Учителя русского языка и литературы

Основная информация

Администратор группы:
Медянкина Елена Владимировна

Сетевое сообщество учителей русского языка и литературы «Буквица»

Цель работы сообщества:

  • объединение учителей-филологов Республики Мордовия;

  • повышение качества филологического образования;

  • оказание методической помощи учителям — филологам.

Задачи:

  • обмен педагогическим опытом;

  • обсуждение проблем, возникающих в процессе работы учителя-филолога;

  • обсуждение проблем, связанных с процессом реформирования образования;

  • создание атмосферы сотрудничества и сотворчества учительства Республики Мордовия.

Участники сообщества: учителя-филологи, руководители ОУ, методисты и преподаватели вузов, учащиеся и родители. А также все, кто интересуется вопросами преподавания филологических дисциплин в школе.

Направления работы:

  • Опыт использования ИКТ и Интернет-ресурсов в преподавании филологических дисциплин;

  • Новые технологии  на уроках русского языка и литературы;

  • Педагогическая мастерская (презентации, уроки, мастер-классы, внеурочная деятельность);

  • Олимпиадное движение;

  • Творческая мастерская (творчество учителей и учащихся);

  • Обзор рекомендуемых учебно-методических линий по русскому языку и литературе;

  • Библиотека учителя-филолога.

Рейтинг: 10465
Создана 12 лет назад

Стена группы

Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ -2024г. (ЕГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям
1. При планировании образовательного процесса на уровнях основного общего и среднего общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО и ФГОС СОО
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2025 году.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видеоконсультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10-11 классах задания, связанные с анализом целостного текста: комплексная работа с текстом позволит углубить и расширить представления участников ЕГЭ о различных языковых явлениях, увидеть содержательное, стилевое и структурное единство текста и тем самым снизит риск ошибок
6. Начиная с 5 класса при работе с текстом регулярно предлагать школьникам задания, нацеленные на совершенствование умений формулировать главную мысль текста, авторскую позицию, комментировать проблему, отбирать текстовый материал для примеров-иллюстраций, выстраивать пояснения к примеру-иллюстрации, устанавливать и оформлять словесно связь между примерами-иллюстрациями, анализировать ее. При этом необходимо уделять особое внимание осмыслению обучающимися языковых средств достижения целостности и связности текста.
7. При обсуждении творческих письменных работ школьников (изложений, сочинений, письменных ответов на вопросы и пр.) необходимо подвергать тщательному разбору не только содержание ответов, но и типичные ошибки всех видов, допущенные обучающимися, обращая особое внимание на речевые, грамматические ошибки.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Проводить диагностику учебных достижений обучающихся по материалам, разработанным ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (открытый банк заданий ЕГЭ).
2. Провести совещание руководителей методических объединений учителей русского языка образовательных организаций Республики Мордовия, в рамках которого познакомить их с «Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по русскому языку» (ФИПИ) и материалами данного статистико-аналитического отчета.
3. Продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышения профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества.
4.Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ.
5. Обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
6. Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей русского языка «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups//21 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей русского языка, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:
— кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
— кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
— банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.

Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с низким уровнем предметной подготовки по русскому языку ЕГЭ
– Требования ЕГЭ:
Ознакомить учащихся с критериями и форматом экзамена, объяснить структуру заданий.

– Индивидуальные траектории обучения:
Разработать персонализированные планы подготовки с учетом уровня знаний и потребностей каждого ученика.

– Поэтапная работа с заданиями:
Начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность. Уделять внимание каждому из типов заданий ЕГЭ.

– Систематическая практика:
Регулярно предлагать обучающимся для выполнения пробные тесты и тренировочные задания, чтобы ученики могли привыкнуть к формату.

– Работа над ошибками:
Анализировать ошибки и недостатки в выполнении заданий, предоставлять конкретные рекомендации по улучшению.

– Использование дополнительной литературы:
Рекомендовать пособия, сборники заданий и онлайн-ресурсы.

– Групповая работа:
Создавать рабочие группы для совместной подготовки, что поможет учащимся обмениваться знаниями и опытом.
– Мотивация:
Формировать положительное отношение к учёбе, отмечая прогресс и достижения каждого ученика.

– Отработка навыков:
Уделять больше внимания написанию сочинения -рассуждения и анализу текстов.

– Технологии и мультимедиа:
Использовать электронные платформы и приложения для практики, что сделает процесс обучения более интересным и интерактивным.

Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с удовлетворительным уровнем предметной
подготовки по русскому языку ЕГЭ

– Диагностика уровня подготовки:
Проводить тестирование для определения сильных и слабых сторон учащихся, понимания их знаний по темам.

– Целенаправленное изучение ключевых тем:
Выделить важные темы и разделы и сосредоточиться на их глубоком изучении.

– Разнообразие методов обучения:
Использовать различные методы и формы работы, включая групповые, индивидуальные и проектные задания.

– Работа с текстом:
Заниматься анализом и интерпретацией текстов, что развивает критическое мышление и умение работать с разными типами источников.

– Обратная связь и коррекция:
Обеспечивать детализированную обратную связь по результатам выполнения заданий, помогать учащимся понимать свои ошибки и находить пути их исправления.
– Углубленное развитие навыков написания:
Уделять внимание написанию сочинения, учить структуре и логике сочинения -рассуждения.

– Использование дополнительных ресурсов:
Ознакомить обучающихся с полезными вебинарами и учебным материалами, которые помогут углубить знания.

– Создание мотивационной среды:
Формировать положительный настрой на успешную сдачу экзамена, отмечая достижения и прогресс учеников.

