировать представления обучающихся о связи литературных произведений с эпохой их написания, о заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностях и их современного звучания
-проводить на уроках литературы систематическую работу по развитию умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
— учить определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
— совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
— усилить работу по формированию у учеников собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимания авторской позиции и выражения своего отношения к ней;
— на уроках литературы особое внимание уделять написанию сочинений, связанных с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
— совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ОГЭ по литературе; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».
o Муниципальным органам управления образованием.
— обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации;
-усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ОГЭ по предмету «Литература»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
— обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показывающих низкие образовательные результаты по литературе;
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через участие в программах повышения квалификации и закрепление наставников, из числа педагогов, показывающих высокие образовательные результаты по литературе;
— инициировать проведение открытых уроков ведущими педагогами филологами, в том числе по наиболее сложным темам в преподавании предмета, с обязательным участием педагогов общеобразовательных организаций, где в качестве итоговой аттестации выбрана литература
— обеспечить участие в постояннодействующих методических семинарах по вопросам подготовки к итоговой аттестации на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» 100% педагогов, чьи обучающиеся в качестве итоговой аттестации выбрали литературу.
o Прочие рекомендации.
Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих высокие результаты ОГЭ.
Характеристики выявленных сложных для участников ОГЭ заданий с указанием типичных ошибок и выводов о вероятных причинах затруднений при выполнении указанных заданий
Типичные ошибки и затруднения участников ОГЭ
Общие проблемы
1. Незнание литературных произведений или поверхностное представление об их содержании.
2. Отсутствие умения убедительно обосновывать свои тезисы, привлекая текст для аргументации на уровне анализа важных для выполнения заданий фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
3. Наличие фактических ошибок в работах экзаменуемых. Типичные фактические ошибки:
• искажение имён, отчеств, фамилий, инициалов писателей;
• искажение названий произведений;
• искажение имён, фамилий литературных героев;
• ошибки в названии мест событий;
• искажение содержания литературного произведения;
• искажение историко-литературных фактов;
• неточности в цитировании.
4. Типичные речевые ошибки экзаменуемых:
• употребление слова в несвойственном ему значении;
• употребление слов иной стилевой окраски;
• неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов;
• неоправданное употребление просторечных слов;
• смешение лексики разных исторических эпох;
• неоправданное повторение слова;
• нарушение лексической сочетаемости;
• речевая избыточность (употребление лишних слов, плеоназм, тавтология).
Задания базового уровня сложности
1. Недостаточная сформированность умения анализировать лирическое произведение.
2. Затруднения обучающихся в выполнении анализа произведения в единстве формы и содержания.
3. Отсутствие умения выявить художественные приёмы, используемые автором для создания образа, и охарактеризовать их.
Задания повышенного уровня сложности
1. Недостаточный уровень владения умением сопоставлять лирические стихотворения.
2. Недостаточное владение видом деятельности: определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления.
Задания высокого уровня сложности
1. Отсутствие умения раскрыть тему сочинения многосторонне.
2. Отсутствие умения использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Допущены типичные ошибки в употреблении теоретико-литературных понятий: рассказ, антитеза, метафора, эпитет, олицетворение, сравнение.
3. Нарушение последовательности и необоснованные повторы внутри смысловых частей сочинения.
4. Нарушение композиционной связи между смысловыми частями полноформатного сочинения по литературе.
Причины выявленных затруднений участников ОГЭ
1. Низкий уровень читательской культуры выпускников, проявляющийся в узком литературном кругозоре.
2. Незнание и неглубокое понимание текстов художественных произведений, которое приводит к сужению возможностей успешного выполнения заданий и грубым фактическим ошибкам.
3. Неверное понимание содержательного аспекта сопоставления, указанного в формулировках задания 4., приводит к поверхностному сопоставлению или сопоставлению не в заданном направлении.
4. Отсутствие систематической работы на уроках над формированием умения выявлять в тексте изобразительные средства и определять их художественные функции приводит к неумению использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения и к ошибкам в заданиях базового уровня сложности, связанных с анализом художественной формы.
5. Недостаточное владение умением аргументировать свои суждения, опираясь на анализ значимых элементов текста, приводит к снижению результатов выполнения всех заданий.
