Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2022 по биологии позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
– необходимо своевременно изучать нормативно-правовые документы, кодификатор и спецификацию ЕГЭ по биологии, методические рекомендации ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материалы, размещенные по адресу fipi.ru/ege;
– необходимо ознакомиться с содержанием КИМ ЕГЭ 2023 года;
– в процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по биологии 2022 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки, и затруднения обучающихся.
– структурировать биологическое содержание всего курса за весь курс обучения. Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание, а повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний;
– в системе контроля использовать практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса биологии и других предметов естественно-научного цикла, возможность школьного курса биологии и организовывать частично-поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся, так как логика построения курса позволяет постоянно повторять применительно к конкретным веществам некоторые основные понятия. Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее полученные знания в новых условиях;
– необходимо обратить внимание на методы биологических исследований, использующие конкретные биологические науки, объекты и процессы, которые изучают эти науки, уровни организации живого;
– особое внимание обратить на ключевые, системообразующие биологические термины и понятия: в разделе «Общая биология»: обмен веществ и превращения энергии, энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, хромосомный набор, митоз и мейоз, наследственность, гаметогенез, нейрула, бластула, изменчивость, ароморфоз, идиоадаптация, популяция, вид, видообразование, дегенерация, эволюция, экосистема, биоценоз, трофические связи, биосфера и др.; в разделе «Человек и его здоровье»: орган, ткань, система органов, рефлекс, иммунитет, поведение, нейрогуморальная регуляция, нейрон, торможение, возбуждение, гормон и др.; в разделах «Растение», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»: растительные ткани, органы растений, многообразие растений, онтогенез растений, жизненный цикл растительного организма, генеративные и вегетативные органы, гаметофит, спорофит и др.; в разделе «Животные»: систематика животных, органы, системы органов животных, онтогенез животных, типы нервных систем, метаморфоз, клоака, гермафродитизм и др. Отдельное внимание следует уделить важнейшим биологическим теориям, законам и закономерностям, а также умению с их помощью объяснять процессы и явления в природе и жизни человека;
– проводить демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, позволяющие учащимся непосредственно знакомиться с биологическими объектами, их морфологией, физиологией и систематикой.
Приемы обучения, направленные на предотвращение выявленных дефицитов в подготовке обучающихся:
– систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий;
– включать в работу с обучающимися задания не только базового, но и повышенного уровня сложности для отработки умений и навыков (например, задания на группировку явлений и событий по заданному признаку, соотнесение данных разных типов источников);
– подбирать дифференцированные задания, включающие различные приёмы, помогающие обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или связанные с увеличением объёма и сложности задания;
– развивать когнитивные умения школьников, что включает выполнение заданий творческого характера, умение строить логические заключения и делать выводы, решать проблемные задачи, систематизировать изученный материал;
– использовать на уроках тексты из других предметных областей, описывающие место и роль естественно-научных знаний в жизни, технике, сбережении здоровья человека и окружающей среды;
– при подготовке к выполнению заданий на множественный выбор полезно заполнение схем и сравнительных таблиц, также как и при выполнении заданий на соответствие, поскольку в скрытом виде в этих заданиях присутствует сопоставление;
– выполнение заданий на включение в текст пропущенных терминов требует дополнительной работы с понятиями и терминами;
– организовывать различные виды работы, нацеленные на понимание и преобразование научного (научно-популярного) текста. Практически во всех заданиях данного типа требуется привлечение дополнительных знаний из курса биологии, опыта повседневной жизни, формирование навыков грамотного использования речевых средств. Задания на составление рациона питания должны выполняться при изучении обмена веществ в 8 классе, поскольку это настоящие практико-ориентированные задания, формирующие умения, которые будут востребованы в течение жизни обучающихся;
– осваивать и использовать естественно-научные, в частности биологические, знания для приобретения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов;
– понимать основные особенности естественно-научных, в том числе биологических исследований;
– обратить внимание на формирование у обучающихся следующих знаний и умений: знать и понимать методы научного познания, строение и признаки организмов разных царств, особенности оплодотворения у цветковых растений и индивидуального развития организма; уметь объяснять причины эволюции видов, человека, биосферы; устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы, уметь анализировать результаты биологических экспериментов по их описанию и делать выводы;
– научить представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный порядок выполнения заданий, выявлять причинно-следственные связи;
– больше внимания и времени уделять заданиям, мотивирующим обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать.
Предметные и метапредметные аспекты подготовки обучающихся (технологии):
– обеспечить системное освоение обучающимися основного содержания курса биологии (профильный уровень) и обучение оперированию разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников;
– проводить регулярный мониторинг по отработке отдельных умений при прохождении текущего контроля с использованием задания различного типа;
– практиковать задания на научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, формулирование выводов на основе сравнения, оценивание и прогнозирование биологических явлений, решение биологических задач разного уровня сложности;
– при решении генетических задач обращать внимание на правильное оформление, соответствие современной генетической символике, скрупулезное прочтение условия задачи, анализ содержания и составление плана решения, тренировать навыки работы с цифровыми данными. Необходимо разбирать решение типовых задач по генетике и цитологии;
– рекомендовать в качестве методической помощи учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ использовать материалы:
-открытый банк заданий ЕГЭ сайт ФИПИ www.fipi.ru;
-учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ сайт ФИПИ www.fipi.ru;
— Полежаева Л.Г. ЕГЭ 2022. Биология: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Л.Г. Прилежаева. —– М.: Издательство «Экзамен», 2022. 354 с. 100ballnik.com/wp-content/uploads/2021/09/EGE2022_sbornik_biologia_Prilezhaeva.pdf;
-Рохлов В.С., Саленко В.Б., Котикова Н.В… ЕГЭ-2022 Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. ФИПИ – М.: Издательство: Национальное образование,2022. 118 с. www.labirint.ru/books/822305/.