– Систематизация знаний:
Помогать учащимся организовать и систематизировать свои знания, создавая схемы или таблицы по темам.

Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с достаточно высоким уровнем предметной
подготовки по русскому языку ЕГЭ

– Углубленное изучение сложных тем:
Сфокусироваться на более сложных аспектах русского языка, таких как стилистика, риторика и грамматика.

– Разработка индивидуальных образовательных маршрутов:
Создавать персонализированные планы подготовки в соответствии с интересами и потребностями учащихся, включая выбор дополнительных тем.

– Анализ текстов:
Проводить занятия по анализу литературных произведений и различных текстов, что развивает критическое мышление и помогает лучше подготовиться к заданиям ЕГЭ по русскому языку.

– Творческие задания:
Включать в обучение творческие задания, такие как написание сочинения на актуальные темы, исследования и проекты по языковедению.
– Моделирование экзаменационной ситуации:
— Периодически проводить полные пробные экзамены в условиях, приближенных к реальным, для отработки навыков выполнения заданий в ограниченное время.

– Использование современных технологий:
Интегрировать электронные ресурсы, онлайн-платформы и приложения для практики, что значительно разнообразит процесс обучения.

– Групповые обсуждения:
Организовать занятия в формате дискуссий, где учащиеся смогут обсуждать темы, делиться мнениями и аргументировать свою позицию.

– Формирование исследовательских навыков:
Поощрять учащихся к проведению самостоятельных исследований и анализу различной литературной и языковой информации.

– Обратная связь и самооценка:
Способствовать самоанализу и самооценке, предоставляя учащимся возможность рецензировать свои работы и делать выводы по всем этапам обучения.

– Поддержание мотивации:
Создавать положительную атмосферу в классе, отмечая достижения и успехи учащихся, что способствует их дальнейшему развитию и повышению интереса к предмету.

Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения обучающихся с высоким уровнем предметной подготовки по русскому языку ЕГЭ

– Анализ и углубление знаний:
Систематически анализировать уровень знаний и выявлять возможности для углубленного изучения отдельных тем и аспектов языка.
– Индивидуализированные задания:
Предоставлять учащимся сложные и разнообразные задания, соответствующие их интересам и уровню подготовки, включая проекты и исследования.

– Критическое мышление:
Развивать навыки критического мышления через дискуссии, анализ текстов и аргументированное выступление по различным вопросам.

– Пробные экзамены:
Регулярно проводить пробные тестирования в формате ЕГЭ, чтобы учащиеся могли адаптироваться к экзаменационным условиям.

– Творческие задания:
Включать задачи на написание сочинения- рассуждения, анализ литературных произведений и создание презентаций, чтобы развивать творческие способности.

– Использование цифровых технологий:
Интегрировать онлайн-ресурсы и образовательные платформы для самостоятельной работы, что улучшает взаимодействие и усвоение материала.

– Групповая работа и сотрудничество:
Организовать групповые проекты и обсуждения, которые способствуют обмену идеями и совместному решению задач.

– Обратная связь и рефлексия:
Обеспечивать глубокую и конструктивную обратную связь по выполненным заданиям, способствуя самоанализу и развитию рефлексивных навыков.

– Исследовательская деятельность:
Инициировать создание исследовательских проектов по разной тематике, что углубляет знания по предмету.
– Поддержание заинтересованности:
Мотивировать учащихся, демонстрируя значимость изучаемого материала, поощряя участие в олимпиадах, конкурсах и других формах проявления знаний.

o Администрациям образовательных организаций
Внимательно анализировать результаты различных процедур оценки качества образования (например, ВПР, ОГЭ, внутришкольных диагностических, проверочных, контрольных работ), с целью устранения выявленных «дефицитных» полей своевременно вносить коррективы в рабочие программы.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ЕГЭ по русскому языку, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников.
Рекомендовать муниципальным органам управления образованием проведение семинаров, вебинаров, круглых столов и других мероприятий по организации дифференцированного обучения школьников.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Темы, рекомендуемые для обсуждения на методических объединениях учителей русского языка и литературы:
1. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2024 году и типичных ошибок обучающихся.
2. Анализ структуры и содержания КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2025 учебном году, основные методические подходы к организации качественной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
3. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка.
4. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, демонстрирующих повышенный интерес к изучению русского языка.
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Возможные направления повышения квалификации работников образования:
• совершенствование предметных компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование методических компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование профессиональных компетентностей учителя русского языка, направленных на формирование и оценивание функциональной (читательской) грамотности обучающихся;
• особенности организации дифференцированного обучения.
Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей русского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
Организовать адресную методическую поддержку учителям русского языка через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-20
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Круглый стол «Анализ результатов ГИА по русскому языку и литературе: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Председатели и эксперты предметных комиссий, руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
2 Консультации для учителей русского языка и литературы по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
3 Панорама педагогических идей «Проблема повышения речевой и
языковой грамотности старшеклассников при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе» в рамках конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
4 Тематическое заседание регионального предметного клуба учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
Руководители районных методических объединений учителей русского языка и литературы.
5 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
6 Вебинар «Анализ результатов регионального тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ по русскому языку».
Место проведения ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
7 Консультации для учителей русского языка и литературы по проведению ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
8 Семинар для экспертов предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ «Структура и содержание КИМ по предмету, назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципы и методы их разработки».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ.
9 Курсы для учителей русского языка и литературы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе» (48 часов).
Программа размещена в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
10 Курсы для экспертов предметной комиссии по русскому языку по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка председателя и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по русскому языку» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Эксперты предметной комиссии.
11 Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе: методические стратегии успеха» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
12 Консультирование участников ЕГЭ по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением учителей русского языка, вошедших в республиканский методический актив.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.