6. Недостаточное владение метапредметным умением создавать письменное монологическое высказывание приводит к ошибкам при выполнении задания 5.1-5.5 (написание развёрнутого полноформатного сочинения по литературе).
7. Непонимание формулировки задания или темы сочинения.
Причины получения выявленных типичных ошибочных ответов
1. Проблемы преподавания литературы в основной школе:
• недостаточная работа с текстами художественных произведений на уроках литературы;
• непоследовательное применение системы работы по обучению школьников созданию развёрнутого письменного высказывания;
• отсутствие системы в работе с теоретическими понятиями в 5 – 9 классах;
• преобладание на уроках литературы устных форм работы.
2. Недостатки в организации подготовки школьников к государственной итоговой аттестации по литературе:
• отсутствие со стороны учителя сопровождения качественной подготовки обучающихся к основному государственному экзамену по литературе;
• слабый контроль за повторением текстов художественных произведений, входящих в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного государственного экзамена по литературе;
• отсутствие системы в работе школьников с контрольными измерительными материалами основного государственного экзамена по литературе: открытым банком заданий ОГЭ, критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом; пособиями по подготовке к экзамену.
3. Недостаточное освоение учителями и преподавателями методической базы основного государственного экзамена по литературе, в том числе критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Пути устранения типичных ошибок в ходе обучения школьников
1. Для разработки стратегии подготовки школьников к основному государственному экзамену по литературе необходимо определить уровни их подготовленности:
• объективно оценить их потенциальные возможности;
• выявить существенные пробелы в подготовке;
• познакомиться с типичными проблемами и ошибками экзаменуемых с аналогичным уровнем подготовки, проявившимися на экзамене.
2. Повышать уровень читательской культуры школьников, расширять их культурный кругозор, формировать познавательную самостоятельность на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
3. На каждом уроке изучения литературного произведения уделять время вдумчивому прочтению и глубокому осмыслению фрагмента литературного произведения.
4. При организации системной работы по подготовке школьников к написанию сочинения учить внимательно прочитать тему, чтобы не уходить от прямого ответа на поставленный вопрос; уместно цитировать художественный текст и комментировать привлекаемые для анализа цитаты. Включать в обучение также следующие аспекты:
• глубокое и многосторонее раскрытие темы сочинения;
• привлечение текста для аргументации суждений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.;
• использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;
• соблюдение композиционной цельности и логичности сочинения.
5. Рекомендовать освоение школьниками базовых литературоведческих понятий в трёх аспектах:
• осмыслить определение теоретико-литературного понятия, приведённое в учебнике и словаре;
• понять смысловое ядро, ключевое слово определения;
• соотнести определение приёма и конкретный пример его реализации в художественном тексте.
6. Анализировать произведения разных родов и жанров в единстве их формы и содержания (устно и письменно). Совершенствовать навыки школьников по анализу лирического произведения в следующих аспектах:
• интерпретация текста,
• нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств и выявление их роли в раскрытии авторского замысла,
• определение видов рифмовки и стихотворного размера.
7. Использовать на уроках задания на аспектное сопоставление произведений. В процессе обучения развивать навыки аргументации и обобщения, умение логически выстраивать письменное рассуждение.
8. Обязательно использовать на уроках литературы и при подготовке домашних заданий материалы учебников, формирующих представление об этапах развития литературного процесса, принадлежности писателя к определённой эпохе.
Осуществлять систематическую работу по улучшению речевой грамотности школьников
2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
o Учителям, методическим объединениям учителей.
Группа 1
(обучающиеся, получившие отметку «2»)
1. Школьникам с низким уровнем мотивации необходимо давать стимул к внимательному чтению художественных произведений. Подмена осмысленного чтения литературного произведения поверхностным знакомством с его содержанием затрудняет понимание школьниками текста произведения, ведёт к грубым фактическим ошибкам.
2. Главный ресурс получения положительного результата участниками группы – задания базового уровня сложности, развёрнутые ответы ограниченного объёма (задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2). При подготовке к экзамену больше внимания следует уделять этим заданиям. Большей отработки требуют задания, связанные с анализом элементов художественной формы.