13 Консультирование участников ЕГЭ по русскому языку учителей и родителей в рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Родители, учителя русского языка и литературы.
14 Республиканский конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.

5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-21
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Публикация статей педагогических работников об обучении русскому языку в журнале «Педагог 13.ру»:
URL. – pedagog13.ru/#sppb-carousel2
Формат проведения: дистанционный.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
2 Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по русскому языку или получили высокий балл по предмету (ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одарённых детей», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей», Лицей ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва», МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 2», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 4», МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2», МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И. Семикова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»).
Формат проведения: Единый методический день.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».

3 Проведение открытых уроков педагогами, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по русскому языку или получили высокий балл по предмету (МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3», МБОУ «Кадошкинская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени генерал-лейтенанта И.А. Арапова», МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3»).
Формат проведения: Республиканская ярмарка педагогических инноваций.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.

— Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах на уровне региона по сценарию основного периода с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.4. Работа по другим направлениям

— Участие во Всероссийском конкурсе сочинений, который имеет большое количество номинаций и направлений.

— Для повышения уровня подготовки обучающихся к ГИА формировать навыки функциональной (читательской грамотности), вести методическую работу с педагогами в данном направлении.

— Организация наставничества над молодыми учителями русского языка и литературы.

— Продолжить работу со школами с низкими результатами в 2024-2025 году.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Разумова Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, председатель региональной предметной комиссии
Савичева Николаевна Татьяна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Медянкина Елена Владимировна методист кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования

Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ -2024г. (ОГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК».

4.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям
 проанализировать результаты ОГЭ;
 выявить проблемные зоны подготовки к ОГЭ;
 сопоставить результаты учащихся по комплексу оценочных процедур ВПР и ОГЭ для выявления пробелов в знаниях учащихся;
 скорректировать рабочие программы с учетом проблемных полей обучения и перспективной модели ОГЭ для повышения уровня ключевых предметных компетенций;
 провести заседания методических объединений по тематике выявленных затруднений учеников 9-х классов по проблемам: «Виды и типы устного и письменного текста и технологии работы с ними», «Синтаксический и пунктуационный анализ», «Способы сжатия текста», «Формирование самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму»;
 формировать у обучающихся навыки самооценки и самокоррекции (регулятивные универсальные учебные действия), направленные на оценку собственной речи с точки зрения правильности – соответствия правописным и речевым нормам русского литературного языка, мотивировать осознанное исправление грамматических и речевых ошибок в письменной речи;
 организовывать работу с различными словарями русского языка и лингвистическими справочниками;
 включать различные задания на формирование метапредметных УУД;
 выстраивать работу по достижению метапредметных результатов обучения (умений сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, высказывать и аргументировать свою точку зрения, использовать связные тексты;
 включать в практику обучения материалов открытого банка заданий и оценочных средств, опубликованных на официальных сайтах ФБГНУ ФИПИ;
 повышать уровень профессиональной компетентности через системную работу с материалами, размещёнными на сайте ФИПИ, прохождениями курсов повышения квалификации.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
 провести региональные конференции, семинары по результатам ОГЭ с привлечением членов экспертных групп по проверке письменной части;
 провести региональные семинары (круглые столы, мастер-классы) с привлечением педагогов, показавших высокие результаты при подготовке к ОГЭ;
 выявить и внедрить наиболее успешные педагогические практики в подготовке обучающихся к ОГЭ;
 провести курсы по результатам анализа результатов ОГЭ, направленные на преодоление выявленных проблемных зон обучающихся
 создать на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» консультационные онлайн-площадки с целью трансляции успешного опыта подготовки обучающихся;
 интегрировать в процесс подготовки к ОГЭ современные педагогические технологии;
 продолжить работу по совершенствованию системы организации и подготовки к ОГЭ через повышение информационной компетенции педагогов;
 использовать сетевое профессиональное сообщество учителей русского языка «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups//21 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей русского языка, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития;
 предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей русского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы. Также предусмотреть проведение курсов повышения квалификации педагогов в области изучения инновационных методик, форм и способов формирования коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с ФГОС и диагностики образовательных результатов по русскому языку с использованием очных и дистанционных форм обучения;
 организовать адресную методическую поддержку учителям русского языка, через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.

4.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

o Учителям
Необходимо выстроить обучение русскому языку в системе основного общего образования (в том числе в процессе подготовки к экзамену в форме ОГЭ) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, дифференциации по уровню подготовки и ставить перед каждым ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом опираясь на самооценку и устремления каждого.

Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «2»)
Данная категория учащихся требует повышенного внимания, так как многие задания, упражнения не могут выполнять самостоятельно, поэтому необходимо уделить им особое внимание, помогать усваивать учебный материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока остальные обучающиеся работают самостоятельно. Главная задача, которая стоит перед учителем при работе с данной группой, — развитие умственных способностей, этому способствует — индивидуализация домашнего задания; оказание должной помощи в ходе самостоятельной работы на уроке; указание алгоритма выполнения задания; расчленение сложного задания на элементарные составные части.
При работе с этими обучающимися особенно важна работа по развитию речи, поэтому необходимо формировать речевую компетенцию путем комплексного анализа текста. Работа с текстом складывается из несколько этапов: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. При работе над формированием речевой компетенции преимущественно используются различные современные педагогические технологии, такие как Развивающее обучение, Разноуровневое обучение и Игровое обучение.
Развитию речи способствует работа со словарями, особенно со словарями эпитетов, антонимов и синонимов.
Комментированное чтение способствует расширению активного и пассивного лексического фонда обучающихся.
Для формирования орфографической зоркости следует применять следующие упражнения:
– письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривает учитель по слогам, затем обучающиеся диктуют себе хором по заданному образцу.
– списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами.
– комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Все обучающиеся должны попробовать себя в роли комментатора, сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные;
– письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираются правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем обучающиеся пишут данное предложение или текст под диктовку;
– письмо под диктовку;
– письмо по памяти.

Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «3»)
При работе с данной категорией обучающихся учитель должен развивать познавательную активность, поэтому целесообразно использовать упражнения, требующие поиска решений проблемных ситуаций, воспитывающие самостоятельность и уверенность в своих познавательных возможностях. При составлении индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся данной категории следует использовать методику, при которой они смогут перейти от теоретических знаний к практическим навыкам; выделять причинно-следственные связи, необходимые для выполнения заданий; применять уже отработанные навыки в новой ситуации. Чтобы устранить затруднения данной группы обучающихся, необходимо:
 усилить внимание к формированию лингвистической компетенции обучающихся, к освоению ими орфографических и пунктуационных умений, умений анализа языковых единиц;
 использовать задания для обнаружения изучаемых или изученных грамматических явлений, а также заданий, направленных на формирование практической грамотности;
 формировать практическую грамотность обучающихся, используя методику орфографического чтения.
Усилить внимание к формированию у обучающихся базовых логических, исследовательских действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Основные рекомендации для работы с категорией учащихся с высокой мотивацией
(преимущественно отметки «4» и «5»)
У выпускников, получивших отметки «4» и «5», заданий, выполненных на недостаточном уровне, не выявлено, однако также следует обратить внимание на формирование практической грамотности и формирование грамматического строя речи. Основные рекомендации для работы с данной категорией обучающихся:
 формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся (работа над исследовательскими проектами);
 развивать познавательный интерес школьников к самостоятельной творческой речевой деятельности в предметной и метапредметной областях;
 работать над практической грамотностью;
 совершенствовать умения обучающихся осуществлять речевой самоконтроль через систематическое редактирование собственных ответов, через разбор примеров типичных языковых нарушений.

Администрациям образовательных организаций
 разработать (локальный акт) (или внести корректировки), на основании которого организуется дифференцированное обучение;
 обеспечить коррекцию рабочих программ и методических подходов преподаванию предмета для повышения показателей качества подготовки выпускников;
 по результатам оценочно-диагностических процедур дифференцировать группы обучающихся по уровням освоения учебного предмета и/или по элементам предметного содержания с разным уровнем выполнения.

ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Организовать работу постоянно действующих онлайн-консультаций, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ОГЭ по русскому языку, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников.
Рекомендовать муниципальным органам управления образованием проведение семинаров, вебинаров, круглых столов и других мероприятий по организации дифференцированного обучения школьников.
Планируемые мероприятия методической поддержки изучения русского языка в 2024-2025 учебный год на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ОГЭ 2024 г.

№ Дата
(месяц) Мероприятие
( тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Сентябрь, 2024 Круглый стол «Анализ результатов ГИА по русскому языку и литературе: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Образовательные организации с аномально низкими результатами по предмету:

МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа»;

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»;

МБОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа»;

МОУ «Стародевиченская СОШ»;

МОБУ «Берегово-Сыресевская СОШ»;

МБОУ «Атьминская средняя общеобразовательная школа»;

МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»;

МАОУ «Козловская средняя школа»;

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»;

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»;

МБОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа»;

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
МБОУ «Сиалеевско-Пятинская средняя общеобразовательная школа»;
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»;

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. генерал-лейтенанта И.А. Арапова».
2 Октябрь,2024 Тематическое заседание регионального предметного клуба учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
3 Ноябрь, 2024 Панорама педагогических идей «Проблема повышения речевой и
языковой грамотности старшеклассников при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе» в рамках конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
4 Январь, 2025 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
5 Февраль, 2025 Курсы для учителей русского языка и литературы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе» (48 часов).
Программа размещена в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
6 Март, 2025 Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе: методические стратегии успеха» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
7 Март, 2025 Республиканский конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».

Проведение онлайн-консультаций по предмету русский язык общеобразовательных организаций с низкими результатами ОГЭ 2024 г:
 МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа»;
 МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»;
 МБОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа»;
 МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа»;
 МОБУ «Берегово-Сыресевская средняя общеобразовательная школа»;
 МБОУ «Атьминская средняя общеобразовательная школа»;
 МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»;
 МАОУ «Козловская средняя школа»;
 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»;
 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»;
 МБОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа»;
 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
 МБОУ «Сиалеевско-Пятинская средняя общеобразовательная школа»;
 МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»;
 МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. генерал-лейтенанта И.А. Арапова».

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Чушникова Наталья Викторовна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», методист, кандидат филологических наук, председатель предметной комиссии по русскому языку
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Медянкина Елена Владимировна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», методист кафедры основного и среднего общего образования
Курцева Ольга Анатольевна Министерство образования Республики Мордовия, заместитель начальника отдела общего образования

Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ -2024г. (ЕГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1.…по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям
1. Обязательное выполнение требований программ по литературе, государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Усилить внимание к обязательному прочтению школьниками художественной литературы, входящей в кодификатор ЕГЭ, заучиванию наизусть лирических произведений и овладению базовой литературоведческой терминологией.
3. Формировать у обучаемых умение связного речевого высказывания, для этого увеличить количество письменных работ по литературе и усилить аналитическую работу с ними начиная с 5 класса (сочинения разных жанров, редактирование и взаиморедактирование письменных высказываний).
4. Уделять особое внимание совершенствованию навыка написания больших сочинений (от 200–300 слов), предлагая разные жанровые характеристики письменных работ. Рекомендуется обсудить с учащимися различные формулировки тем сочинений и распределить их по типам в зависимости от предполагаемой стратегии выстраивания ответа.
5. На уроках литературы в старших классах первоочередными задачами считать следующие: обучение пониманию проблематики произведения в аспекте авторского замысла; развитие навыков письменного анализа текста в единстве формы и содержания; обучение сопоставительному анализу лирики; развитие активного словаря школьников, регулярная работа со словарями эпитетов, синонимов.
6. Работать по формированию «банка произведений» для сопоставительного анализа (кластеры, схемы).
7. Проводить работу по формированию организационных умений обучающихся (правильно читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки поставленного вопроса; внимательно читать инструкции по выполнению заданий разного типа; распределять время при выполнении проверочных, контрольных работ).
8. Особое внимание уделить анализу фрагмента (эпизода, сцены) эпического, драматического, лиро-эпического текста.
9. С целью повышения интереса к изучению литературы необходимо обращаться к произведениям современной литературы, входящим в круг чтения подростков, затрагивающих интересующие их темы и проблемы.
10. Эффективнее использовать в учебном процессе материалы, размещенные на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) – fipi.ru и сайтах, посвященных ЕГЭ: www.ege.edu.ru, www.ege.ru.
11. Особое внимание уделять метапредметному подходу при изучении литературы и подготовки к Единому государственному экзамену по данному предмету.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Повышать квалификацию педагогов, работающих в 10-11 классов через:
-обучающие семинары по анализу критериев проверки и оценивания экзаменационных работ, согласованности подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом для педагогов, не являющихся экспертами.
-обучающие семинары по теме «Современная литература» с приглашением преподавателей высшей школы и библиотекарей;
-мастер-классы педагогов, у которых учащиеся имеют стабильно высокие результаты ЕГЭ с целью трансляции опыта по подготовке к экзамену;
-продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышение профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества;
-организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ;
-обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров;
-использовать сетевое профессиональное сообщество учителей русского языка «Педагог13.ру» socpedagog13.edurm.ru/groups//21 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
1. Уделять особое внимание урокам, посвященным изучению поэтических произведений, в т.ч. лирики зарубежных авторов, поэзии второй половины 20 века, а также работе с поэтическими текстами с учетом художественных особенностей лирики.
2. Практиковать в образовательном процессе дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки. Придерживаться трех различных подходов к подготовке для групп учащихся 10–11 классов – в зависимости от уровня освоения предмета: для учащихся, которые потенциально могут набрать на ЕГЭ минимальное количество баллов (ниже порога и от минимального до 60), среднее (61-80 баллов) и высокое (81-100):
с низким уровнем подготовки:
– выполнение элементарных заданий базового уровня сложности, требующих знания литературоведческой азбуки;
– формирование умения анализировать формулировки тем сочинения, чтобы выбрать наиболее понятную для себя;
– формирование умения подкреплять свои тезисы обращением к тексту литературного произведения, привлекая его на любом доступном уровне;
– формирование умения формулировать главную мысль своего сочинения в соответствии с темой;
– ознакомить учащихся с критериями и форматом экзамена, объяснить структуру заданий;
– индивидуальные траектории обучения: разработать персонализированные планы подготовки с учетом уровня знаний и потребностей ученика;
– использовать многообразие форматов обучения: использовать различные методики (групповая работа, индивидуальные задания); применять визуальные и аудиовизуальные материалы;
– применять постепенное усложнение материалов: начинать с простых текстов и понятий; постепенно переходить к более сложным произведениям и идеям;
– делать акцент на ключевых темах и идеях: выделять основные литературные направления, темы и авторов; заниматься анализом ключевых произведений;
– проводить совместную работу и обсуждение: создавать условия для обсуждения текстов в малых группах; стимулировать обмен мнениями и идеями;
– использование технологий: применять онлайн-ресурсы и платформы для доступа к литературе; внедрять интерактивные элементы (викторины, тесты);
– проводить оценку и обратную связь: регулярно проводить контрольные работы для отслеживания прогресса;
– создавать мотивационную среду.
с удовлетворительным уровнем подготовки:
Ознакомить учащихся с критериями и форматом экзамена, объяснить структуру заданий.
– Индивидуальные траектории обучения:
Разработать персонализированные планы подготовки с учетом уровня знаний и потребностей ученика.
– Диагностика уровня знаний:
Оценить текущее знание учащихся и определить их сильные и слабые стороны.
–Углубленное изучение тем:
Фокусироваться на ключевых произведениях и их анализе, углубляться в темы и идеи.
– Разнообразие методов обучения:
Использовать различные подходы: групповые проекты, дискуссии, дебаты.
Применение кросс-дисциплинарных связей для углубленного изучения.
– Систематическое чтение и анализ:
Проводить занятия по чтению с рефлексией и критическим анализом текстов.
Внедрять техники анализа произведений.
– Проблемное обучение:
Выдвигать проблемы для обсуждения, которые требуют активного участия учащихся.
Стимулировать их размышления и выводы по поднятым вопросам.
– Поддержка развития самостоятельности:
Поощрять учащихся к самостоятельному выбору произведений для анализа.
– Регулярная оценка и обратная связь:
Проводить промежуточные аттестации для мониторинга прогресса.
Обеспечивать качественную обратную связь для роста и развития.
– Тематические лекции:
Организовывать дополнительные занятия с фокусом на важных для ЕГЭ по литературе темах и авторах.
Включать дополнительные материалы для расширения кругозора.
– Создание мотивационной среды:
Формировать положительный настрой на успешную сдачу экзамена, отмечая достижения и прогресс учеников.