3. Включать в обучение школьников данной группы такой вид деятельности, как определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления. Это позволит улучшить результаты выполнения сопоставительных заданий слабо мотивированными обучающимися.
4. Организовать работу по освоению базовых теоретико-литературных понятий. Алгоритм работы по освоению терминологии участниками этой группы:
• осмыслить определение теоретико-литературного понятия, приведённого в учебнике или словаре;
• найти ключевое слово в определении и понять его значение;
• соотнести определение приёма и конкретный пример его реализации в художественном тексте.
5. Обратить особое внимание на подготовку к сочинению, так как оно типологически близко к заданиям, посильным выпускникам с низкой мотивацией. Алгоритм работы над сочинением:
• внимательно прочитать и осмыслить формулировку темы;
• дать прямой ответ на поставленный вопрос;
• логически правильно построить рассуждение;
• включить теоретико-литературные понятия в сочинение;
• основные тезисы ответа соотносить с формулировкой темы, аргументировать их на основе художественного произведения.
6. Работать над повышением речевой грамотности обучающихся с низким уровнем мотивации.
Группа 2
(выпускники, получившие отметку «3»)
1. Возможность существенного повышения результата представителями группы связана с активным расширением читательского кругозора: внимательное чтение и осмысление художественных произведений, заучивание наизусть лирических стихотворений.
2. Формировать навык анализа текста, особенно лирического, в его жанрово-родовой специфике. Систематическое изучение лирики, представленной в школьном курсе литературы, развитие умения воспринимать и интерпретировать незнакомое стихотворение – важные направления подготовки к экзамену.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Формировать у обучающихся навыки, способствующие повышению результативности в выполнении сопоставительных заданий.
5. Обучать школьников умению понимать и раскрывать тему сочинения остаётся значимым аспектом подготовки к экзамену:
• уметь вчитаться в формулировку темы;
• вычленить в ней ключевые слова;
• выявить констатирующую часть;
• осмыслить вопрос, ответом на который должна стать главная мысль сочинения.
6. Обучать школьников умению в сочинениях разного объёма привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа важных для выполнения задания элементов произведения.
7. Систематически использовать термины для анализа художественного текста, обучать школьников поиску средств выразительности в художественном тексте и определению их художественных функций.
8. Знакомить обучающихся с видами речевых ошибок. Способствовать повышению речевой грамотности у обучающихся.
Группа 3
(выпускники, получившие отметку «4»)
1. Повышать мотивацию школьников к осознанному, творческому чтению литературных произведений.
2. Создавать условия для заучивания наизусть стихотворений и фрагментов из них, цитат из эпических произведений.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Отрабатывать на уроках алгоритм выполнения сопоставительного задания. В систему подготовки к экзамену выпускников с хорошей мотивацией нужно включить задания, нацеленные на совершенствование навыков сопоставительного анализа произведений, в том числе стихотворений разной тематики, проблематики, разных литературных направлений.
5. При обучении школьников написанию сочинения на литературную тему опираться на критерии оценивания развёрнутых ответов, обратить особое внимание на аспект: «глубокое и многостороннее раскрытие темы сочинения».
6. В систему подготовки к экзамену включать задания, нацеленные на совершенствование умения привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем и деталей.
7. На уроках литературы актуализировать знания теоретико-литературных понятий для формирования умения использовать их как инструмент анализа художественного текста.
Группа 4
(выпускники, получившие отметку «5»)
1. Углублять знания обучающихся по теории литературы, стихосложению; совершенствовать умение интерпретировать произведение, используя теоретико-литературные понятия для его анализа.
2. Совершенствовать умение сопоставлять лирические произведения в различных ракурсах, выявлять черты их сходства и различия, учить созданию композиционно сбалансированного монологического высказывания.
3. Совершенствовать умение использовать текст для аргументации на уровне анализа важных для выполнения задания элементов текста произведения при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4. Поддерживать стремление школьников к свободному владению большим цитатным материалом.
o Администрациям образовательных организаций:
1. Осуществлять контроль за выполнением рабочей программы по литературе, федерального государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2.Выявить «проблемные» для выпускников школы заданий ОГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–9 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.
o Муниципальным органам управления образованием.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
o Прочие рекомендации.
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ОГЭ по литературе, трансляция успешного опыта учителей.