со средним уровнем подготовки:
– внимательное чтение художественных произведений, входящих в кодификатор, и заучивание наизусть лирических стихотворений;
– совершенствование умения анализировать художественное произведение, в том числе лирическое, в заданном аспекте, не подменяя анализа пересказом или общими рассуждениями о его содержании;
– совершенствование умения аргументировать свои суждения примерами из художественного произведения;
– повышение уровня речевой культуры;
– систематическая работа с экзаменационными материалами:
– проводить регулярные тренировочные экзамены и анализировать ошибки;
– ознакомление с критериями оценки ЕГЭ и тренировочные задания.
– развитие самостоятельности;
– поощрять учащихся самостоятельно выбирать тематики для исследований и чтения;
– создавать условия для самоподготовки и самооценивания;
– обогащение словарного запаса и стилистики;
– проводить занятия по литературному редактированию и работе с текстами;
– поддержание мотивации;
–создавать положительную атмосферу в классе, отмечая достижения и успехи учащихся, что способствует их дальнейшему развитию и повышению интереса к предмету.

с хорошей и отличной подготовкой:
– активное расширение читательского кругозора, в том числе за счет знакомства с новейшей литературой; чтение и осмысление художественных произведений, не входящих в кодификатор;
– заучивание наизусть лирических стихотворений, свободное владение большим цитатным материалом;
– совершенствование навыков анализа текста в его родо-жанровой специфике;
– формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства, а также использовать соответствующие понятия для анализа литературного произведения;
– формирование языковой зоркости, умения редактировать собственный ответ.

o Администрациям образовательных организаций
1. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Литература» в 9-11 классах, обеспечить необходимость включения в него письменных заданий различного характера: анализ фрагмента эпического или драматического произведения, анализ лирического произведения, ответ на проблемный вопрос, сопоставительный анализ, написание сочинений, основанных на «диалоге искусств».
2. Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
3. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.
4. Включать в учебный процесс элективные курсы, рассматривающие более широкий аспект изучения литературных произведений, для выпускников, сдающих ЕГЭ по литературе.
5. Ежегодно разрабатывать и утверждать планы повышения квалификации педагогических работников ОО с учетом результатов оценочных процедур, в том числе ГИА, выявленных профессиональных дефицитов.
6. Включить в план методической работы наиболее актуальные для ОО темы, связанные с работой с обучающимися с разным уровнем предметной подготовки, например, «Направления работы с одаренными детьми», «Реализация проектной деятельности на уроках», «Формирование читательской грамотности у обучающихся» и др.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Рекомендуется проведение КПК для учителей русского языка и литературы на тему: «Методика обучения написанию сочинения (задания с развернутым ответом ЕГЭ по литературе, сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение). Данный курс помогает «закрыть» проблемные зоны, те дефициты, которые были выявлены при написании заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ по литературе, в том числе курс затрагивает вопросы принципиальных различий декабрьского сочинения, сочинения по русскому языку и полноформатного сочинения по литературе; в курсе будут рассматриваться разнообразие типов сочинения, методические аспекты привлечения текстов, использования литературоведческих терминов при написании сочинения.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Особое внимание следует уделять обучению методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением приемов художественной изобразительности, формированию умения самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.
Следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие знаний художественного текста, образной структуры.
В качестве продуктивной формы диагностики уровня подготовки выпускников необходимо продолжить традицию проведения республиканского тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ за месяц-полтора до основного срока экзамена.
Рекомендовать темы для обсуждения на методических объединениях учителей-словесников:
– «Обучение сравнительно-сопоставительному анализу художественного произведения на уроках литературы»;
– «Виды анализа литературного произведения на уроках литературы»;
– «Система работы учителя по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по литературе»;
– «Требования к написанию полноформатного сочинения на литературную тему»;
– «Современный литературный процесс».

4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Рекомендуется проведение КПК для учителей русского языка и литературы на тему: «Особенности подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе» (задания с развернутым ответом ЕГЭ по литературе, сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение). Данный курс помогает «закрыть» проблемные зоны, те дефициты, которые были выявлены при написании заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ по литературе, в том числе курс затрагивает вопросы принципиальных различий декабрьского сочинения, сочинения по русскому языку и полноформатного сочинения по литературе; в курсе будут рассматриваться разнообразие типов сочинения, методические аспекты привлечения текстов, использования литературоведческих терминов при написании сочинения.
Кроме того, рекомендуем следующие направления повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования:
– «Смысловое чтение и анализ художественного текста в школе»;
– «Дифференцированная работа на уроках литературы»;
– «Организация самостоятельной работы учащихся по анализу художественного текста на уроках литературы»;
– «Специфика выполнения и оценки заданий ЕГЭ по литературе»;
– практикумы на основе вебинаров ФИПИ, семинары для педагогов, имеющих выпускные классы, а также для учителей, которые впервые готовят обучающихся к ЕГЭ по литературе.
Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей русского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
Организовать адресную методическую поддержку учителям русского языка и литературы через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.

5.1.2. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Круглый стол «Анализ результатов ГИА по русскому языку и литературе: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Председатели и эксперты предметных комиссий, руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
2 Консультации для учителей русского языка и литературы по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
3 Панорама педагогических идей «Проблема повышения речевой и
языковой грамотности старшеклассников при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе» в рамках конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
4 Тематическое заседание регионального предметного клуба учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» Руководители районных методических объединений учителей русского языка и литературы.
5 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
6 Вебинар «Анализ результатов регионального тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ по литературе».
Место проведения ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
7 Консультации для учителей русского языка и литературы по проведению ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
8 Семинар для экспертов предметной комиссии по литературе ЕГЭ «Структура и содержание КИМ по предмету, назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципы и методы их разработки».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии по литературе ЕГЭ.
9 Курсы для учителей русского языка и литературы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе» (48 часов).
Программа размещена в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
10 Курсы для экспертов предметной комиссии по литературе по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка председателя и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по литературе» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Эксперты предметной комиссии.
11 Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе: методические стратегии успеха» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.
12 Консультирование участников ЕГЭ по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением учителей литературы, вошедших в республиканский методический актив.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.

13 Консультирование участников ЕГЭ по литературе учителей и родителей в рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Родители, учителя русского языка и литературы.
14 Республиканский конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя русского языка и литературы.

5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.

Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Публикация статей педагогических работников об обучении русскому языку в журнале «Педагог13.ру»
pedagog13.ru/#sppb-carousel2

2 Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по литературе или получили высокий балл по предмету (МОУ г.о. Саранск: «Гимназия №19», «Гимназия №12», «СОШ с УИОП №16», «СОШ с УИОП №39»)
3 Проведение мастер-классов педагогами, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по литературе или получили высокий балл по предмету (МОУ «Гимназия №12», «СОШ №10», «Центр образования «Тавла» – СОШ №17»)
4 Выявление опыта работы школ с высокими результатами по литературе, рассмотрение возможности открытия на их базе стажировочных площадок, площадок передового педагогического опыта
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения муниципальных, региональных диагностических работ для учителей русского языка и литературы.
2. Диагностические работы в рамках курсов повышения квалификации для председателя и экспертов предметных комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ) по литературе.
3. Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах ЕГЭ с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.

5.1.4. Работа по другим направлениям

Для повышения уровня подготовки обучающихся к ГИА формировать навыки функциональной (читательской грамотности), вести методическую работу с педагогами в данном направлении. Сформированный высокий уровень читательской грамотности способствует успешному прохождению всех форм ГИА.
Проведение онлайн-консультаций, педагогических десантов по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ, участвующих в реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения», в период 2024-2025 учебного года.
Организация наставничества над молодыми учителями русского языка и литературы.
Продолжить работу со школами с низкими результатами в 2024-2025 году (с учетом актуализированного списка, в том числе на основе результатов ГИА).

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Мардаева Татьяна Валерьевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Луховский лицей» городского округа Саранск, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук, председатель предметной комиссии по литературе
Специалисты, привлекаемые к подготовке методических рекомендаций на основе результатов ЕГЭ по учебному предмету
Бирюкова Ольга Ивановна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», доктор филологических наук, профессор кафедры литературы, заместитель председателя предметной комиссии по литературе
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Медянкина Елена Владимировна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13.ру»
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования

Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ -2024г. (ОГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА»

4.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям
Анализ КИМ и результатов выполнения экзаменационной работы по литературе показывает актуальность некоторых наиболее общих рекомендаций по внедрению современных подходов к преподаванию литературы в основной школе, данных членами федеральной и региональной предметной комиссии по литературе в предыдущие годы:
– обратить особое внимание на формирование у учащихся умения анализировать лирическое и лироэпическое произведение в единстве формы и содержания, что в полной мере соответствует задачам курса 9 класса и имеет большое значение для дальнейшего изучения литературы в 10-11 классах на базовом и углублённом уровнях
– начиная с 5 класса вести последовательную систематическую работу по обучению учащихся написанию связного текста на основе литературного материала, проводить специальные уроки обучения сочинению, широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие аудиторные письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут
– оценивать точность ответа на поставленный вопрос, глубину понимания учащимися авторской идеи и умение ее истолковать, сформированность умения логически мыслить, обращать особое внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении, формулировать собственное отношение к героям и т.п.
– добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов в практике школьного анализа художественного произведения, систематически работать над формированием навыка грамотного и уместного использования литературоведческой терминологии
– широко использовать в образовательном процессе банк открытых заданий Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
– в урочной и внеурочной деятельности через проблемные ситуации создавать условия, способствующие формированию заинтересованности учеников в освоении программных произведений русской литературы
– практиковать «медленное» чтение литературного произведения, чтение «под микроскопом» как средство, развивающее внимание к художественному слову и его роли в воплощении авторского замысла; учить школьников находить тропы и фигуры речи, объяснять их функцию
– подготовку к экзамену начинать с проработки демоверсии, кодификатора, спецификации, особое внимание уделить критериям оценивания и структуре КИМ
– проводить внутренние и внешние диагностические процедуры, близкие к формату ОГЭ, и анализировать их результаты
– создавать условия для формирования и развития читательской грамотности обучающихся.
Рекомендации должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.

4.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

o Учителям
Группа 1
(обучающиеся, получившие отметку «2»)
1. Школьникам с низким уровнем мотивации необходимо давать стимул к внимательному чтению художественных произведений. Подмена осмысленного чтения литературного произведения поверхностным знакомством с его содержанием затрудняет понимание школьниками текста произведения, ведёт к грубым фактическим ошибкам.
2. Главный ресурс получения положительного результата участниками группы – задания базового уровня сложности, развёрнутые ответы ограниченного объёма (задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2). При подготовке к экзамену больше внимания следует уделять этим заданиям. Большей отработки требуют задания, связанные с анализом элементов художественной формы.
3. Включать в обучение школьников данной группы такой вид деятельности, как определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления. Это позволит улучшить результаты выполнения сопоставительных заданий слабо мотивированными обучающимися.
4. Организовать работу по освоению базовых теоретико-литературных понятий. Алгоритм работы по освоению терминологии участниками этой группы:
 осмыслить определение теоретико-литературного понятия, приведённого в учебнике или словаре;
 найти ключевое слово в определении и понять его значение;
 соотнести определение приёма и конкретный пример его реализации в художественном тексте.
5. Обратить особое внимание на подготовку к сочинению, так как оно типологически близко к заданиям, посильным выпускникам с низкой мотивацией. Алгоритм работы над сочинением:
 внимательно прочитать и осмыслить формулировку темы;
 дать прямой ответ на поставленный вопрос;
 логически правильно построить рассуждение;
 включить теоретико-литературные понятия в сочинение;
 основные тезисы ответа соотносить с формулировкой темы, аргументировать их на основе художественного произведения.
6. Работать над повышением речевой грамотности обучающихся с низким уровнем мотивации.
Группа 2
(выпускники, получившие отметку «3»)
1. Возможность существенного повышения результата представителями группы связана с активным расширением читательского кругозора: внимательное чтение и осмысление художественных произведений, заучивание наизусть лирических стихотворений.
2. Формировать навык анализа текста, особенно лирического, в его жанрово-родовой специфике. Систематическое изучение лирики, представленной в школьном курсе литературы, развитие умения воспринимать и интерпретировать незнакомое стихотворение – важные направления подготовки к экзамену.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Формировать у обучающихся навыки, способствующие повышению результативности в выполнении сопоставительных заданий.
5. Обучать школьников умению понимать и раскрывать тему сочинения остаётся значимым аспектом подготовки к экзамену:
 уметь вчитаться в формулировку темы;
 вычленить в ней ключевые слова;
 выявить констатирующую часть;
 осмыслить вопрос, ответом на который должна стать главная мысль сочинения.
6. Обучать школьников умению в сочинениях разного объёма привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа важных для выполнения задания элементов произведения.
7. Систематически использовать термины для анализа художественного текста, обучать школьников поиску средств выразительности в художественном тексте и определению их художественных функций.
8. Знакомить обучающихся с видами речевых ошибок. Способствовать повышению речевой грамотности у обучающихся.
Группа 3
(выпускники, получившие отметку «4»)
1. Повышать мотивацию школьников к осознанному, творческому чтению литературных произведений.
2. Создавать условия для заучивания наизусть стихотворений и фрагментов из них, цитат из эпических произведений.
3. Совершенствовать умения обучающихся выполнять задания базового уровня, связанные с анализом художественной формы.
4. Отрабатывать на уроках алгоритм выполнения сопоставительного задания. В систему подготовки к экзамену выпускников с хорошей мотивацией нужно включить задания, нацеленные на совершенствование навыков сопоставительного анализа произведений, в том числе стихотворений разной тематики, проблематики, разных литературных направлений.
5. При обучении школьников написанию сочинения на литературную тему опираться на критерии оценивания развёрнутых ответов, обратить особое внимание на аспект: «глубокое и многостороннее раскрытие темы сочинения».
6. В систему подготовки к экзамену включать задания, нацеленные на совершенствование умения привлекать текст произведения для аргументации суждений на уровне анализа фрагментов, образов, микротем и деталей.
7. На уроках литературы актуализировать знания теоретико-литературных понятий для формирования умения использовать их как инструмент анализа художественного текста.
Группа 4
(выпускники, получившие отметку «5»)
1. Углублять знания обучающихся по теории литературы, стихосложению; совершенствовать умение интерпретировать произведение, используя теоретико-литературные понятия для его анализа.
2. Совершенствовать умение сопоставлять лирические произведения в различных ракурсах, выявлять черты их сходства и различия, учить созданию композиционно сбалансированного монологического высказывания.
3. Совершенствовать умение использовать текст для аргументации на уровне анализа важных для выполнения задания элементов текста произведения при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4. Поддерживать стремление школьников к свободному владению большим цитатным материалом.

o Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением рабочей программы по литературе, федерального государственного образовательного стандарта, концепции преподавания русского языка и литературы в РФ.
2. Выявить «проблемные» для выпускников школы заданий ОГЭ по литературе. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–9 классов с целью мотивации занятий литературоведением, расширения филологического кругозора.
5. Организовать элективные курсы по подготовке к ОГЭ по литературе.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих высокие результаты ОГЭ. Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации;
– усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ОГЭ по предмету «Литература»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
– обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показывающих низкие образовательные результаты по литературе;
– организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через участие в программах повышения квалификации и закрепление наставников, из числа педагогов, показывающих высокие образовательные результаты по литературе;
– инициировать проведение открытых уроков ведущими педагогами филологами, в том числе по наиболее сложным темам в преподавании предмета, с обязательным участием педагогов общеобразовательных организаций, где в качестве итоговой аттестации выбрана литература
– обеспечить участие в постояннодействующих методических семинарах по вопросам подготовки к итоговой аттестации на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» 100% педагогов, чьи обучающиеся в качестве итоговой аттестации выбрали литературу.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ОГЭ по учебному предмету
Чичулина Наталья Викторовна МОУ «Луховский лицей» городского округа Саранск, учитель русского языка и литературы, председатель предметной комиссии ОГЭ по литературе
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Курцева Ольга Анатольевна Министерство образования Республики Мордовия, заместитель начальника отдела общего образования

Загрузка...
3 месяца назад
#
Программа августовских вебинаров Фонда наследия Менделеева
совместно с АО «Издательство «Просвещение» и авторами учебных
пособий по теме: «Современные подходы в школьном образовании
в 2024/2025 учебном году»
Регистрация на вебинары осуществляется по ссылке:
forms.gle/TycMWXeTyGJPGg2X7
Загрузка...